Цели:
- пополнить словарь настроений;
- ввести понятие "противоположное" настроение;
- продолжить работу над разгадыванием "секретов" авторов;
- раскрыть психологические механизмы, которые являются основой капризного настроения;
- развивать творческие способности детей;
- развивать у детей адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Оборудование: слова из словаря "настроений", магнитофон с аудиозаписью, листы для изопрактики на каждого учащегося, цветные карандаши, чистые листы, корзина, литературные произведения.
Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о настроении и узнаем новые его оттенки.
- У вас сегодня хорошее настроение? Настроение - это эмоциональное состояние человека. Слово “настроение” произошло от слов “строй” и “настраиваться”. - Как вы думаете, где находится настроение? В какой части тела. – Можно ли настроение определить по выражению лица, по походке, по взгляду, интонации голоса и т.д. Настроение находится во всём теле.
- Ребята, а как вы думаете настроение есть в музыке? Сейчас вы послушаете несколько музыкальных произведений. Слушая музыку, попытайтесь определить её настроение. Какие чувства вызыват эта музыка, какое настроение? - Какую музыку приятнее слушать грустную или радостную? - Ребята, а как вы думаете, настроение зависит от цвета? Посмотрите на эти картины. Какие они у вас вызывают чувства, почему?
Упражнение “бабочки” У каждого из вас есть листочек с бабочкой. Раскрасьте его так, чтобы у первого варианта бабочка получилась весёлая, а у второго – грустная. Сравнивание бабочек. Чем отличаются бабочки? (Цветом)
Учитель
- А как может появится настроение, откуда оно приходит? А чтобы узнать от чего же ещё зависит настроение, давайте посмотрим мультфильм. - Понравился ли вам мультфильм?
- С какими героями встретились?
- Какое настроение было у щенка вначале?
- Как оно изменилось? Почему?
- Каким мы видим медвежонка? Как он себя ведёт?
- Что изменилось в его поведении?
- Чем заканчивается мультфильм?
- Почему медвежонок чувствует себя счастливым, хотя он остался без орехов и без букета?
Вывод: Настроение улучшается не только тогда, когда дарят что-то тебе (или делают приятное), но и тогда, когда ты сам делаешь приятное людям.
А сейчас возьмите листочки и напишите мини-сочинение на тему: “Моё настроение, от чего оно зависит”.
- Ребята, а какие вы знаете настроения? (Хорошие и плохие)
А какие хорошие: весёлое, радостное, удивительное, солнечное, счастливое, классное, прекрасное, смешное, праздничное, игривое, превосходное, замечательное и плохие: грустное, злое, сердитое, печальное, противное, вредное, хмурое, серое, плаксивое, мрачное, пасмурное, дождливое, хмурое.
Сегодня мы узнаем новые оттенки настроения.
Перед вами стихотворение Агнии Львовны и Павла Николаевича Барто "Девочка-рёвушка". Я его прочитаю, а вы последите по тексту и скажите, кто в этом стихотворении рассказчик и какое настроение у него вызывает то, о чём он рассказывает. Дети отвечают.
- А смех у него злой или добродушный?
- Докажите текстом.
- А у самой рёвушки какое настроение?
- Вот у нас появилось новое слово для словаря настроений.
- Что означает слово "каприз"? (Каприз-прихоть, причуда.)
- В этом стихотворении у рассказчика-повествователя и у героини одинаковое настроение или разное?
- Прочитайте стихотворение, стараясь передать эти настроения.
Чтение детей.
- Рассказчик смеётся над девочкой, ему не нравятся её капризы, поэтому он не просто смеётся, он высмеивает отрицательную черту героини, но высмеивает не зло, а по-доброму, добродушно-насмешливо. Вот мы открыли и ещё один "секрет": разницу настроений рассказчика и его героя. А это очень важная задача читателя.
Психолог
- Представь, что в этой коробке карандаши для зарисовки настроения Гани. Обозначь их цвет.
Самостоятельная работа детей.
- Итак, если бы каприз был цветной, какого цвета он бы был?
- Представьте, что каприз может двигаться. По-вашему, что это будет за движение?
- А каков каприз на вкус?
- Звук каприза?
Учитель
- Послушайте стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской в переводе Воронеля и прочтите его только глазами, стараясь определить при этом рассказчика.
Читает один из детей.
Какой здесь рассказчик? (Рассказчик-повествователь.)
- Какое настроение и у кого? (Зебра, как Ганя, капризная, а рассказчик над ней смеётся.)
- В первом стихотворении хитрый автор не назвал словом настроение Гани, а во втором - есть такие слова-подсказки для читателей? ("Ей капризничать не лень", "привереда".)
