Путешествие в химический " Элементарий…" Личностно-развивающий подход в обучении химии

Разделы: Химия


 Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. (М. Монтень.)

 Как сделать, чтобы ученик, зная, что следующий урок химия, весело улыбался, не боялся, что ему трудно будет на уроке, и он опять получит двойку?

Как внести в обучение одного из трудных предметов радость познания, уверенность в том, что все будет понятно, интересно, увлекательно.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и системы их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а так же сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель моей работы: поиск новых форм и методов реализации индивидуального подхода к каждому ученику на уроке химии, методических приемов, которые позволят не только разнообразить процесс усвоения знаний, но и рекомендовать школьнику индивидуальную программу обучения в зависимости от его интересов, склонностей, способностей, продуктивности работы.

Так как работаю в 8-9-х классах, наиболее полно использую интеллектуальные особенности старшеклассников с помощью нестандартных форм урока. Однако не все школьники способны в одинаковой степени познать химию, поэтому в школьной практике применяю дифференцированный подход к учащимся. Дифференцированный подход позволяет в большей степени заинтересовать слабых учащихся и подвигнуть к самостоятельности сильных.

Даже самый трудный материал интересен учащимся, когда они работают, добывая свои знания сами, из пассивных слушателей превращаются в активных участников урока.

Использование аналогии с русским языком поможет реализовать связь науки с практикой и повседневной жизнью.

Русский язык Буквы Слова Предложения

Химический язык

Знаки химических
элементов

химические формулы Уравнение  реакций

В продолжение модели – аналогии: “А кто является родоначальником славянской письменности алфавита” “Верно, болгарские просветители Кирилл и Мефодий”. Отцом же химической письменности является шведский ученый И.Я. Берцелиус, который предложил в качестве букв - знаки химических элементов.

На уроках очень эффективно использовать фрагменты из литературных произведений. Они несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся: сообщаю учащимся задачи урока и вывешиваю таблицу с изображением туч и молнии, сверкающей между ними.

Читаю стихотворение П.Когана “Гроза”:

Косым стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.

Провожу беседу, в результате которой учащиеся повторяют, что молния – это огромная искра, электрический разряд, проскакивающий между телами с противоположными по знаку зарядами. Электрическая энергия при этом преобразуется в световую, тепловую. Эта энергия требуется для начала химических реакций.

Чтение стихов создает всегда эмоциональный настрой урока. Даже самые непоседливые ученики затихают, в глазах самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг

Очень эффективно применяются на практике учебные ситуации (технология коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности).

В основе всех учебных ситуаций лежат проблемы, которые учащиеся решают самостоятельно на уроке с помощью различных средств, в результате чего они приходят к определенным выводам. Каждая учебная ситуация состоит из трех этапов функционально связанных между собой.

Первый этап – организация целого пространства:

- создание творческих микрогрупп, ввод в ситуацию, постановка проблемы;

- выбор средств, позволяющих реализовать цели.

Второй этап – организация поискового пространства:

- определение способов совместной деятельности

- обсуждение результатов решения в микрогруппах.

Третий этап – рефлексивное пространство

- осознание метода деятельности;

- постановка новой проблемы.

Работу в группах можно проводить во всех классах.

Такие уроки имеют большое воспитательное значение, способствуют формированию и развитию нравственных качеств учащихся, такие как коллективизм, способность к взаимовыручке, умение дружить, стимулируют познавательную активность, обучение работы с литературой.

В 8-9-м классе провожу цикл тематических уроков химии, содержащих различные их типы с позиций гуманно-личностного подхода к ребенку и единства обучения и воспитания.

Цикл включает:

- уроки изучения нового материала - тема “Электролитическая диссоциация” с использованием проблемно-исследовательской технологии;

- урок- конференция с использованием технологии деловой игры - тема “Атомное - молекулярное учение”;

- урок закрепления материала, ситуативно-игровая технология - химическое казино по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”. Приложение 1.

