"Народные традиции" (из опыта совместной работы студии декоративно-прикладного искусства "Фантазия" и педагогического коллектива)

Разделы: Внеклассная работа


Социально-политические и экономические преобразования современного общества привели нас к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

“Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…”, – так говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Общие подходы в воспитании, потребности времени, диктующие единые цели и задачи, подвигли педагогов Центра Детского Творчества и начального звена СШ №1 к созданию совместной программы воспитания и обучения младших школьников.

Мы призваны воспитывать у подрастающего поколения национальное достоинство русского человека, которое, в большинстве своем, утрачено сегодня. Только обращение к народному творчеству в состоянии формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство и многие другие.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясным, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Потому основа нашей педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его права проявлять свое “Я” на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Разрабатывая основы совместной воспитательной программы, творческая группа руководствовалась следующими принципами:

  • целостность педагогического процесса: единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
  • взаимодействие институтов воспитания: семьи, школы, учреждения дополнительного образования, общества;
  • творческое начало воспитания;
  • культуросообразность – соответствие этапов вхождения в пространство народной культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества;
  • сотворчество – совместный поиск истины.

Цели программы:

Создание единого учебно-воспитательного пространства, в котором приоритетными являются личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение к историческим корням, друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. Развитие интегрированной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, через вхождение его в мир русской культуры со знанием истории своего народа.
  2. Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, семьи и социальных институтов воспитания.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование системы взаимодействия дополнительного образования и школы.
  4. Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик учебно-воспитательной работы с учетом народной педагогики.
  6. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
  7. Развитие форм ученического самоуправления.
  8. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.
  9. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и их семьями.

СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

- Муниципальное Образовательное Учреждение СШ № 1.

- Муниципальное Образовательное Учреждение ЦДТ г. Саяногорск.

схема организации совместной воспитательной работы по программе

тематический план уроков по предмету “Окружающий мир” и занятий в рамках курсов “Народная игрушка” и “Народоведение и фольклор”

ШКОЛА ЦДТ
окружающий мир народная игрушка народоведение и фольклор
Родная природа. “Сентябрь холоден, да сыт” “В каждой избушке – свои игрушки”. Народные игрушки, связанные с крестьянским календарем. Край наш стариной чудесен.
“В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся” Игрушки – не балушки. Первые детские игрушки. Игрушки-обереги. Какой сегодня день? Осенины.
Ноябрь – зиме родной брат. Древние славянские праздники. История славянской игрушки. Кузьминки - об осени поминки.
В декабре, в декабре – все деревья в серебре. Как встречают Рождество в разных странах. Игрушки разных народов. Рождественские посиделки.
Январь – году начало, зиме середина. Смешение христианских и языческих обрядов. Изготовление масок и др. атрибутов. Крещенский вечерок.
Какого народа ты сын? Народные русские игрушки из разных материалов. Дом, открой свою тайну (комплексное занятие).
Золотые руки народа. Знакомство с русской матрешкой. Масленица широкая.
Март – начало весны. Традиции встречи весны. Жаворонки из теста. Красно солнышко, покажись, в дорогу снарядись.
Апрель: стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. Волшебные помощники – игрушки, помогающие детям осваивать окружающий мир. Веснянки.
Апрель – с водой, май – с травой. Хороша Дуняша. (русский костюм: традиции, орнамент, узор). Березовая карусель.

Примерный перечень совместных воспитательных и учебных мероприятий НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц Мероприятия Место проведения
Сентябрь Групповые занятия по выявлению интересов учащихся

Родительское собрание (ознакомление с работой объединений ЦДТ)

Праздник знаний

Посвящение в воспитанники

Выставка работ “Гости из леса”

ЦДТ

ЦДТ

ШКОЛА

ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

Октябрь “Осенины” (посиделки, кл.час)

Поздравление учителям

Выставка рисунков “Краски осени”

ШКОЛА, ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

ЦДТ

Ноябрь Осенний праздник Мастеров

Родительские собрания: “Стиль воспитания в семье”, “Наша семья”

Конкурс “У Марьи искусницы”

ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

ЦДТ

Декабрь Мастерская Деда Мороза

Кл. час “Новый год у ворот”

Выставка-конкурс “Игрушка на елку”

Новогодний карнавал

ЦДТ

ШКОЛА

ШКОЛА

ШКОЛА, ЦДТ

Январь Праздник “Святочные посиделки” (конкурс ряженых)

Выставка “Зимние узоры”

Рождественские каникулы, работа зимнего лагеря

День здоровья “Зимние забавы”

ЦДТ

ЦДТ

ЦДТ

ШКОЛА

Февраль Викторина “Имена в истории Отечества”

Выставки рисунков “Русские богатыри”

Кл.часы: “Мой папа может все”, “Святыни России”

Комплексные творческие занятия: “Русская красавица”, “Дом, открой свою тайну”

Праздники с привлечением родителей

ШКОЛА

ШКОЛА

ШКОЛА

ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

Март Концерт “Милым и дорогим”

Кл.час “Мамины руки”

Праздник “Широкая Масленица”

Творческое занятие “ Приди весна с радостью”

ЦДТ

ШКОЛА

ШКОЛА, ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

Апрель Кл. часы: “Колесо истории”, “Бабушкины посиделки”

Комплексное занятие “Светлый праздник Пасха”

Творческий отчет студии “Березовая карусель”

Фестиваль “Живое дерево ремесел”

ШКОЛА

ШКОЛА, ЦДТ

ЦДТ

ЦДТ

Май Выставка рисунков “День победы”

Комплексные занятия: “Русская сказка – всем сказкам сказка”, “Сказка ложь, да в ней намек…”

Итоговое творческое мероприятие

Фестиваль “Звездный дождь”

ШКОЛА, ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

ШКОЛА, ЦДТ

ЦДТ

Июнь Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей ШКОЛА, ЦДТ

Этапы реализации программы

  1. Создание творческой группы педагогов ЦДТ и педагогов школы для разработки основных характеристик и этапов совместной деятельности в рамках программы “Народные традиции”.
  2. Анализ и планирование работы с учетом возможности школы, ЦДТ и социокультурного окружения.
  3. Планирование тематики занятий соответственно программе.
  4. Анализ и обобщение результатов совместной деятельности.
  5. Подготовка методических материалов.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Создание комплексной целевой системы воспитания младших школьников на основе народных традиций.
  2. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников в аспекте духовно-нравственного воспитания детей.
  3. Повышение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях.
  4. Обогащение родительского опыта идеями народной педагогики, вовлечение родителей как субъектов воспитания в совместную деятельность.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ М., “Просвещение” 1967.
  2. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. Под ред. Т. Я. Шпикаловой./ М., “Просвещение” 1973.
  3. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание./ М., “Высшая школа” 1973.
  4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре./ Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2004.
  5. Народные художественные промыслы. Под редакцией О. С. Поповой/ М., “Советский художник” 1984.
  6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры./ М., “Просвещение” 1983.
  7. Попова А. С. Русское народное искусство./ М., “Высшая школа” 1972.
  8. Тихонова М. В, Смирнова Н. С. Красна изба…/ Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2000.
  9. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе./ М., “Просвещение” 1981.