Музыка родилась из жизни самым ярким ее проявлением – интонацией. Музыкальное зернышко – интонация дает развитие большому музыкальному искусству, которое звучит во всех ситуациях окружающей нас жизни. А самое главное то, что она влияет на формирование и развитие характера человека. Действительно, темы интонационного звучания бесконечно меняются, как сама жизнь.
Музыкальное искусство – это настоящий, большой вид искусства, который черпает содержание и силу в литературе, истории, изобразительном искусстве.
Интонационно-духовная атмосфера урока – естественная среда общения. Таким образом, на уроке присутствуют два фундаментальных принципа интонируемого смысла:
1. Целостность и образность;
2. Духовная культура.
В процессе выполнения заданий задействованы разные виды деятельности. Способствующие развитию всех сенсорных каналов: аудиальных, визуальных, кинетических, а также работа с направлением воображения. Полученные ранее знания и умения помогут разрешить проблемную ситуацию: самостоятельный поиск и внедрение мелодии в другой вариант вокального исполнения. Это поможет сделать вывод, что мелодика молитв по характеру одинакова, а по жанру разная.
Следовательно, использованы методы развивающего обучения:
1. Метод проблемного обучения – постановка вопроса и показ ею разрешения;
2. Методы учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;
3. Методы самостоятельной познавательной деятельности: работа с раздаточным материалом.
Благодаря этим методам выполнимы основные задачи:
1.Формирование навыков и умений творческой деятельности
2.Развитие познавательных способностей
3.Воспитание гармонии чувств
Таким образом, происходит реализация творческих способностей и возможностей обучающихся по теме урока “Интонация”.
Тип урока: нетрадиционный
Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка)
Цели:
1.Создание условий для развития познавательной активности обучающихся, логики теоретического мышления и творческого потенциала.
2.Введение в большой мир искусства, в котором органично уживаются разные состояния окружающей жизни – учить видеть ее, слышать и участвовать в ней.
3. Обучение технике интонируемого смысла.
Оборудование:
1.Иллюстрации “Икона Святой Благоверный князь Александр Невский”, картина П.Корина “Александр Невский”.
2.Нотное приложение “Песнь об Александре Невском” и “О Сергии Радонежском”.
3.Портреты композиторов С.С.Прокофьева и М.И.Глинки.
4.Наглядное пособие “Волшебный цветик-семицветик”.
5.Фонограмма “Ростовские колокола”, аккомпанемент мелодии песни “Малиновый звон” (сл. А.Пономаренко, муз. А.Морозова).
6.Текст песни “Малиновый звон”.
7.Музыкальный инструмент.
План урока
1.Активизация внимания обучающихся – 3 мин.
2.Слушание. Беседа – 10 мин.
3.Вокально-хоровая работа – 12 мин.
4.Познавательная ситуация – 12 мин.
5.Вывод. Итог – 3 мин.
Словарная работа по осмыслению понятий:
Благостный - добрый
Кантата - большое музыкальное произведение
Образа - иконы
Образы - представление
Ход урока
Эпиграф: Любой вид искусства – это мышление в образах.
Этапы | Содержание | Время |
Активизация внимания | Звучит фрагмент из сб. “Ростовские колокола” На фоне – декламация: Среди дубравы К себе он тянет неудержимо, И сердце радостно |
3 мин. |
Словарные слова: Добрый, радостный |
? – Что за музыка встретила вас на уроке ! – Это голос нашей Родины. Он по характеру гордый, торжественный. ? – Какая интонация у голоса колоколов. |
|
Наглядный материал. Виды интонаций |
/ № 1 – выразительная/ ? – Что выражает /! Чувства/. ? – Какие чувства /ответы ребят/. ? – Какая еще звучала интонация. / № 2 – изобразительная/. |
|
Наглядно-слуховой метод | ? – Что изобразила эта музыка /просторы, храмы, людей-богатырей/ |
|
Портрет, иллюстрации | ! – Вы видите славного полководца князя
Александра Невского ? – Можно определить характер человека. ? – Что нужно для этого. |
10 мин. |
! – Давайте внимательно рассмотрим картину /название, автор/ и в этом поможет музыкальная пьеса “Вставайте, люди русские” из кантаты “Александр Невский” С.С.Прокофьева. | ||
Словарное слово! | Кантата – сложное музыкальное произведении, в котором звучит хор, певцы-солисты под аккомпанемент симфонического оркестра. | |
Волшебный цветик-семицветик | ? – Слушая, на что обратим внимание /на интонацию/ | |
Практический метод анализа | ? – Самым ярким зернышком в интонации что
прозвучало /колокола/ ? – А на картине кто ярко и величаво изображен /князь Александр Невский/ ? – Какая интонация созвучна между музыкой и картиной /изобразительная/ ? – А выразительность в чем /в характере/ ? – Какие они по характеру /мужественные, смелые, честные, защищают Отечество, бьются за правое дело/ |
|
Исторический рассказ учителя Разволновался |
! – Римский император решил завоевать русскую
землю. Собрал он рать великую и пошел к реке Неве.
