Урок-игра: "Цветик-семицветик" по теме: "Мы — читатели…" 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цели:

  • Подвести итог читательской деятельности третьеклассников.
  • Дать настрой на чтение книг летом.

Подготовка к уроку:

Учащимся предлагается принести свою самую любимую книгу, которую они поставят на выставку.

Учитель готовит 7 крупных лепестков разного цвета и вывешивает их на доску (цветной стороной вниз) в виде цветка. Пока он – одного цвета.

Класс делится на 7 групп. Учитель сам придумывает, как это сделать. (Например, всем построиться по росту и рассчитаться на 1–7, а можно вытянуть жетоны из 7 цветов, приготовив их по количеству учеников в классе. Команды садятся за отдельные столы.

Ход урока

I. Конкурс 1. “Волшебные краски”

Команды берут по одному лепестку с доски. Они оказываются разного цвета.

Задание: вспомнить как можно больше произведений, в названиях которых упоминаются доставшийся им цвет и его оттенки.

После того как команды готовы, они называют произведения. Лепестки учитель крепит на доску уже цветной стороной вверх. К концу первого конкурса получится цветик-семицветик.

Красный

  • С. Аксаков “Аленький цветочек”
  • Х.К. Андерсен “Красные башмачки”
  • Ш. Перро “Красная шапочка”
  • Ю. Мориц “Малиновая кошка”
  • Ю. Коваль “Алый”

Белый

  • А Куприн “Белый пудель”
  • Братья Гримм “Белая змея”
  • З. Александрова “Белая черепаха”
  • Б. Житков “Белый домик”
  • Ю. Коваль “Белая лошадь”
  • Е. Пермяк “Белая шубка”

Серый

  • Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  • Б. Заходер “Серая Звездочка”
  • И. Знедонис “Серая сказка”
  • “Иван-царевич и Серый Волк”

Зеленый

  • Н.А. Некрасов “Зеленый шум”
  • П. Бажов “Зеленая кобылка”
  • В. Бианки “Зеленый пруд”
  • Саша Черный “Зеленые стихи”
  • А. Волков “Волшебник изумрудного города”

Синий

  • Братья Гримм “Синяя свечка”
  • Ш. Перро “Синяя Борода”
  • И. Знедонис “Синяя сказка”
  • М. Метерлинк “Синяя птица”

Голубой

  • П. Бажов “Голубая змейка”
  • А. Гайдар “Голубая чашка”
  • В. Железников “Голубая Катя”
  • Г. Скребицкий “Голубой дворец”
  • Н. Сладков “Голубой рак”
  • Дж. Родари “Голубой светофор”, “Путешествие Голубой Стрелы”

Желтый

  • В. Волков “Желтый туман”
  • А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”
  • А.С. Пушкин “Сказка о золотом петушке”

Конкурс 2. /Дети выбирают лепестки по цвету. Учитель снимает лепесток и называет конкурс./

“Загадки о сказочных героях”

Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!

В этой книжке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (“Муха-Цокотуха")

Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок)

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... (“Три поросенка”)

Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, петя, петушок,
Золотой... (гребешок)

Она по полю пошла,
В поле денежку нашла,
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук...
Пауков боится Муха,
Муха-... (Цокотуха)

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот...
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (“Дюймовочка” Г.-Х. Андерсена)

Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель... (Артемон)

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... (“По щучьему велению”)

На ней жениться хочет
Слепой и жадный крот.
Мышь над ней хохочет,
А ласточка спасет!
Подскажи мне, Вовочка,
Кто это?.. (Дюймовочка).

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она... (“Белоснежка и семь гномов”)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки... (“Маша и медведь”)

Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый... (Карлсон)

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем...
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! (“Кошкин дом”)

Конкурс 3. “Составь пословицы и поговорки”

Учитель – Расположите слова пословиц и поговорок в правильном порядке

1. Один, семь, ответ, бед. (Семь бед – один ответ.)

2. Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай друга в несчастье.)

3. Глаза, души, зеркало. (Глаза – зеркало души.)

4. Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет.)

5. Голова, ног, ума, не, у, просит. (Голова у ног ума не просит.)

6. Начало, половина, доброе, дела. (Доброе начало – половина дела.)

7. Кошке, мышке, игрушки, слезки. (Кошке игрушки, мышке слезки.)

/После того как команды назовут свои пословицы, дается всем одна: кто быстрее “соберет”./

Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.)

