Разработка урока развития речи по теме: "Зима" для учащихся 4-го класса (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели 1.

1. Организовать дифференцированную работу на уроке.

2. Развивать речь учащихся.

3. Формировать умение строить текст, определять основную мысль текста.

4. Развивать самостоятельность.

5. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

6. Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Ход урока.

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке вы покажите свои знания, умения работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. Повторим признаки текста. Учимся анализировать текст и создавать текст. Чтобы приступить к работе, мы должны узнать тему урока. Для этого, пользуясь буквенно-цифровыми клавишами мобильного телефона угадайте слово.

3 3 4 1 З И М А

2. Работа по теме урока.

- Итак, тема урока “ЗИМА”.

- Ваша ассоциация с этим словом?

- Где её можно увидеть?

- Поднимите руки, кто любит это замечательное время года.

- Многие русские писатели и художники любили и любят русскую зиму и посвящают свои произведения этому времени года.

- Вспомните, как они называют русскую зиму? (Красавица, рукодельница, чародейка.)

- Может вспомните строчки стихотворений о зиме. (Дети читают отрывки из стихотворений.)

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов. (А.С. Пушкин)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна. (С. Есенин)

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей белой пулой ватой
Все убрал кусты. (А. Фет)

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем. (И. Никитин)

Вы проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной порчи
Для мохнатой ели. (С. Маршак)

(Весь класс разбит на 4 группы.)

- Вот сейчас 1 и 2 группа увидит, как писатели пишут о зиме, а 3 и 4 группы будут играть роль самих писателей.

4 группе – написать мини-сочинение по картине. (У каждого картина с изображением зимы.)

3 группе – прочитать внимательно текст, обратить внимание на заголовок; соответствует ли он тексту? Ваша задача “Раскрыть тему”. Вы группой составляете один текст.

Задание: Раскрой тему.

Зима в лесу.

Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.

2 группе – написать на карточках самостоятельно, а затем свериться в группе.

Задание: Дополните предложения, опираясь на слова, данные для справок.

Пухлая белая туча……….со всех сторон горизонт . ……….ветер утих. Снег……….начал опускаться на землю. ……….смотреть на ……….в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снег становился гуще и сильнее. Он падал беспрестанно. Я с……….ходил по дорожкам сада. Снежный поток не утихал.

Слова для справок:

Заволокла, затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно, весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, с наслаждением.

1 группе

Задание: Составь рассказ расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Буран.

Земля, воздух, небо превратились в пучину снежной пыли. Буран свирепел час от часу. Он свистел, стонал, ревел, душил все, что ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими буграми.

Но вот утих ветер. Улеглись снега. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистых снегах.

Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Все слилось, смешалось. Начался буран.

 3. Работа в группах.

1) 1 группа (Дети читают полученный рассказ, затем учитель вывешивает на доску правильный текст.)

- Можно ли назвать это текстом?

- Назовите тип текста.

- На сколько частей разделен этот текст?

Д/З – Написать этот текст, выделяя каждую часть с красной строки.

- Подберите синоним к слову “Буран”.

2 группа (Дети читают полученный текст.)

- Какой тип текста?

Д/З – Записать и озаглавить этот текст в тетрадях.

3) ФИЗМИНУТКА

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!

4) 3 группа

- Раскрыта ли тема в этом тексте? Почему?

Д/З – Записать этот текст как запомнили в тетрадях и нарисовать рисунок.

4 группа (Дети читают полученные сочинения.)

Д/З – Записать свои мини-сочинения в тетради.

4. Итог групповой работы.

- Мы прослушали много текстов, что у них общего?

- Вы хорошо поработали в группах, научились помогать друг другу, слушать друг друга. Я хочу выразить свою благодарность, которая зашифро-

вана в слове. (мобильный телефон)

4 5 4 5 2 8 9 М О Л О Д Ц Ы

5. Работа над музыкальным произведением Вивальди “Вьюга”.

А теперь послушаем, как любят композиторы русскую зиму. Ваша задача определить к какому тексту подходит это музыкальное произведение? Почему? (Буран)

- Назовите синонимы к слову “буран”.

- Каким образом можно изобразить зиму?

МИНУТКА ОТДЫХА. (Дети закрывают глаза и сидят в свободной позе.)

Учитель читает стихотворение:

Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут,
С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лёд кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись.
Изумруды и рубины
На снегу зажглись. (Н. Хвостов)

- Что такое “изумруды и рубины”?

- Как вы поняли последнюю строчку стихотворения?

6. Подведение итогов урока.

Определение эмоционального состояния учащихся. (В каждой группе есть конверт, в котором лежат 4 снежинки: белая, синяя, красная и жёлтая. Посовещавшись, дети должны выбрать снежинку, которая определяла бы их эмоциональное состояние от урока.

жёлтая – радость

белая – грусть

красная – восхищение

синяя – безразличие)

- Найдите в пакетиках “драгоценные камни” в виде снежинок. Посоветуйтесь в группе и выберите снежинку.

- Какое чувство вызвал у вас урок?

- Всем спасибо за работу.