“Напрасно мы хотим выдумать
воспитание:
воспитание существует в русском народе столько
же веков, сколько существует сам народ”.
(К.Д.Ушинский)
В народе говорят, что нет дерева без корней, дома – без фундамента. С ростом национального самосознания происходит возрождение национальных культур, желание приобщиться к миру ценностей. В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность формировать общекультурный уровень личности. Сейчас очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И чем в более раннем возрасте ребенок соприкоснется с народным творчеством, тем неразрывнее будет его связь с ним. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души растущего человека, началом, формирующим личность.
Проблемы современного детства привели нас к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон системы воспитания.
Проанализировав содержание воспитательной работы в ОУ, педагоги начального звена школы №1 и ЦДТ решили соединить детские творческие объединения в единую группу. Это дает возможность строить образование с учетом многовекового, культурного наследия русского народа, реализовывать связь времен, не нарушая целостности художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, обучая детей по школьным образовательным программам. В 2001г. творческая группа приступила к работе по созданию программы “Народные традиции”, предполагающей воспитание и обучение младших школьников. Основная ее составляющая – учебная программа “Испить из отчего колодца” студии декоративно-прикладного искусства “Фантазия”.
Цель совместной деятельности – приобщить воспитанников к истокам народной культуры через систему занятий по фольклору, народной игрушке, уроки по окружающему миру и литературе.
Задачи совместной деятельности:
- способствовать формированию у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения;
- создавать условия для формирования особых навыков мышления, исторической памяти, определяемых постижением народного искусства, как особого типа художественного творчества, связующего настоящее с культурным прошлым народа;
- воспитывать любовь к Родине, уважения к традициям и обычаям народа;
- учить понимать красоту русской песни, осваивать основные навыки ее исполнения;
- знакомить с игровым фольклором, жизнью русского народа;
- предоставлять детям возможность определиться с выбором направления индивидуальной творческой деятельности.
Для развития творческой личности в процессе
обучения используются:
- игрового обучения;
- группового дифференцированного обучения;
- коллективных творческих дел.
2. Различные формы занятий:
- урок-беседа, урок-игра, урок-конкурс, урок-вариация, импровизация (игра, песня, являются основными элементами в организации творческой деятельности воспитанников).
3. Творческие мероприятия:
- праздники, посиделки, выставки, концерты, фестивали.
Изучая в школе народоведческий материал на уроках по окружающему миру и литературному чтению, школьники приходят в ЦДТ и получают дополнительные знания о фольклоре и народной игрушке по программе “Испить из отчего колодца”.
Нами использован блочный принцип группировки материала:
БЛОК | ТЕМА |
1 | “У каждого искусства свой язык красоты” |
2 | “Я Руси сын - здесь край моих отцов!” |
3 | “Живая связь времен, живое дерево ремесел” |
4 | “Многоликий мир, такие разные культуры” |
Такой принцип группировки материала позволяет выявить основные ключевые моменты изучения народного искусства и объединить изучаемый материал во взаимосвязанную систему представлений о месте и роли народного творчества.
Занятия по фольклору как начальная ступень приобщения ребенка к народному искусству, позволяют взглянуть и на современное искусство как на продолжение народного творчества. Воспитанники узнают, как жили наши предки, какие славные и добрые обычаи были у них, начинают понимать красоту природы, познают секреты мастерства, учатся применять “дедовские” приемы в своем творчестве. Дети имеют возможность ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные. Поэтому на занятиях идет знакомство с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор, народные календарные и обрядовые праздники. Начиная с изучения календарно-обрядового фольклора, воспитанники постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним. Познавая русскую культуру, важно предусматривать связь с другими культурами. Поэтому, используя на занятиях знакомство с малыми формами фольклора других народов, мы акцентируем внимание на взаимодействии и взаимообогащении разных культур.
Важное место в формировании личности ребенка также занимает и детский фольклор, поскольку детская культура есть неотъемлемая часть общенародной культуры.
На приобщение школьников к народному наследию также нацелены уроки по окружающему миру. Они углубляют знания об окружающем мире, расширяют словарный запас, дают возможность почувствовать красоту русских песен, образов, игр, в которые человек испокон веков вкладывал свои мысли и чувства. Эта образовательная область изучается в течение 4-х лет, интегрируя знания о человеке, о природе и обществе. Она расширяет круг знаний, помогает осознать связи между явлениями окружающего мира и человеком.
Начиная с 1-го класса, школьники постепенно познают окружающий мир, роль человека в нем. В далеком прошлом полная зависимость от природы заставляла крестьян внимательно наблюдать мир природы, примечать, улавливать связи и закономерности явлений природы. Это обусловило появление народных примет, пословиц, поговорок и т.д. Например, “апрель с водой, май с травой”, “чайка прилетела – скоро лед пойдет”, “береги нос в сильный мороз”.
Особенно интересны для школьников уроки по истории строительства славянских поселений. Изучая обществоведческий материал (семья, родной город, село), дети соприкасаются с историей славянской семьи, ее укладом, обычаями, обрядами. К урокам готовят рассказы об увлечениях своих дедушек и бабушек, а собранный материал оформляется в книжки-самоделки. А итогом большой работы детей становится совместное мероприятие (семейный капустник), где родители принимают посильное участие. Каждая семья готовит задания: история фамилии, любимое увлечение семьи, рассказ о вещи, передаваемая по наследству и т.д.