Конкурс 4 “Мифология”

1. Согласно легенде, этот музыкальный инструмент изобрела древнегреческая богиня Афина Паллада, которая бросила его, заметив, что игра на нем обезображивает ее лицо. Он представлял собой трубку из тростника с шестью отверстиями и издавал резкий металлический звук, характерный для современных медных музыкальных инструментов и потому использовался в качестве военного музыкального инструмента. В таком первозданном виде он просуществовал до XVIII века, когда уступил место инструменту с более нежным, лирическим звучанием. Назовите его. (Флейта)

2. Согласно легенде, при постройке древнегреческого города Фивы камни сами складывались в городские стены, повинуясь игре царя Амфиона на лире. А вот стенам другого знаменитого города повезло гораздо меньше: они рухнули при звуках труб осадивших его врагов. О каком городе идет речь в вопросе? (Иерихон)

3. Геликон – это название не только музыкального инструмента, но и знаменитой горы в Греции. Олимп, как известно, был обителью высших богов этой страны, а какие богини жили на Геликоне? (Музы)

4. В римской мифологии – божество любви, символ любовной страсти, сын Венеры. (Купидон)

5. В Древней Греции – олицетворение победы, часто эпитет богини Афины. Богиня победы не только в сражении, Нои спортивных состязаниях. В римской мифологии этой богине соответствует богиня Виктория. (Ника)

6. Пища олимпийских богов, поддерживающая их бессмертие и вечную юность. Вкушать нектар и это – значит, испытывать блаженство. (Амброзия)

7. По представлениям древних, это предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим. Так назывались и сами прорицания, и место, где их давали. В современном языке так называют мудрого, опытного человека, мнению которого безгранично доверяют. Часто это слово употребляют с иронией. (Оракул)

Конкурс 5. “Вам знаком цветок такой?”

Учитель - Узнайте произведения, из которых я прочитаю отрывки (можно раздать командам карточки с напечатанным текстом), назовите автора.

1. “Сидит зверек – ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье – всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь – пожуй сладкий клевер, кашку, хочешь – траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси. Не лазай только к нам в огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку!” (Е. Чарушин. Моя первая зоология.)

Загадка-подсказка

Косой бес поскакал в лес. (Заяц)

2. “И в жарких пустынях, и в лесах, и в холодной тундре живут эти звери…

Зимой они собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный зверь. Он выводит стаю на добычу.” (Г. Снегирев. Звери наших лесов)

Загадка-подсказка

Серовато, зубовато –
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3. “Топ-топ-топ! – слышится в ночной тиши… Раздвигая носом росистые травы, бежит куда-то ночной топотун. Нагнать его совсем не трудно. Он тут же свернется шаром. Прикоснетесь к нему – вмиг уколетесь! Весь утыкан острыми иголками.” (И. Акимушкин. Жил-был Ежик)

Загадка-подсказка

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ежик)

4. Эти звери довольно часто встречаются в наших лесах.

“- Да какие они, звери-то?

- Хорошенькие.

- Ну какие же они хорошенькие! Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее безобразные.” (М. Пришвин. Лоси)

Загадка-подсказка

Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

5. Эти звери живут на лесных речках.

“Писатели и зоологи называют этих грызунов инженерами. И не зря… Возводить сложные постройки в обычае у зверьков. Строят они норы, хатки из ветвей и ила, возводят каналы и плотины. Высота их плотины может быть больше четырех метров, а длина - метров шестьсот!..

Внешность у зверька внушительная. В шубе ходит! Дорогая шуба, теплая. Из-за нее-то, из-за шубы этой, и выпала грызунам тяжелая доля. Везде уничтожали их ради драгоценной шубы…” (И. Акимушкин Жил-был бобр)

Загадка-подсказка

Водяные мастера,
Строим дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину (Бобр)

6. “Это дикая свинья. Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает, своим длинным рылом в земле роется, своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает – ищет, чего бы съесть…” (Е. Чарушин. Моя первая зоология.) Кто это? (Кабан)

7. “Многие думают, будто пойти только в лес, где много этих зверей, и так они вот и бросятся и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Так это неправда. Они, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.” (М. Пришвин. Медведь) Кто это? (Медведь)

Загадка-подсказка

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Конкурс 6 “Сказочный”

Учитель - В него превращались или были заколдованы:

1. Великан-людоед из сказки Ш. Перро. (В льва, мышь. “Кот в сапогах)

2. Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа. (В карлика. “Карлик Нос”)

3. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена. (В лебедей. “Дикие лебеди”)

4. Лягушонок из сказки братьев Гримм. (В королевича. “Король-лягушонок”)

5. Гадкий утенок. (В лебедя. Х.К. Андерсен. “Гадкий утенок”)

6. Айога. (В гусыню. Нанайская сказка “Айога”)

7. Нильс. (С. Лагерлеф. “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”)

Конкурс 7 “Поиграем в слова”

1) Разгадывание кроссвордов

2) Чтение скороговорок. (Каждой команде раздаются карточки.)

Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.

За жужелицей уж бежал.
А жук от ужаса дрожал:
- Живу-живу, жужжу-жужжу,
Ужу на ужин угожу!

- Кто из вас самый внимательный? Как вы думаете, откуда эти задания? (Журнал “Мурзилка”)

Подведение итогов