Урок развития речи в 4-м классе по теме: "Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описания родного города в деловом стиле"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Формировать умения строить деловое описание, умения планировать научное описание, умения употреблять языковые средства, свойственные деловому стилю.

Ход урока

За 2-3 дня до написания работы проводится подготовка к сочинению.

Учитель: - В следующий раз на уроке развития речи мы будем писать сочинение на тему “Мой город”. Это не обычное сочинение. Это сочинение - описание нашего города в деловом стиле, основанное на ваших наблюдениях.

Учитель:- Как вы считаете, что надо будет описывать в этом сочинении?

Дети: – В этом сочинении мы будем описывать наш город.

Учитель: - Для того, чтобы написать сочинение хорошо, к нему необходимо подготовиться!

Учитель: – Ребята, если это сочинение-описание, основанное на ваших наблюдениях, то что нужно сделать, чтобы его написать?

Дети: - Искать материал в книгах; посмотреть архив с изображением достопримечательностей города; поговорить со старшими о нашем городе и т.д.

1. Вводная беседа.

Учитель: - Сегодня 13 сентября город Челябинск отмечает день рождения. В город приезжает много официальных гостей. Горожане тепло и радостно их встречают. Представьте себе, что вы работаете в редакции и вам необходимо написать книгу, которую мы могли бы вручить, каждому, приехавшему посмотреть город.

Учитель: - Особенность этого сочинения в том, что это будет сочинение, написанное в деловом стиле! Как вы готовились к нему?

Дети: - Искали материал в книгах, спрашивали родителей, бабушек, дедушек, принесли фотографии и т.д.

Учитель: - В каких книгах вы нашли интересные факты? О чём узнали у родителей? Какие фотографии принесли?

Учитель: - На уроках природоведения мы уже создавали Красную книгу. Теперь из ваших сочинений можно будет создать научно-познавательную книгу о Челябинске. Тексты для неё вы сегодня и будете писать. Чтобы каждый гость восхищался нашим городом.

Учитель: – Давайте вспомним, чем отличается художественный стиль от делового?

Дети: - В художественном стиле передаётся отношения автора, используются образные слова и выражения. В деловом стиле только передаётся информация, и используются клеше (устойчивая фраза).

2. Составление плана сочинения.

Учитель: - На какие вопросы нужно будет ответить, рассказывая о городе?

Дети: – Историческая справка, современный город, город в будущим.

Во время того, как детям задают вопросы, на доске появляется следующий план:

  1. Знакомство с городом (историческая справка).
  2. Современный город.
  3. Город в будущем.

Учитель: – С каких предложений начнём описание?

Дети: – 13 Сентября 1737 году на реке Миасс….. По указу Екатерины II … и т.д.

Учитель: – Какие предложения используем во 2 пункте нашего плана?

Дети: – Отремонтировано здание вокзала…, Построен ледовый комплекс и т.д.

Учитель: - Как можно закончить описание?

Дети: - В будущем планируется озеленить весь город… и т.д.

3. Обсуждение особенностей делового описания.

Учитель: - Какие отличительные признаки города нужно указать в описании?

Дети: – На гербе города изображён верблюд… Через весь город протекает река Миасс… и т.д.

Учитель: - Как построить описание?

Дети: – Вначале мы описываем существенные признаки предмета, а потом, что отличает этот предмет от других.

Учитель: - А что будет отличать деловое описание от художественного?

Дети: - В деловом описании используются слова, которые помогают точно описать то, о чём идёт речь.

Учитель: - Сначала надо описать историю возникновения города, затем описать современный город, а потом город, который вы себе представляете в будущем.

Учитель: - Какие слова помогут ясно представить наш город?

Дети: - Герб, вокзал, памятники, здание, фасад, зоопарк и т.д.

Опорные слова выписываются в ходе обсуждения.

Учитель:- Составьте устно те предложения о городе, которые вы выбрали для рассказа (Учитель:даёт оценку заслушанным описаниям)

Дети:– Город Челябинск основан 13 сентября 1737 года, как крепость. По указу Екатерины II. 13 сентября 1737 года была основана крепость, получившая своё название… и т.д.

 Физминутка.

1. Массаж пальцев рук

1, 2, 3, 4, 5 (Дети:соединяют соответственно пальцы левой и правой руки под счет)
Вышли пальчики гулять (хлопают в ладоши)
Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой. (массируют большой палец)
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его. (массируют указательный палец)
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине. (массируют средний палец)
Этот пальчик безымянный,
Непоседливый он самый. (массируют безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень
Ловок и удал. (массируют мизинец)

4.Запись и проверка сочинения.

Учитель: - С чего начнёте работу?

Дети: - Озаглавим текст

Учитель:оказывает индивидуальную помощь при написании трудных слов.

5. Итог урока.

Учитель: - Чему учились на уроке?

Дети: – Учились писать сочинение-описание, используя деловой стиль

Учитель: – Кто хочет прочитать своё сочинение?

Ребята вместе с учителем заслушивают 1-2 сочинения и дают им аргументированную оценку.

Учитель: - Сегодня вы узнали много нового, на следующем уроке мы с вами будем составлять книгу о Челябинске, используя тексты ваших сочинений. Спасибо за работу.