Отправил князю своих послов: “Если можешь –
защищайся, ибо я уже здесь и разорю твою землю”.
Александр же, услыхав такие слова, разгорелся
сердцем и вошел в церковь, и упал на колени перед
иконами и начал молиться: “суди, Господи,
обидящих меня и огради от борющихся со мной,
возьми оружие и щит и встань на помощь мне…” И,
окончив молитву, он встал, поклонился, и выйдя из
церкви и осушив слезы, обратился к дружине со
словами: “Не в силе Бог, а в правде, одни с
оружием, другие на конях, мы же имя Господа нашего
призовем. Кто с мечом на Русь придет, тот от меча и
погибнет”. Так оно и вышло. А народ назвал князя святым за его честь и подвиги. И сложил песнь об Александре Невском, и написал икону “Святой Благоверный князь Александр Невский”. |
|
Вокально-хоровая работа с нотным текстом раздаточного материала | 1.Правило:
|
12 мин. |
Ситуация успеха! | x2. Упражнение на установку дыхания: /декламируя/: Солнышко всходит и небо светлеет. Природа проснулась и утро пришло. Исполнение под мелодию “Утро” Э.Грига. 3. Отработка ритмического рисунка: сильный герой смелый герой умный герой честный герой |
12 мин. |
Практический метод | 4. Исполнение - “Песнь об Александре Невском” - “О Сергии Радонежском” |
|
Вывод | ! – Александр Невский и Сергий Радонежский –
святые земли Русской. Люди в их честь что поют? /молитвы/ ! – Молитва – это обращение к Богу с речью или пением, которые исполняются (в ариях, кантатах) в святых храмах и там, где есть иконы. ? – Какой известный нам герой исполнял молитву /Иван Сусанин, опера М.Глинки/ ! – По интонации исполнителей мы можем узнать жанр и характер. В данном примере ария есть жанр, а характер – это настроение героя. |
12 мин. |
Метод объяснения, проблемная ситуация | …Иван Сусанин исполнил молитву с естественным настроением – желанием жить. Но, осознавая свое положение в создавшейся ситуации, со слезами в голосе обращается к Богу, прощаясь с жизнью во имя справедливости, ради России. Поэтому через исполнительское мастерство актера в арии мы представили его настроение, то есть характер героя: мужественный, справедливый, честный, мудрый. | |
Наглядно-слуховой метод | Поэтому: № 1 Выразительная интонация определяет вид музыкального произведения, то есть жанр. № 2 Изобразительное действие определяет характер героя. Итак: В музыке все находится в действии, потому что она звучит выразительно благодаря средствам. |
|
Проблемная ситуация Ситуация успеха! |
Задание: внимательно рассмотрите наш
Волшебный цветик-семицветик. Послушайте
фрагмент музыкальной пьесы – угадайте мелодию,
определите жанр и характер. Звучит “Малиновый звон” /жанр – песня, характер – нежный, задушевный, ласковый/ ? – Как определили /по средствам выразительности/ |
|
Задание на мастерство исполнения Ситуация успеха |
Исполнение под фонограмму оркестра, используя средства выразительности | |
Вывод | Значит: интонация голоса определяет жанр и
характер, то есть звуки окружающего мира и
внутреннее душевное состояние людей. В музыкальном искусстве два вида интонации 1. Выразительная – построение 2. Изобразительная – действие |
3 мин. |
Итог | ? – С какими жанрами вы познакомились на уроке
/ария, молитва, песня/ ! – Они разные по виду исполнения, но у них есть общее действие – звучать голосом (вокал). Поэтому общее действие позволяет объединить в понятие – жанр вокальной пьесы. ? – В каком жанре их трех видов вам понравилось больше всего работать |
|
Заключительный момент урока | На фоне музыки колоколов – декламация: Не ешь, о дитя мое, когда песню поют, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют! Там, в песне, чья-то душа маленькая умоляет, молит она, может быть, она проголодалась в это мгновенье – не ешь, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют. Не пей , о дитя мое, не пей, когда песню поют, иволга там поет, дождика просит: росинку у листьев выпрашивает – иволга там умоляет, молит, голодная она поет, жаждою томима. Мы народ едоков, о дитя мое, но ложку свою положи на стол, когда песню поют, положи свою ложку на стол, о дитя мое. Не смотри, о дитя мое, что этот вот дядя ест, у него не учись – он давно уже слопал все песни свои, и уже отличить он не может картошку от песни. Одни двери для ложки и песни. Остановится ль ложка у рта твоего, когда песня поется? О дитя, возьми за руку ложку, в сторонку ее отведи – первой песню выпусти, о дитя. /И.Зиедоис/ |