Цели:
- Знакомство со сказкой В.А. Жуковского.
- Развитие речи, памяти, мышления учащихся, умения анализировать. Совершенствовать технику чтения.
- Воспитание интереса к читательской деятельности.
Оборудование:
- рисунки учащихся по сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”;
- магнитофон;
- раздаточный материал: оценочные листы;
- разрезные карточки со словами;
- портрет В. А. Жуковского;
- книги автора.
Ход урока
Организационный момент
- Все дети любят и умеют фантазировать, мечтать. Давайте представим, что наш урок – небольшой спектакль.
- Кто главные действующие лица? (Ученики)
- А режиссер? (Учитель)
- Кто же зрители? (Гости)
- Каждый будет стараться хорошо выполнять свою роль. Успех каждого – общий успех.
Проверка домашнего задания
а) Озвучивание рисунков к сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”.
Это авторская сказка.
б) Назвать слово – прилагательное к словам из сказки.
МИР какой? ….. (крещеный)
ГОСТИ какие? …… (честные)
ЦАРИЦА какая? …… (молодая)
ВДОВИЦА какая? …… (горькая)
ПАРУСА какие? …… (раздутые)
в) Диалог: учитель – учащиеся.
- С кем из героев вам хотелось бы встретиться и почему?
- Почему творческие люди: художники, музыканты так часто обращаются к этой сказке?
- Нужны ли сейчас в XXI веке сказки, написанные около 200-х лет назад?
- Для какого возраста читателей писал А. С. Пушкина?
г) Обобщение – Сказки А. С. Пушкина добрые, светлые, ироничные, поучительные.
Чему они учат? Умеют прощать, любить, предостерегают от плохого. “Я хочу, чтоб меня поняли все от мала до великого” - говорил о своих сказках А. С. Пушкин.
Изучение нового материала
1. Работа с текстом до чтения
а) - Прочитайте фразу на доске:
“… - воспитатель и педагог, ему душа детская известна более всех нас”.
- Кому принадлежат эти слова и о ком они сказаны?”
(Это сказал А. С. Пушкин о Василии Андреевиче Жуковском.)
На доске:
(закрыто Ф. И. О. автора, название произведения)
(закрыто) | |
б) Беседа с учащимися.
- Не зная содержания, что можете сказать о сказке? (Она авторская.)
- Что помните о В. А. Жуковском? (В. А. Жуковский был другом А. С. Пушкина. Он писал сказки, стихи, баллады, стихотворные повести. Жил в XIX веке. Был воспитателем наследника престола. Пушкин считал себя учеником Жуковского.)
- Знакомо ли вам название сказки?
- Где встречались с этим сюжетом?
- В каком жанре написано произведение?
- Что вызвало сомнение? (Два знака.)
- Как устранить это сомнение? (Прочитать.)
в) Беседа по рисунку в учебнике.
- О чем хочет рассказать нам иллюстрация? (Иллюстрация хочет увлечь читателя побыстрее начать читать, подсказать о том, кто главные герои.)
- Обратите внимание на название сказки и иллюстрацию. Что можете сказать? (Иллюстрация соответствует названию.)
2. Чтение сказки
- Прослушайте сказку и выразите ваше мнение, ответив на вопрос КАКАЯ?
(Вопрос написан на карточке и вывешен на доске.)
(Сказку читают наизусть учитель и 6 ребят на музыкальном фоне.)
- Следите и подчеркните незнакомые слова?
3. Обмен впечатлениями
- Действительно ли это сказка? (Сказка в стихотворной форме.)
- Ответьте на вопрос КАКАЯ? (Поучительная, увлекательная.)
- Поделитесь своими эмоциями.
4. Выборочное чтение
- Чем привлекателен Матвей? КАКОЙ? (Добрый.)
- Что предсказал рак царице?
- Кто такой пророк?
- Каким еще назвал автор царя? (Разумный.)
- Отчего же он оплошал?
- Назовите эпитеты, которые относятся к отрицательному персонажу? Кто он? (Чародейка.)
- Что происходит между чародейками? (Борьба добра и зла.)
- Прочитайте картину спящего дворца. (с. 156 – 157.)
- Определите интонацию, темп чтения.
- Зачем повторяется картина уснувшего дворца?
- Прочитайте незнакомые слова во фразе.
(Прянул конь от остр шпор не терновник уж густой.)
- Прочитайте особо выразительные места.
5. Работа после чтения.
а) Ответ на вопрос 3 стр. 162
б) - Что говорил В. Жуковский в защиту сказки? (Зачитывают абзац на стр. 119.)
- Какие чувства возникли у вас к героям сказки?
- Что говорил Н. Гоголь о сказке “Спящая царевна”? (“Спящая царевна изящна и хороша”.)
Итог урока
а) - Какие знания с урока вам могут пригодиться в дальнейшем?
б) - Дайте отзыв об уроке. КАКОЙ? (Интересный, поучительный, нужный и т.д.)
в) - Заполните оценочный листок.
ЗУН по данной теме | Своя собственная оценка |
Отметка товарища |
Оценка учителя |
Чтение | |||
Устные ответы | |||
Итоговая оценка |
С А У (Самый активный ученик.)
(Самые активные ученики получают призы.)
Домашнее задание
СВ – свободный выбор.
Варианты:
- выучить отрывок наизусть,
- рисунки,
- вопросы к тексту,
- конкурс на лучшего чтеца.