Создание условий для развития личности учащегося (в игре-путешествии, в ТОППах)

Разделы: Внеклассная работа


В толковом словаре одно из значений слова “развить” - дать раскрыться умственным, духовным и физическим качествам человека. И, конечно же, сидя на уроках, недостаточно будет условий, возможностей попробовать себя ученику в разных видах деятельности. Кружки помогают ребёнку развивать в себе те или иные наклонности, способности. Но моё твёрдое мнение: условия для развития личности учащегося дают детские организации.

Юрий Петрович Митрофанов, директор нашего лицея, 4 года назад посоветовал возродить коллективную игру в младших классах (Многие из нас помнят: “Путешествие в Октябрятск”, “Строим город Пионерск!”). Вот я, советуясь с учителями, начала разрабатывать игру – “Путешествие светлячков”. Сходила на консультацию в Городской центр детского творчества, нашла там игры: “7 тропинок ”, “Цветик – семицветик” и другие.

Так в 2001-2002 учебном году появилось “Путешествие в Волшебную страну”. В 2002-2003 году – “Путешествие по Морю Творчества”. В 2003-2004 году – “Путешествие по Морю знаний”. В 2004-2005 году – “Путешествие по Радужному морю” навстречу 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, останавливались на островах:

- Флоры и фауны;

- Любознательных;

- Музыкально-спортивном;

- Победно-героическом;

Экипажи (т.е. классы) выбирали транспорт для передвижения – это:

4В - лайнер “Дружный”,

4Б - катер “Солнышко”,

2А - атомоход “Смельчак”,

3А - теплоход “Дружные ребята” и т.д.

На стенде была карта путешествия и вахтенный журнал, где проставлялись пройденные мили за участие в делах.

В этом учебном году вновь путешествие для начальных классов, но космическое путешествие: “Скажем солнцу: да!” (Приложение 1, Приложение 2).

В начале года даётся старт, а в начале каждой четверти мы отправляемся по определённому маршруту:

- с помощью цветика - семицветика (в 2001 г.)

- с помощью волшебного компаса (в 2002 г.),

в 2004 г. – с помощью песни:

“Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, ребята, мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки…”

- в этом году – с помощью кричалки “К запуску космической ракеты приготовиться!”.

Подводим итоги на линейках, награждаем медалями светлячков. И сколько радости у ребят, когда они с гордостью говорят: “У меня уже 7 таких!” А ведь они бумажные, обыкновенные, но он участвовал в классе – в своём экипаже в каком-то деле, конкурсе, потом в школьном и победил!

Мне в работе очень помогает коммунарская методика, методика КТД (коллективно-творческих дел). Получается, что я почти ровесница этой методики, и за 31 год моего педагогического стажа смело могу сказать, это лучшее что придумано для детей: и сменность поручений, и дух соревнования, и участие в делах коллектива каждого ученика. Узнала я об этой методике, работая во Всероссийском лагере “Орлёнок”, и использовала её и в Доме пионеров, и в подростковом клубе, и в школе. Начиная работать в начальных классах, мы с ребятами придумали творческие объединения по предметам – ТОППы. Вот уже 16 лет ТОППы помогают мне в организации жизни класса.

В зависимости от того, кому какой предмет больше нравится, ребята записываются в ТОППы (по русскому языку, по математике, по природоведению, по чтению).

В конце недели мы проводим уроки-праздники по тому или иному предмету. Сначала я готовила эти уроки вместе с ребятами, а в выпускном 4 классе они уже сами справлялись: придумывали форму проведения урока-праздника, подбирали материал, распределяли поручения между всеми ребятами из ТОППа. Вот примерные темы проведённых уроков-праздников: “Путешествие в страну слов”, “Математическая эстафета”, конкурс “В мире животных”, “Страна Литературия”. “Музыкальный компас”, “В мире книг”, “Наш урок и всё, всё, всё”, конкурс кроссвордов, “Академия весёлых наук”. “Школьный смехотрон”. Каждый ученик очень радуется, когда со всем классом проводит тот или иной конкурс.

Командиры ТОППов переизбираются каждую четверть. Таким образом, каждый побывал в роли командира и подчинённого. В уголке класса “стрелка компаса” показывает, какой ТОПП на этой неделе (или через неделю) проводит урок-праздник. В конце четверти определяется ТОПП – победитель, т. е. команда, которая завоевала больше всех наград на уроках-праздниках.

Такая организация жизни класса помогает моим ученикам перейти в среднюю школу самостоятельными, инициативными, творчески мыслящими людьми.

Вот так стараюсь дать раскрыться умственным, духовным и физическим качествам человека.