Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Выскочка”;
  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина;
  • прививать любовь к родному краю, к природе;
  • воспитывать интерес к литературному, художественному наследию Орловского края;
  • развивать творческие способности учеников;
  • развитие умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Оборудование:

  • портрет М. М. Пришвина;
  • выставка книг;
  • учебник В. Г. Горецкого “Родная речь” (книга 2);
  • запись на доске;
  • иллюстрация с изображением сороки.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Создаем хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Произнесите добрые слова.

Подготовка к восприятию.

Сегодня мы знакомимся с новым разделом книги. Прочитайте его название. (“Природа и мы”). Как вы думаете, о чем будут произведения?

(Ребята высказывают свои предположения).

Знакомство с творчеством М. М. Пришвина.

Сегодня мы познакомимся с творчеством М. М. Пришвина, который писал о природе и в защиту природы (на доске – портрет Пришвина). М. М. Пришвин родился в 1873 году в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Он прошел большой трудовой путь, был агрономом, народным учителем, ботаником. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. Писатель великолепно знал природу. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.

Прочитайте цитату из книги М. М. Пришвина “Дорога к другу”: (запись на доске)

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни …

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина

И охранять природу – значит охранять Родину. [1]

Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? Что значит охранять природу?

Что может каждый из вас сделать для охраны природы? (Дети высказывают свое мнение).

В нашей стране существует Закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природу, помогать ей, заботиться о ней.

Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.

Выставка книг.

- Вот трудолюбивый дятел продолбил дырок на осине, чтобы извлечь из него червя, и так спас дерево. (“Лесной доктор”)

- О замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером поведал писатель в рассказе “Золотой луг”.

- Сколько открытий для детской души в рассказах “Журка”, “Медведь”, “Сметливый беляк”, “Верхоплавки” и других.

Знакомство детей с произведением М. М. Пришвина “Выскочка”.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Пришвина.

Отгадайте загадку:

Верещунья, белобока
И зовут ее ….. (сорока)

Давайте посмотрим иллюстрацию в книге (стр.83). О ком этот рассказ?

Давайте составим рассказ о сороке. Послушаем, о чем беседуют заяц и сорока (сценка) [2]

- Почему сороку называют белобокой?

- За что сороку прозвали воровкой?

Чтение и анализ рассказа.

Учащиеся выразительно читают рассказ.

Понравился вам рассказ? А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка (звучит музыка со звуками природы).

Работа с текстом.

Лексическая работа.

- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Как вы их понимаете?

Полено – кусок распиленного и расколотого бревна для растопки.

Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Срам – стыд, позор.

- О чем автор повествует в экспозиции?

Экспозиция – часть, повествующая о месте и условиях будущего действия.

- Кто действует в рассказе? Найдите, как Пришвин описывает Вьюшку. Прочитайте.

- Какие художественные средства использует автор, и с какой целью?

Эпитеты (образные определения предмета): охотничья собака, веселая собачка.

Сравнения (словесные выражения): ушки как рожки; зубки белые, как чеснок.

- С чего все началось?

- Какое событие в рассказе главное?

- Почему сорока так поступила? Как автор это объясняет

- Найдите и прочитайте эпизод, где автор поясняет крылатое выражение: “В семье не без урода”.

- Что сороке говорили ее сородичи?

(“Скачи, как всему сорочьему обществу надо”):

- Что об этой сороке думает автор?

(Он описывает: “Одна поскакала дуром”. На противоположной стороне наступали “шесть умных сорок”. Значит, одна из сорочьего племени была “с пыльцой в голове”).

- Чем наступление выскочки закончилось?

Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.

- Почему Пришвин назвал рассказ “Выскочка”?

Найдите в словаре этимологию слова “выскочка”.

Выскочка (разговор. жанр) – человек, который, выдвигая себя, стремится выслужиться или который занял какое-нибудь положение в обществе незаслуженно.[3]

- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу.

(“Поспешишь – людей насмешишь”).

Эту пословицу можно считать главной мыслью рассказа.

- Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?

(Высказывания детей).

Итог урока.

Докажите, что произведение “Выскочка” познавательное?

(Раскрыл собачьи повадки, птичью тактику).

Домашнее задание.

Пересказ рассказа.

Список литературы:

1. Книга М. М. Пришвина “Дорога к другу” (1957 г.)

2. В.В. Зотов “Лесная мозаика”. Москва, 1993.

3. С.И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”. Москва, 2000.