Тема урока: "Неиспользованные возможности итогового контроля знаний учащихся по математике"

Разделы: Начальная школа


Традиционные итоговые контрольные работы по математике предназначены для получения информации о результатах усвоения учащимися начальных классов программного материала. Конечно, в тексты контрольных работ включаются и задания более трудные, отмеченные звёздочкой, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в процессе контроля.

При проведении таких контрольных работ учитель, как правило, оценивает лишь результаты учебной деятельности ученика, не прибегая к анализу самой деятельности.

Но важной стороной развивающегося обучения является выяснение уровня развития учащегося. Диагностика уровня развития позволяет учителю не только оценить запас знаний, но и выявить в знаниях дефекты, причины их появления, а значит вовремя скорректировать учебный процесс.

Формирование логического мышления важная составная часть

педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый тематический “секрет”. Найти его - основная задача решающего. Ученику понадобится не только знания, но и такие общие умения, как умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развития интереса к математике, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

Вот несколько заданий, которые направлены на выявление умения обобщать различные явления и факты, устанавливать связи между ними.

1. Но какому правилу можно получить последующее число?
а) 1,2,3,4,...

б) 1,2,4,7,11,...

2. Подчеркните название “лишних чисел”.

16 40 31
26 20 32
60 50 33
46 25 13
79 70 34

3. Сколько треугольников на рисунке?

 Чтобы выявить глубину и критичность мышления, можно ребятам предложить задания такого типа. Например, использовать тексты задач:

а) с недостающими и лишними данными;

б) с противоречивым условием и вопросом;

в) с вопросом, в котором уже спрашивается о том, что известно.

Такие задания помогают школьникам осмыслить задачу. В процессе згой работы у учащихся формируются не только:

а) навыки чтения;

б) представления о смысле математических действий; но и:

в) основные мыслительные операции: анализ, синтез и сравнение;

г) умение переводить ситуации на язык схем.

Например, предлагая текст задачи, можно задать вопрос

Чем похожи тексты задач?

- Чем отличаются?

- Какую задачу можешь решить?

- Какую не можешь? Почему?

а) На одном проводе сидели ласточки, на другом 12 воробьев. Сколько птиц
сидело на проводах?

б) На одном проводе сидело 15 ласточек, на другом 12 воробьев. Сколько птиц
сидело на проводах?

Или же: Будут ли тексты задачами?

а) На одной тарелке - 10 огурцов, а на другой - 7. Сколько помидоров на двух
тарелках?

б) Па клумбе росло 20 тюльпанов и 7 роз. Сколько тюльпанов росло на клумбе?

в) В книге 40 страниц. В один день девочка прочла 20 страниц, а во второй на 5
страниц меньше. Сколько страниц девочка прочитала во второй день?

(Подчеркните “лишние” данные, решите задачу.)

Ещё один тип задач и заданий направлен на выявление гибкости мышления, которая характеризуется отсутствием прикованности к известному способу решения, скоростью перехода от одного способа решения к другому. Не секрет, и, опыт это показывает, что учащиеся с трудом переключаются с одного “отработанного” способа решения на новый. Поэтому полезно предлагать решить задачи разными способами.

Ещё ребятам были предложены такие задания:

а) найди лишний пример,

б) найди “ лишнюю” фигуру.

 Специфическими свойствами творческого мышления психологии считают интеллектуальную инициативу, т. е. умение самостоятельно ставить цели, способность освобождаться от выработанных стереотипов.

С этой целью для итоговой проверки полезно включить следующие виды заданий:

  1. Составить задачу с данными числами.
  2. Составить задачу, имеющую данное решение-образец.
  3. Составить аналогичную задачу.
  4. Подобрать большее число условий к данному вопросу.

В школе были проведены контрольные работы.

(Процент успеваемости и качества меньше, чем у традиционных контрольных работ).

Итоги контрольных работ:

Контрольная работа №1

класс % успеваемости % качества
2-Б 80% 38%
2-В 82% 40%
2-Г 75% 50%
2-Д 80% 43%

Контрольная работа №2

класс % успеваемости % качества
2-Б 79% 35%
2-В 84% 42%
2-Г 79% 40%
2-Д 75% 32%

За основу оценки работ брали “балл”. За каждый правильный ответ – 1 балл

Наиболее сложными оказались геометрические задания. Практически все справились с такими заданиями:

а) подчеркни “лишний” пример

б) найди ошибку в продолжение орнамента

  

в) Находим “лишние” данные (!хорошо!)

г) Дополняем недостающие данные и решаем задачу.

Девочке купили куклу и мишку. Кукла стоит 25 р. Сколько стоит вся покупка?

Вывод: Логические задания могут быть использованы па всех папах обучения математике. Систематическое выполнение таких заданий способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активно мыслить, повышает качество знаний.