Цели:
Формировать умения строить деловое описание, умения планировать научное описание, умения употреблять языковые средства, свойственные деловому стилю.
Ход урока
За 2-3 дня до написания работы проводится подготовка к сочинению.
Учитель: - В следующий раз на уроке развития речи мы будем писать сочинение на тему “Мой город”. Это не обычное сочинение. Это сочинение - описание нашего города в деловом стиле, основанное на ваших наблюдениях.
Учитель:- Как вы считаете, что надо будет описывать в этом сочинении?
Дети: – В этом сочинении мы будем описывать наш город.
Учитель: - Для того, чтобы написать сочинение хорошо, к нему необходимо подготовиться!
Учитель: – Ребята, если это сочинение-описание, основанное на ваших наблюдениях, то что нужно сделать, чтобы его написать?
Дети: - Искать материал в книгах; посмотреть архив с изображением достопримечательностей города; поговорить со старшими о нашем городе и т.д.
1. Вводная беседа.
Учитель: - Сегодня 13 сентября город Челябинск отмечает день рождения. В город приезжает много официальных гостей. Горожане тепло и радостно их встречают. Представьте себе, что вы работаете в редакции и вам необходимо написать книгу, которую мы могли бы вручить, каждому, приехавшему посмотреть город.
Учитель: - Особенность этого сочинения в том, что это будет сочинение, написанное в деловом стиле! Как вы готовились к нему?
Дети: - Искали материал в книгах, спрашивали родителей, бабушек, дедушек, принесли фотографии и т.д.
Учитель: - В каких книгах вы нашли интересные факты? О чём узнали у родителей? Какие фотографии принесли?
Учитель: - На уроках природоведения мы уже создавали Красную книгу. Теперь из ваших сочинений можно будет создать научно-познавательную книгу о Челябинске. Тексты для неё вы сегодня и будете писать. Чтобы каждый гость восхищался нашим городом.
Учитель: – Давайте вспомним, чем отличается художественный стиль от делового?
Дети: - В художественном стиле передаётся отношения автора, используются образные слова и выражения. В деловом стиле только передаётся информация, и используются клеше (устойчивая фраза).
2. Составление плана сочинения.
Учитель: - На какие вопросы нужно будет ответить, рассказывая о городе?
Дети: – Историческая справка, современный город, город в будущим.
Во время того, как детям задают вопросы, на доске появляется следующий план:
- Знакомство с городом (историческая справка).
- Современный город.
- Город в будущем.
Учитель: – С каких предложений начнём описание?
Дети: – 13 Сентября 1737 году на реке Миасс….. По указу Екатерины II … и т.д.
Учитель: – Какие предложения используем во 2 пункте нашего плана?
Дети: – Отремонтировано здание вокзала…, Построен ледовый комплекс и т.д.
Учитель: - Как можно закончить описание?
Дети: - В будущем планируется озеленить весь город… и т.д.
3. Обсуждение особенностей делового описания.
Учитель: - Какие отличительные признаки города нужно указать в описании?
Дети: – На гербе города изображён верблюд… Через весь город протекает река Миасс… и т.д.
Учитель: - Как построить описание?
Дети: – Вначале мы описываем существенные признаки предмета, а потом, что отличает этот предмет от других.
Учитель: - А что будет отличать деловое описание от художественного?
Дети: - В деловом описании используются слова, которые помогают точно описать то, о чём идёт речь.
Учитель: - Сначала надо описать историю возникновения города, затем описать современный город, а потом город, который вы себе представляете в будущем.
Учитель: - Какие слова помогут ясно представить наш город?
Дети: - Герб, вокзал, памятники, здание, фасад, зоопарк и т.д.
Опорные слова выписываются в ходе обсуждения.
Учитель:- Составьте устно те предложения о городе, которые вы выбрали для рассказа (Учитель:даёт оценку заслушанным описаниям)
Дети:– Город Челябинск основан 13 сентября 1737 года, как крепость. По указу Екатерины II. 13 сентября 1737 года была основана крепость, получившая своё название… и т.д.
Физминутка.
1. Массаж пальцев рук
1, 2, 3, 4, 5 (Дети:соединяют соответственно пальцы левой и правой руки под счет)
Вышли пальчики гулять (хлопают в ладоши)
Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой. (массируют большой палец)
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его. (массируют указательный палец)
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине. (массируют средний палец)
Этот пальчик безымянный,
Непоседливый он самый. (массируют безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень
Ловок и удал. (массируют мизинец)
4.Запись и проверка сочинения.
Учитель: - С чего начнёте работу?
Дети: - Озаглавим текст
Учитель:оказывает индивидуальную помощь при написании трудных слов.
5. Итог урока.
Учитель: - Чему учились на уроке?
Дети: – Учились писать сочинение-описание, используя деловой стиль
Учитель: – Кто хочет прочитать своё сочинение?
Ребята вместе с учителем заслушивают 1-2 сочинения и дают им аргументированную оценку.
Учитель: - Сегодня вы узнали много нового, на следующем уроке мы с вами будем составлять книгу о Челябинске, используя тексты ваших сочинений. Спасибо за работу.