“Чем ярче проявляет себя
индивидуальность,
тем больше оно стремится к единению со всем
сущим”.
Р.Тагор
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.
Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей?
На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, и в то же время именно занятие любимым делом дает человеку возможность раскрыть свой талант, проявить себя как личность. Таким образом, обязательным условием воспитания одаренного ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга. Ведь под интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
Так как интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что для оценки урока как интегрированного необходимо участие обоих (нескольких) учителей или обязательное использование на одном уроке материала по всем интегрируемым предметам.
Рассмотрим фрагмент интегрированного урока физкультуры и информатики в 7 классе по теме “Прыжки с места в длину. Прыжок “куобах””. Целью данного урока являлось изучение прыжка “куобах” как подводящий прыжок в длину. На данном уроке, на этапе теоретического объяснения материала для введения понятия (прыжок “куобах”), для отработки всех фаз прыжка (от “толчка”, “полета”, до “приземления”) применялось сравнительное изображение, в замедленной видео- и фото съемке, показывающее прыжок, выполняемый мастером спорта и обычной учащейся школы. На этапе закрепления теоретических знаний по данной теме предлагался кроссворд, позволяющий еще раз вспомнить новые понятия. Данный урок проводился одним учителем физкультуры, хотя был разработан совместно с учителем информатики.
Основанием интеграции может служить, например необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных навыков и умений учащихся, и невозможность изолированного преподавания предметов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в учебных программах. Предположим, педагоги планируют совместно выработать у учеников определенные знания и подходы к изучаемому материалу. Возможно, психологическая характеристика класса указывает на необходимость развивать внимание, тренировать память учеников, расширять круг их познавательных интересов или обучать конкретным мыслительным операциям, учебным приемам. Тогда педагоги должны, используя соответствующий по времени материал, придумать те внешние эффекты, которые укажут на важность изучаемого способа деятельности для разных сфер жизни:
1. “Реакция удивления” - “ вот где еще это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать и т.д.”
2. “Сравнение” - “вот вы недавно строили на уроке коллеги А. схему…Помните? Посмотрите, как это похоже на то, что мы делаем сегодня”
3. “Напоминание” - прием, обычно проводимый через заимствованный материал (например, рисуя на уроке какое-то животное, спрашиваем, что помнят о нем учащиеся).
4. “Ожидание узнавания или мнимая ошибка” - введя элемент материала, известного по другому уроку, делаем паузу, ожидая продолжения, или нарочно поступаем неточно, ошибочно, предлагая эту ошибку исправить.
Рассмотрим интегрированное факультативное занятие по информатике, математике, истории, астрономии в 6 классе по теме “Астрономия на координатной плоскости”.
Целью занятия являлось закрепление умений и навыков по построению точек и фигур на координатной плоскости с помощью компьютерной программы “Координатная плоскость”, используя при построении ранее изученные мифы и легенды Древней Греции и новые понятия созвездий из курса астрономии. На занятии учащиеся, вспомнив некоторые легенды и мифы, известные им из курса истории, строили на координатной плоскости созвездия, носящие имена героев этих мифов (Большая и Малая медведицы, Пегаса, Андромеды ит.д.). Здесь использовался способ “реакция удивления” (вот где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать…).
Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим испытанием для педагога, например, может явиться такой тип интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.
Рассмотрим интегрированный урок информатики и математики в 9 классе по теме “Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными”. Целью данного урока являлось закрепление знаний, умений навыков по графическому решению систем уравнений и отработка умений решать эти же системы уравнений с помощью электронных таблиц Excel. Данный урок проводился как урок- практикум, на котором учащиеся решали системы уравнений графическим способом в тетрадях, получая приближенный решения, и уточняли точность значений с помощью построения графиков и диаграмм в электронных таблицах Excel. На этапе самостоятельного решения предложенных систем уравнения учащиеся, работая в паре, выбирали каждый способ решения, сравнивая полученные результаты и делая вывод об оптимальном и удобном на их взгляд решении. Данный урок проводился двумя учителями математики и информатики, которые равноправно, согласованно, с хорошим взаимопониманием сочетали разное мастерство, характер и темперамент.
Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика “межпредметных” связей. Применяя новую технологию, педагог порой удивляется тому, как ученики быстро освоили необходимую информацию, приобрели необходимый навык.
Интегрировать можно все предметы. Математика и русский язык лучше интегрируются в процессе обобщения, закрепления, повторения. Литература и предметы гуманитарного цикла интегрируются со всеми предметами на любом этапе прохождения учебного материала.
Рассмотрим интегрированный урок информатики и географии в 7 классе по теме “Австралия”. Целью данного урока являются закрепление знаний учащихся по выявлению особенностей материка Австралия с помощью графического редактора Paint и электронных тестов. На уроке учащиеся работали в 4 командах, две из которых отвечали на вопросы учителя географии по данной теме, две другие работали на компьютерах, где с помощью графического редактора Paint наносили на карту природные зоны и номенклатуру материка, размещали животных согласно местам их проживания. Далее команды менялись местами. Проводилось электронное тестирование учащихся по заданной теме, и в конце урока при подведении итогов учителями демонстрировался фильм об Австралии.
Активная работа любого учителя по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них способностей к творческим мыслительным операциям.
Рассмотрим интегрированный урок информатики и геометрии в 8 классе по теме “Задачи на построение”. Целью данного урока является развитие интеллектуальных умений, связанных с поиском способов решения задачи в условиях ограниченных возможностей. На уроке дети приобретали умения при отсутствии специальных инструментов (линейки, транспортира, циркуля) моделировать основные геометрические операции (делить отрезок пополам и на n равных частей, строить окружность с заданным радиусом, делить угол пополам и т.д.) в среде графического редактора Paint и доказывать правильность построения с помощью известных свойств и теорем.
Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук.
Возникает вопрос: какова роль урока информатики и положение его среди других общеобразовательных предметов в процессе интеграции учебных предметов в средней школе. Обсуждая этот вопрос можно выделить 3 основных базовых сценария – взаимодействие через экспансию, взаимодействие через уточнение и размежевание предметных областей, взаимодействие через интеграцию.
Экспансия – превратить курс информатики в сквозной обязательный курс с 1 по 11 класс и поддерживать с помощью него преподавание других учебных предметов (включая, русский и иностранные языки, математику, различные дисциплины естественно – научного цикла). Здесь информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.
Размежевание – освободить курс информатики от несвойственных ему составляющих, передав все специальные вопросы в смежные учебные предметы (например, в технологию). Оставшееся ядро и будет составлять содержание курса.
Интеграция – включиться в интеграцию учебных дисциплин, начать разработку модульных курсов “с информатическими составляющими”, стимулировать коллективное педагогическое действие, направленное на постоянное создание “гибких учебных планов” в школе.
Первый и второй сценарий построены на схеме “соперничества за ресурсы” между представителями отдельных учебных предметов. Третий основан на схеме сотрудничества. Действительно интеграция учебных дисциплин возможна лишь на “добровольной и взаимовыгодной основе”. Здесь все строится исходя из общих для всех интересов отдельного ученика. На претворение этого сценария работают и те, кто пытается выделять и разрабатывать отдельные модули по информатике, пробует формы совместного обучения информатике и другим общеобразовательным дисциплинам. Все работы по установлению и углублению межпредметных связей также способствуют развитию этого сценария. Этому способствует и расширяющее использование компьютеров в ходе преподавания отдельных дисциплин и распространение Интернет.
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.
Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.
Давайте поможем ребенку увидеть красоту и целостность окружающего мира!