Социально-политические и экономические преобразования современного общества привели нас к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
“Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…”, – так говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Общие подходы в воспитании, потребности времени, диктующие единые цели и задачи, подвигли педагогов Центра Детского Творчества и начального звена СШ №1 к созданию совместной программы воспитания и обучения младших школьников.
Мы призваны воспитывать у подрастающего поколения национальное достоинство русского человека, которое, в большинстве своем, утрачено сегодня. Только обращение к народному творчеству в состоянии формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство и многие другие.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясным, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Потому основа нашей педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его права проявлять свое “Я” на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Разрабатывая основы совместной воспитательной программы, творческая группа руководствовалась следующими принципами:
- целостность педагогического процесса: единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
- взаимодействие институтов воспитания: семьи, школы, учреждения дополнительного образования, общества;
- творческое начало воспитания;
- культуросообразность – соответствие этапов вхождения в пространство народной культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества;
- сотворчество – совместный поиск истины.
Цели программы:
Создание единого учебно-воспитательного пространства, в котором приоритетными являются личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение к историческим корням, друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- Развитие интегрированной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, через вхождение его в мир русской культуры со знанием истории своего народа.
- Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, семьи и социальных институтов воспитания.
- Дальнейшее развитие и совершенствование системы взаимодействия дополнительного образования и школы.
- Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик учебно-воспитательной работы с учетом народной педагогики.
- Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
- Развитие форм ученического самоуправления.
- Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам.
- Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и их семьями.
СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Муниципальное Образовательное Учреждение СШ № 1.
- Муниципальное Образовательное Учреждение ЦДТ г. Саяногорск.
схема организации совместной воспитательной работы по программе
тематический план уроков по предмету “Окружающий мир” и занятий в рамках курсов “Народная игрушка” и “Народоведение и фольклор”
ШКОЛА | ЦДТ | |
окружающий мир | народная игрушка | народоведение и фольклор |
Родная природа. “Сентябрь холоден, да сыт” | “В каждой избушке – свои игрушки”. Народные игрушки, связанные с крестьянским календарем. | Край наш стариной чудесен. |
“В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся” | Игрушки – не балушки. Первые детские игрушки. Игрушки-обереги. | Какой сегодня день? Осенины. |
Ноябрь – зиме родной брат. | Древние славянские праздники. История славянской игрушки. | Кузьминки - об осени поминки. |
В декабре, в декабре – все деревья в серебре. | Как встречают Рождество в разных странах. Игрушки разных народов. | Рождественские посиделки. |
Январь – году начало, зиме середина. | Смешение христианских и языческих обрядов. Изготовление масок и др. атрибутов. | Крещенский вечерок. |
Какого народа ты сын? | Народные русские игрушки из разных материалов. | Дом, открой свою тайну (комплексное занятие). |
Золотые руки народа. | Знакомство с русской матрешкой. | Масленица широкая. |
Март – начало весны. | Традиции встречи весны. Жаворонки из теста. | Красно солнышко, покажись, в дорогу снарядись. |
Апрель: стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. | Волшебные помощники – игрушки, помогающие детям осваивать окружающий мир. | Веснянки. |
Апрель – с водой, май – с травой. | Хороша Дуняша. (русский костюм: традиции, орнамент, узор). | Березовая карусель. |
Примерный перечень совместных воспитательных и учебных мероприятий НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Мероприятия | Место проведения |
Сентябрь | Групповые занятия по выявлению
интересов учащихся Родительское собрание (ознакомление с работой объединений ЦДТ) Праздник знаний Посвящение в воспитанники Выставка работ “Гости из леса” |
ЦДТ ЦДТ ШКОЛА ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ |
Октябрь | “Осенины” (посиделки, кл.час) Поздравление учителям Выставка рисунков “Краски осени” |
ШКОЛА, ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ ЦДТ |
Ноябрь | Осенний праздник Мастеров Родительские собрания: “Стиль воспитания в семье”, “Наша семья” Конкурс “У Марьи искусницы” |
ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ ЦДТ |
Декабрь | Мастерская Деда Мороза Кл. час “Новый год у ворот” Выставка-конкурс “Игрушка на елку” Новогодний карнавал |
ЦДТ ШКОЛА ШКОЛА ШКОЛА, ЦДТ |
Январь | Праздник “Святочные посиделки”
(конкурс ряженых) Выставка “Зимние узоры” Рождественские каникулы, работа зимнего лагеря День здоровья “Зимние забавы” |
ЦДТ ЦДТ ЦДТ ШКОЛА |
Февраль | Викторина “Имена в истории Отечества” Выставки рисунков “Русские богатыри” Кл.часы: “Мой папа может все”, “Святыни России” Комплексные творческие занятия: “Русская красавица”, “Дом, открой свою тайну” Праздники с привлечением родителей |
ШКОЛА ШКОЛА ШКОЛА ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ |
Март | Концерт “Милым и дорогим” Кл.час “Мамины руки” Праздник “Широкая Масленица” Творческое занятие “ Приди весна с радостью” |
ЦДТ ШКОЛА ШКОЛА, ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ |
Апрель | Кл. часы: “Колесо истории”, “Бабушкины
посиделки” Комплексное занятие “Светлый праздник Пасха” Творческий отчет студии “Березовая карусель” Фестиваль “Живое дерево ремесел” |
ШКОЛА ШКОЛА, ЦДТ ЦДТ ЦДТ |
Май | Выставка рисунков “День победы” Комплексные занятия: “Русская сказка – всем сказкам сказка”, “Сказка ложь, да в ней намек…” Итоговое творческое мероприятие Фестиваль “Звездный дождь” |
ШКОЛА, ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ ШКОЛА, ЦДТ ЦДТ |
Июнь | Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей | ШКОЛА, ЦДТ |
Этапы реализации программы
- Создание творческой группы педагогов ЦДТ и педагогов школы для разработки основных характеристик и этапов совместной деятельности в рамках программы “Народные традиции”.
- Анализ и планирование работы с учетом возможности школы, ЦДТ и социокультурного окружения.
- Планирование тематики занятий соответственно программе.
- Анализ и обобщение результатов совместной деятельности.
- Подготовка методических материалов.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Создание комплексной целевой системы воспитания младших школьников на основе народных традиций.
- Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников в аспекте духовно-нравственного воспитания детей.
- Повышение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях.
- Обогащение родительского опыта идеями народной педагогики, вовлечение родителей как субъектов воспитания в совместную деятельность.
Список литературы
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ М., “Просвещение” 1967.
- Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. Под ред. Т. Я. Шпикаловой./ М., “Просвещение” 1973.
- Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание./ М., “Высшая школа” 1973.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре./ Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2004.
- Народные художественные промыслы. Под редакцией О. С. Поповой/ М., “Советский художник” 1984.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры./ М., “Просвещение” 1983.
- Попова А. С. Русское народное искусство./ М., “Высшая школа” 1972.
- Тихонова М. В, Смирнова Н. С. Красна изба…/ Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2000.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе./ М., “Просвещение” 1981.