Конспект урока естествознания в 3-м классе по теме: "Прирожденные разрушители" (грибы)

Разделы: Начальная школа


Форма: урок-спектакль.

Цель:

  • выяснить, почему грибы не относятся ни к царству растений, ни к царству животных;
  • выделить характерные признаки грибов;
  • выяснить функцию грибов в экосистеме;
  • развивать творчество детей, актёрские данные, мышление;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: фото лишайников, костюмы героев, декорации.

Подготовительная работа: изготовление масок на уроках технологии; репетиция урока с детьми (5-7 кл.); изготовление декорации (ёлочки, цветы, грибы).

Участники 5-7 классов: Лена, Миша, Мухомор, Подберезовик, Лишайник.

I. Организационный момент, объявление темы, актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, сегодня вместе с героями нашего учебника Леной и Мишей мы отправимся в лес за грибами. И как всегда узнаем много нового. Сегодня случится то, что никогда не происходит в жизни. Грибы оживут и даже будут ходить.

Звучит запись голосов птиц, постепенно затихая. Лена и Миша собирают грибы.

Лена: Миша, смотри какой гриб-боровик я нашла.

Миша: Правда! Он такой крепкий и красивый.

Лена: Интересно, грибы — это растения или животные?

Миша (уверенно): Грибы живут как животные: у них ведь нет хлорофилла.

Лена: Но ведь они не бегают, как животные, значит это растения.

Миша: Давай не будем спорить, а вместе с другими ребятами выясним, по каким признакам различают растения и животные.(Ответы детей). У многих растений есть листья, стебель, корень, цветок; чаще зелёная окраска; постоянно растут; не передвигаются с одного места на другое. У животных разнообразная окраска; они растут до определённого момента, затем стареют; передвигаются с места на место.

Лена: Что же получается, грибы растут на одном месте, но они не зеленые, а очень даже разные по цвету.

II. Объяснение новой темы.

Оживает Мухомор.

Мухомор: Простите, я подслушал ваш разговор и решил развеять сомнения. Мы—– грибы — не относимся к ни к растениям, ни к животным, а представляем царство грибов. Наши клетки растут и делятся в одном направлении. Поэтому они разрастаются в длинные нити — грибницу. Это и есть наше тело, наш организм. С его  помощью из питательной среды, мы всасываем через стенки клеток органические вещества. Поэтому ее ни в коем случае нельзя повреждать, когда вы собираете грибы.

А теперь я задам вам задачку: сколько организмов расположено на этом рисунке?

(На рисунке расположено три плодовых тела, страница 49).

Мухомор: На самом деле здесь всего один организм. Но он образовал три плодовых тела, состоящих из туго скрученных нитей грибницы, как из ваты.

Звучит быстрая музыка. На сцену плавно вылетают споры гриба.

Лена: Ой, а это кто? (Прячется за Мишу).

Мухомор: Со временем на плодовых телах созревают и разлетаются мелкие споры. Ими размножаются грибы. Вслед за этим плодовые тела отомрут. А грибница продолжит свою невидимую подземную жизнь.

Одна из спор: Мы настолько малы и невесомы, что всегда присутствуем в воздухе.

2-я спора (мечтательно): Стоит вам, людям, забыть остатки еды на несколько дней, как из спор, попавших на продукты, появляется плесень — серая, зеленая, голубая, желтая… восторгом).

Мухомор: Все это — разные виды грибов. Давайте спросим у ребят, зачем нужна плесень?

(Эти грибы следят за тем, чтобы ничто не пропадало зря, не залеживалось в виде мусора).

Миша: Значит грибы — мусорщики?

Мухомор: Да, такие как мы питаются почвенным раствором, а другие поселяются в отмерших организмах. Мы превращаем органические вещества в неорганические, минеральные; в вещества, нужные растениям.

Лена: Значит и грибы помогают перерабатывать каждый год листья, чтобы они не накапливались в лесу? Здорово!

Оживает Подберезовик.

Подберезовик: Здравствуйте! Грибы живут не просто в почве. Мы оплетаем живые корни многих растений. Такие сплетения называются — микроза. Через нее мы получаем нужные органические вещества, а корень растения — минеральные вещества. Так мы помогаем друг другу. Угадайте, что это за грибы, разгадав загадки.

(1. Подберезовик. 2. Подосиновик.)

Подберезовик: Молодцы! Вот так мы дружим с деревьями. Но еще интереснее содружество грибов с водорослями. Оно бывает настолько крепким, что гриб и водоросль уже не могут жить по отдельности. А что получается их этого, вы узнаете, посмотрев фотографии. Вот какие они разноцветные.

Подберезовик показывает фото лишайников.

Лена: Как же они называются? (Лишайники).

Миша: Но почему их так много в лесу, а в городе нет?

(В городе загрязненный воздух, а лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха.)

Оживает лишайник.

Лишайник: Здравствуйте! Вы правы, я лишайник. По мне можно судить о чистоте воздуха, которым вы дышите. Поэтому вам — людям — нужно заботиться о чистоте окружающей среды.

Лена: А какие грибы самые маленькие?

Лишайник: Это наши младшие братья — дрожжи. Они одни из самых мелких грибов, потому что одноклеточные и не образуют нитей грибницы. В природе вы можете увидеть белый налет дрожжей на сливах и винограде.

Лена: С помощью этих маленьких грибов мама печет нам вкусные пирожки и булки?

Лишайник: Ты права. А еще их применяют при изготовлении вина и пива.

Миша: А что дрожжи делают с тестом?

Лишайник: Они подвергают брожению сахар, который кладут в тесто. Образуется углекислый газ и спирт. Спирт испаряется, а углекислый газ, собираясь в пузырьки, расширяет тесто — оно становится пышным.

Лена: А что такое брожение? Ребята, может быть вы знаете? Мне кажется, пора заглянуть в наш словарик. (Словарик в учебнике) .

Брожение — это способ получения энергии из органических веществ без помощи кислорода. Некоторые простые организмы используют его вместо дыхания.

Лишайник: Все правильно. Но грибы могут еще очень много полезного. Об этом вы узнаете из вашего учебника. А волшебный час, когда мы можем оживать заканчивается. Пора прощаться. До новых встреч, ребята.

Лена и Миша: До свидания! Нам было интересно с вами.

Уходят со сцены.

III. Подведение итогов. Организация домашнего задания.

Учитель: Ну что ж, ребята, я надеюсь вы узнали много из разыгранной перед вами истории. И узнаете еще больше, прочитаете рассказ на странице 47–49 и ответите на вопросы на странице 50, выполните упражнение 8 и 9.

На этом урок окончен.