- урок формирования практических умений, с использованием моделирующей технологии состязательной игры - КВН.

-уроки путешествия в страны “Химический Элементарий…”, “Оксигениум…” и “Гидрогениум…” На первых уроках темы я даю инструкции о предстоящем уроке – соревновании. Класс делится на четыре группы – экипажа (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы в экипажах примерно равные). Каждый экипаж выбирает себе консультанта (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем консультанты готовят свой экипажи к игре путешествию, а учитель работает с консультантами. Учитель нацеливает ребят на, то, что они должны знать и уметь к зачетному уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Предлагаются возможные темы рефератов, так как написание рефератов является важным условием участия в игре.

Рефераты, доклады выполняются добровольно, но ребята знают: кто напишет интересный доклад – будет поощрен, а в зачет его экипажа пойдут дополнительные баллы при подведении итогов игры. Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и получают огромное удовольствие уже оттого, что узнали много нового и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками.

Написание реферата должно стать событием, к которому следует готовиться серьезно и обстоятельно, примерно так, как готовятся взрослые к защите своих дипломов, проектов. Для этого нужны обширные знания по выбранной теме, желание донести начатую тему до конца и сделать ее интересной для других, уметь защищать свою точку зрения. При подготовке рефератов учащиеся совершенствуют свои умения работать с литературой, рассуждать, сравнивать, обобщать, высказывать точку зрения, делать выводы.

Очень важно чтобы полученные химические знания были связаны с повседневной жизнью. Интересный бытовой химический пример, может быть, изменит стереотипность отдельных учеников и из пассивных слушателей сделает их на какой-то момент активными участниками урока:

Очень просто без проблем,
Делаем белковый крем,
Ты сначала от желтка
Отделяешь три белка…

Также хорошо материал урока связывать с конкретным жизненным опытом учащихся.

Реклама: “Биодобавки нового” “Лоска” любую грязь отстирают просто” – прокомментируйте эту фразу с точки зрения химика. Биодобавки взаимодействуют с веществами природного происхождения. Многие современные порошки содержат так называемые липосистемы, предназначенные для удаления жирных загрязнений. Но биодобавки не могут устранить пятна от масляной краски или машинного масла, чернил.

Практикую различные химические лабиринты, ромашки, крестики-нолики, логические кольца…

 Состязание “ Ромашка” Рис.1.

В путешествии по стране “Оксигениум…” обязательно встретится множество диковинных растений. Одно из них – волшебная “Ромашка”, на лепестках которой написаны химические формулы. На основании полученных знаний учащиеся определяют лепестки с формулами оксидов и составляют уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ.

 Состязание “ Рулевой” Рис.2.

 

Каждый участник экипажа пишет соответствующее уравнение. Рис.2.

,,Химический лабиринт” Рис.3.

Такие задания учащиеся выполняют куда охотнее, чем традиционные и привычные им генетические цепочки превращений и, как правило, с хорошим результатом. Такая деятельность поддерживает познавательный интерес учащихся, вызывает у них чувство успеха.

Чувство уверенности в себе может быть достигнуто только тогда, когда в ходе урока ученик не боится ошибиться, учитель не наказывает за неправильные ответы. Я привлекаю к работе всех учеников класса – и сильных и слабых.

Использование на уроках дидактического материала позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания, или те задания, которые он может выполнить без боязни ошибиться.

Предлагается задания по трем уровням дифференциации (нормального, компетентного, творческого). А можно давать задания в порядке нарастания сложности. А иногда достаточно просто сформулировать вопрос так, что само его формулирование предполагает дифференциацию.

Рис.3

Школьники получают небольшой объем интересного дополнительного материала, не требующего специальных знаний для его усвоения. Такой подход приводит к развитию у ребят способности нестандартно мыслить. Удивление, вызванное новым и на первый взгляд непонятным, и последующее чувство удовлетворения от выполненного сложного задания. Использование творческих работ на уроке способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Что может быть приятнее и для учителя и для учеников!?