Реально видна связь поколений. Так постепенно идет формирование у детей ценностных ориентиров. Ребята вовлечены в поиск, в творческий процесс и с удовольствием в нем участвуют. Эффективность этой работы обеспечивается её системностью.
В настоящее время отмечается период возрождения духовной культуры народов России, формированию растущей личности. Это актуально, прежде всего, потому, что помогает оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от далеко не лучших образцов поведения людей, не соответствующих нравственно-этическим нормам. Мы уверены в необходимости восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа и сохранения ее в детях.
В жизни маленького человека трудно переоценить значение народной игрушки. Она неслучайно выбрана для знакомства с народной культурой, так как это наиболее понятный и близкий детям, а потому незаменимый материал для приобщения их к народной культуре; материал, дающий безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребенка. Игрушки рассказывают об отношениях человека с природой, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере. На занятиях по народной игрушке воспитанники знакомятся с народными умельцами, мастерами на все руки. У детей рождается желание создать что-либо своими руками, и на занятиях в студии “Фантазия” они делают то, что делали их дедушки и бабушки: глиняные игрушки, куклы-амулеты, лоскутные коврики, маски, мартишоны и т.д.
Образы народной игрушки – это мифы, дошедшие до наших дней из глубины веков. Знакомясь с ними, ребенок постигает мировоззрение наших предков, их представления о Вселенной и о Человеке.
У каждого народа существует своя традиционная культура, в которой значительное место отведено обрядовым играм и забавам. Через игру и игрушку воспитанники впитывают уклад своего народа, его нравственные устои, перенимают житейский опыт родителей. Показательно, что в далеком прошлом взрослые никогда не прерывали детских игр, не разрушали игровых построек и не выбрасывали игрушек. Через них старший передавал знания и опыт младшему, а младший, играя, может быть, моделировал свою будущую жизнь.
Игрушка не только вводит ребенка в контекст народной культуры, но и формирует в мальчике необходимые черты мужчины, хозяина и кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы и хранительницы домашнего очага, мастерицы и рукодельницы.
Так, начиная с первого класса, дети получают знания о том, что игрушки запечатлели историю человечества, что они ее очевидцы и свидетели. Например, прослеживая историю куклы, они узнают, как человек взрослел. Поэтому в программу включена тема: “И боги играли в куклы”, где воспитанники узнают о первых славянских куклах, куклах-чучелах (Морена, Купала, Кострома, Русалка и т.п.), узнают о куклах-оберегах, куклах-амулетах; изготовят куклу-берегиню из ниток, травы и другого подручного материала. Ребята знакомятся и с игрушками других народов, которые так же, как русская игрушка, рассказывают об истории своей страны, конкретного народа. Но основное место в нашей программе отводится изучению русской игрушки по следующей тематике: “Вятские легенды” (Дымковская игрушка), “Чудо полосатое и свистит” (Филимоновская игрушка), “Белый коток – синий бочок” (Гжель), “Королева рода Матрешковых” (Русская матрёшка) и др. Так, на доступном, понятном детям языке в ходе игры познается русское народное творчество, его истоки, воспитываются любовь и патриотические чувства к родному Отечеству, к большой и малой Родине.
Работа находит продолжение на уроках литературного чтения, где школьники также приобщаются к культуре своего народа, его традициям и обычаям. Перед детьми на живом, фольклорном материале раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками. Привлекателен и языковой аспект. Произведения народного творчества дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи, и через уроки литературного чтения, мы доводим этот материал до детей. В круг чтения воспитанников с 1-го по 4-й классы вошли как произведения русских классиков, так и народные произведения. Уделяется внимание и жанровому разнообразию: на занятиях постоянно закрепляются понятия “загадка”, “поговорка”, “дразнилка” и т.д.
Система работы с произведениями:
КЛАСС | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1 | Знакомство с произведениями устного народного творчества (сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, песни). |
2 | Продолжается работа с произведениями фольклора, а также знакомство с былинами, сказами, легендами. |
3 | В круг чтения входят предания, мифы, а также отрывки из библии. |
4 | Воспитанники учатся сравнивать и анализировать произведения фольклора и использовать их в речи, а также работают с произведениями фольклора народов мира. |
Итогом нашей совместной деятельности является участие воспитанников в совместных праздниках, посиделках, выставках.
Значимость этой работы нам видится в том, что обращение к ценностям и традициям русской народной культуры в процессе воспитания младших школьников дает возможность решать многие воспитательные задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
- воспитание личности, знающей и уважающей историю и традиции своего народа;
- сплочение классного коллектива;
- органичное включение родителей в воспитательный процесс;
- использование разнообразных, интересных, в том числе, нестандартных форм и методов работы.
В завершении хотелось бы привести исполненные глубокого смысла слова:
“Низкий поклон всем тем, кто в нелегких условиях спешит зафиксировать исчезающий быт, обряды, собирает народные приметы, пословицы и поговорки, осмысливает их. Значит вы, глубоко понимаете, что “неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов и тому подобное – тогда он всему разучится, и должен будет начинать все с начала”.