- Т.е. у Зебры капризное, и не просто капризное, а привередливое настроение. Вот ещё одно новое слово для нашего словаря настроений. А в капризах Гани и Зебры есть разница?
- А когда желание исполнилось, Зебра успокоилась, и все очень рады. А рассказчик тоже рад за Зебру? (Нет, ему смешно: ведь на самом деле она же испачкалась, она глупая.)
Психолог
Вспомним девочку-рёвушку Ганю. Когда она капризничала, знала ли, представляла ли себе то, что она хотела? (Нет, и то ей не так, и это ей не подходит.)
- С точки зрения психологии, смысл её поведения в привлечении внимания к себе. Каким образом? (Рёв.)
- Внимание она получила? (Нет.)
- Внимание получило её настроение. Ганя попала под влияние своего настроения и остановиться уже не может. А чего добивалась Зебра? (Хотела быть другой.)
- Добилась она удовлетворения своей причуды?
- Каким путём?
- Давайте подумаем, каковыми могут быть последствия её прихоти? (С одной стороны, она не такая, как все, а с другой - теперь Зебра в клетку - лёгкая добыча для своих врагов, т.к. очень заметна; и в то же время другие зебры не станут с ней дружить, т.к. не узнают в ней зебру, потому что в животном мире разные виды животных редко общаются между собой.)
- Таким образом, добиваясь чего-либо, нужно думать и о последствиях своих желаний. Мало того, что Зебра извела всех жителей Зеброграда, может быть, очень скоро она поймёт, что её новая раскраска может сыграть с ней злую шутку. И если она не осознает, что менять нужно не наряды, а себя, своё поведение, то сколько ещё капризов будет в Зеброграде.
Учитель
Мы много нового узнали. И о разнице настроений у рассказчика и героя. И о том, что рассказчик может по-доброму высмеивать своего героя. И мы встретились с таким рассказчиком, которого нам сразу трудно было определить. И новые слова для словаря "настроений" открыли. Какие? (Капризное. И бывает оно разное: привередливое и прихотливое. А веселое может быть насмешливым, добродушно-насмешливым.)
Домашнее задание: выберите из наших трех стихотворений то, которое вам больше нравится, и выучите его наизусть.
Психолог
Метафора “Хозяин дома – хозяин настроения”.
- У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Давайте попытаемся навести порядок.
Учитель ставит на стол мусорное ведро.
Ребята, давайте порассуждаем, зачем человеку нужно мусорное ведро?
- Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?
- Какой бы была наша жизнь без него?
- Мусор бы постепенно наполнил комнаты, стало тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди бы начали болеть. Но ведь так же и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, ставшие ненужными и бесполезными. Некоторые люди любят копить обиды, капризы или же страхи. Давайте выбросим старые ненужные капризы, обиды, гнев в мусорное ведро.
- На парте вы найдете листочек и запишете на нем чувство, от которого хотите избавиться. Затем скомкайте листочек и выбросите в мусорное ведро.
Ребята, как вы понимаете пословицу: Живи добрее – будешь всем милее. (Если делать людям приятное, то и тебе будут отвечать тем же. Будешь добрым и тебя будут все любить.)
А сейчас послушаем песенку (улыбка).
- Понравилась песенка? О чём она? Чему учит ? (Если у тебя будет хорошее настроение, то и окружающих оно улучшится.)
Ребята, наш урок закончен. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. А если настроение у вас будет хорошее, то всё у вас получится.
Материалы к уроку
Агния Львовна Барто, Павел Николаевич Барто.
Девочка-рёвушка
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка –
Это Ганя – рёвушка.
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-у!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
Уу-уу-у!..
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!..
Тут сбежался народ,
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, как свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Ванда Хотомская Зебра-привереда
Хнычет зебра-привереда
В Зеброграде каждый день;
От рассвета до обеда
Ей капризничать не лень.Нет с ней сладу;
Ей не надо
Полосатого наряда:
Ой, опять чулки в полоску!
Полосатый бант в причёску!Полосатое пальто!
Не надену ни за что!
Весь народ издалека
Привереду узнаёт:
Возле каждого ларька
Привереда слёзы льёт.Зебра-папа, зебра-мама
Успокаивают детку,
А она твердит упрямо:
- Я хочу сапожки в клетку!Зебру-бабку, зебру-дедку
Извела вконец она:
- Мне нужна косынка в клетку,
А в полоску не нужна!Папе с мамой надоело
Слушать, как она ревёт:
- Ты пошла бы посидела
На скамейке у ворот. –
А скамейку – ну и дело! –
Папа утром красил сам.Привереда только села,
Не поверила глазам:
На глазах сменив расцветку,
Привереда стала ВКЛЕТКУ!И теперь ужасно рад
Полосатый Зеброград:
Наконец-то привереда
Носит клетчатый наряд!