Цель урока:
- Создать на уроке атмосферу сотворчества и соревнования, взаимодействия и дискуссии. Настроить на работу вне привычного мыслительного шаблона потребления информации, создать новый опыт анализа ситуации, возникающей из столкновения разных мнений.
- Развивать способность видеть многообразие вариантов решений реальной задачи, снять страх перед неизвестным или перед дилеммой выбора.
- Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы, где нужно как принимать решения, так и реализовывать их.
- Воспитывать гражданскую позицию.
- Развивать гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
- Повысить мотивацию к разнообразному и самостоятельному использованию ПК.
Ход урока
– Ребята, мы живем в замечательном городе – Зеленограде. Вы любите свой город?
Дети рассказывают, что город маленький, все в нем знакомо, с другой стороны, Зеленоград расположен близко от большого города Москвы. Наш город самый красивый, самый чистый и т.д.
– Как вы думаете, почему наш город называется Зеленоград?
– Зеленоград означает зеленый город. Город окружен лесом, много лесных участков находится в самом городе. Это наши лесопарки.
– Пришла весна и, наверное, многие из вас уже побывали в наших лесах – парках?
Дети рассказывают, как они провели время в лесу в последний раз.
Учитель демонстрирует на экране компьютера фотографии природы: знакомые и незнакомые места в городе и лесопарках .
Дети комментируют понравившиеся фотографии. Какой у нас замечательный город. Как красиво в лесу!
– Вам нравятся эти поляны?
– Да!
Учитель демонстрирует фотографии загрязнений в лесопарках.
Дети возмущены.
– Вам хотелось бы отдохнуть на этих полянках.
– Нет!
– Часто ли вы замечали мусор в лесу и как вы к этому относитесь?
– Часто, не нравится, надо за собой убирать.
– Многие люди выбрасывают мусор, оставляют его в лесу после пикников.
– Так делать нельзя.
– Ребята, если так будет продолжаться, то рано или поздно и наш город, и вся наша планета покроется слоем мусора. Раз мы не хотим этого, то надо что-то делать. Что?
Задание:
– Ребята, сейчас каждый желающий сможет выдвинуть свою идею, как спасти наш лес, как изменить уже создавшуюся ситуацию. Но есть одно ограничение: На этом этапе в ваших предложениях не должно быть критики в адрес предложений ваших товарищей. Принимаются все предложения. А критический разбор ваших предложений мы сделаем сегодня, но чуть позже.
Дети выдвигают, а учитель записывает на экране компьютера все предложения, останавливаю критику.
Затем, подводя итог этапу выдвижения предложений, учитель группирует все предложения в виде списка:
- Лес – это парк, необходимо брать плату за вход, поставить мусорные бачки и выручку тратить на очистку леса.
- В лесу устанавливаются плакаты, ведется всевозможная пропаганда, о чистоте леса, устанавливаются мусорные бачки, создается отряд добровольцев для очистки леса от уже внесенного мусора.
- Нужно пожаловаться Мэру города, он создаст бригады проверки, которые ловят тех, кто загрязняет лес, и штрафуют и наказывают их.
Дети объединяются в команды, поддерживающие одно из выдвинутых предложений.
Задание:
– Каждая команда сможет сейчас обсудить все аргументы “за” свою гипотезу и аргументы против других гипотез. На обсуждение выделяется время 10 минут. Через 10 минут начнется дискуссия, где представитель от каждой команды обоснует преимущество своей точки зрения и недостатки других гипотез. Если задание понятно, приступайте к обсуждению внутри своей команды.
Ход дискуссии.
– Если брать плату за вход в лес, то он станет недоступным для нашей семьи, потому что у нас трое детей.
– Мы согласны убрать мусор, мы все пойдем и уберем его.
– Почему кто-то сделал это, а я должна за ним убирать. Входная плата обеспечит средства на зарплату для уборщиков мусора.
– Мой папа пожалуется Мэру, а он накажет тех, кто оставляет мусор.
– Мы простые люди и не можем распоряжаться штрафами и наказаниями, наказание за грязь может брать только охрана, которой тоже нужно платить.
– и т.д.
– Ребята, выдвинуто много хороших предложений, некоторые из них могут осуществить только городские структуры, а какие из этих предложений вы могли бы осуществить сами?
– Мы можем очистить лес от мусора, для этого у нас все есть.
– Мы будем говорить тем, кто кидает мусор, что так делать нельзя.
– Давайте напишем плакаты, чтобы люди поняли, чистый лес – это красиво и хорошо.
– Я принесу дощечки, мы напечатаем плакаты и повесим на этих дощечках.
Этот урок-дискуссия положил начало проекту “Экология Зеленоградского леса”. После обсуждения дети решили сделать свой вклад в изменение обстановки в ближайшем лесопарке. Мы выбрали в лесу “подшефную” поляну и убрали там мусор. Мы написали и распечатали плакаты, повесили их на этой поляне. Дети использовали компьютер для презентации и реального исполнения своих идей по улучшению экологии нашего лесопарка. Компьютерный проект, который в настоящее время выполняется ребятами, будет направлен на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Прортфолио”.