На сцене большой плакат: “Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем”. Д.И. Менделеев. В центре сцены – портрет ученого, перед портретом стоят цветы.
Ведущий: Мы живем в такую эпоху, когда начинают превращаться в действительность самые фантастические мечты: летают искусственные спутники Земли, устремляются в космическое пространство корабли. Разве не превосходят фантастику удивительные подвиги человека, вышедшего из корабля в необъятный простор космоса?
Все эти достижения стали возможными благодаря огромному труду русских ученых, среди которых назовем имя одного из величайших корифеев науки – Дмитрия Ивановича Менделеева. Ему и посвящаем наш вечер.
Закон великий он открыл,
Наш русский химик Менделеев,
На много лет опередил
Других известных корифеев.
Его закон, как свет, большой
Путь науке осветил,
И мир живой и неживой
Нам тайны атома раскрыл.
Первый ученик: Среди многих славных имен имя великого русского химика занимает особое место. Одним только открытием периодического закона он намного опередил свою эпоху, и смело бросил взгляд на целые десятилетия вперед.
Открыв периодический закон и периодическую систему, Д.И. Менделеев предсказал свойства еще неизвестных тогда элементов. Однако это величайшее открытие ученого оценили не сразу. Только после открытия трех предсказанных им элементов (галлия, скандия и германия) и поразительного совпадения определенных опытным путем свойств, стало ясно значение этого закона для науки.
Помимо открытия периодического закона и периодической системы элементов Менделеев написал около пятисот научных работ, в том числе по исследованию растворов, упругости газов, переработке нефти, подземной газификации угля, метеорологии и др. Он изобрел бездымный порох.
А без труда Д.И. Менделеева о сопротивлении воздуха немыслимы кораблестроение, воздухоплавание и баллистика. Но больше всего русского ученого интересовали недра Земли с их неисчерпаемыми богатствами, которые предстояло осветить “фонарем науки”, т.е. хорошо изучить. Он впервые высказал смелую и оригинальную мысль о превращении каменного угля в генераторный газ.
Многие из проектов ученого претворились в жизнь только в послевоенные годы. Используя законы, открытые Менделеевым, человек покорил стихию, а Земля открыла свои кладовые с запасами ценных руд, нефти, каменного угля, природного газа.
Осуществлена подземная газификация угля, осваиваются воздушные просторы.
Ведущий: (читает стихотворение С. Щипачева.)
В природе ничего другого нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоят единых.Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!Ты знаешь газ легчайший – водород,
В соединении с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветеКипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сам
Одной лабораторией огромной.
На сцену выходят трое учащихся.
Ведущий: (громко) Знаете ли вы?
Первый ученик: … что до Менделеева делали попытки создать систему элементов ученые Деберейнер, Одлинг, Шанкуртуа, Ньюлендс и Майер, но периодического закона они не открыли.
Второй ученик: … что первое сообщение о новой системе элементов за больного Менделеева на заседании Русского химического общества в 1869 году сделал ученый Меншуткин.
Третий ученик: … что Д.И. Менделеев в 1887 году один поднялся на аэростате, чтобы наблюдать солнечное затмение, а приземлиться пришлось в другой губернии, в поле, и суеверные люди, сбежавшись из ближайших деревень, считали, что это спустился на землю бог.
Учащиеся уходят со сцены. На сцену выносят вычерченный на большом листе бумаги кроссворд.
Ведущий: Кто из вас впишет буквы в пустые клетки, так чтобы по горизонтали можно было прочесть названия известных металлоидов из таблицы Менделеева.
Если желающих не оказывается, то заполняет клетки ведущий со слов зрителей.
Ведущий: А сейчас вам будет показан опыт-загадка “Выстрел из пушки”.
Выходит на сцену ученик. Показывает всем комочек ваты, укладывает его на дно пробирки, тщательно уплотняет и закрывает пробирку резиновой пробкой. Пробирку укрепляет горизонтально в лапке штатива. Впереди, на некотором расстоянии (не более 1 м.) ставит мишень для стрельбы – лист тонкой бумаги. На спиртовке нагревает дно пробирки, происходит выстрел.
Ведущий: Какое вещество было нагрето в пробирке? Почему произошел выстрел? Кто из химиков впервые разработал получение этого вещества?
Учащиеся отвечают.
Ведущий: А сейчас предлагаем викторину. Кто из вас самый сообразительный, кто лучше знает химию? Итак, начинаем:
- Фамилия какого известного ученого одинакова с названием одного из химических элементов?
- Какие из элементов таблицы при обычных условиях являются жидкими?
- Какой элемент был сначала обнаружен на Солнце, а потом на Земле?
- Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?
- Название какого элемента в переводе означает “зловонный”?
- Назовите металлы, которые могут плавиться в теплой руке.
- Какие из элементов периодической таблицы носят названия планет?
- Название какого элемента с перевода означает “ленивый”?
- Каким металлом можно писать?
- Какой из металлов можно легко растереть в порошок?
- Какой элемент был впервые получен из мочи?
Первенство в викторине завоевали … (называются фамилии нескольких учащихся, которые правильно ответили на вопросы, победителям вручаются призы.)
Ведущий: Опыт-загадка “Огненное колесо”.
В лапке штатива, на нитке подвешена колба с плотной пробкой. Ученик помещает в колбу металл, доливает жидкость и плотно закрывает ее пробкой, через которую пропущена трубка-тройник с отогнутыми в разные стороны концами. Висящая на нитке колба через некоторое время начинает вращаться. Ученик подносит к концам тройника горящую лучинку, и, получается огненное вращающееся колесо.
Ведущий: Почему вращается колба?
Учащиеся отвечают. На сцену выносят вычерченный на большом листе бумаги кроссворд.
Ведущий: Если в пустые клетки мы правильно впишем названия химических элементов, то из начальных букв получится название искусственного элемента. Давайте подумаем.
- Щелочной металл.
- Металл, используемый для изготовления консервных банок.
- Металл, используемый для получения атомной энергии.
- Радиоактивный элемент, открытый супругами Кюри.
- Элемент из группы лантаноидов.
- Щелочной металл.
- Благородный металл.
- Элемент группы VIII.
- Галоген.
Заполнив клетки, ведущий громко объявляет названия элементов.
Ученик: Есть здесь чему удивиться. Совсем не похож на металл, но в химической строгой таблице рядом с металлами встал. Что это?
Ведущий: Опыт “Загадочная смесь”.
В лапке штатива вертикально укреплена пробирка. Ученик берет навеску белого, желтого и черного вещества, всыпает в ступку и тщательно перемешивает пестиком. Часть полученной смеси всыпает в пробирку (примерно 1,5 – 2 см.), подставляет под дно пробирки спиртовку и отходит в сторону. Через 1-2 минуты происходит сильная вспышка.
Ведущий: Что представляет собой смесь? Назовите, какие вещества были взяты? Почему произошла вспышка?
Зрители объясняют. На сцене развешиваются картины, на которых нарисованы мухомор, хвощ, морская водоросль, фиалка трехцветная и гриб дождевик.
Ведущий: Кто объяснит, какая связь между этими растениями и химическими элементами?
Учащиеся объясняют. В случае затруднения объясняет ведущий.
Ведущий: Сейчас вы посмотрите пантомиму “В химической лаборатории”.
Ученик комично изображает человека, впервые попавшего в химическую лабораторию. Сначала он боязливо и неуверенно осматривается, затем осторожно прикасается к предметам, что-то роняет на пол, пугаясь, подбирает осколки. Успокоившись, пытается что-то достать с высоких полок. Вынимает пробирки из сосудов и нюхает. Изображает реакцию на запах аммиака, хлористого водорода, сероводорода. Шарит по карманам, находит спички и делает вид, что что-то зажигает. Взрыв. Пугается и убегает.
Ведущий: Рассказ-задача “Исчезнувшие пуговицы”.
Ученик: Однажды проверили большой интендантский склад. В ящиках, где хранились металлические пуговицы для солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху. Интендантов заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда. Как ни странно, но выручили интендантов химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, т.к. склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы?
Ученик уходит. По средине сцены вывешивается красочная картина, но которой изображен осенний пейзаж.
Ведущий:
1. Кто из вас назовет химический элемент, соединения которого могут быть использованы в качестве красок? Какими из них можно нарисовать, например, такой пейзаж?
Акварельные картинки:
Синяя студеная вода,
Красные озябшие осинки,
Паутинок тонких невода.
Звонкие раскрашенные листья,
Голубой, чуть видимый туман …
Вероятно, с красками и кистью
Здесь прошел художник Левитан.
2. Где и когда впервые были опубликованы менделеевские слова: “Посев научный взойдет для жатвы народной”?
3. Свойства каких трех элементов особенно подробно были предсказаны Д.И.Менделеевым, как он их назвал? Кем и когда они были открыты?
4. колько было известно элементов ко времени открытия Д.И. Менделеевым периодического закона. Сколько их известно в настоящее время?
Зрители отвечают, в случае затруднения помогает ведущий. Учащиеся, принявшие активное участие в разгадывании вопросов викторины, опытов-загадок, проявившие находчивость и смекалку награждаются призами.