Урок истории в 4-м классе по теме: "В крестьянском доме"

Разделы: Начальная школа


Тема урока. В крестьянском доме.

Цели урока:

  • Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, вызвать интерес и уважение к великому прошлому русского народа, бережное отношение к русским традициям, гордость за свой великий русский народ.
  • Образовательная: познакомить учащихся с жизнью русских крестьян, их трудом, жилищем, одеждой, праздниками.
  • Развивающая: развивать грамотную речь учащихся, расширять кругозор, развивать интерес к русскому языку, русскому народному творчеству.
  • Оборудование для учителя: фотографии, иллюстрации крестьянских изб, предметы утвари и одежды русских крестьян.
  • Предварительная подготовка учеников: работа с литературными источниками, словарями, поиск материалов о быте русских крестьян; поиск предметов старины, сохранившихся в семье.

План урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала.

а) Вступительная беседа.

б) Строение русской избы.

в) Устройство избы.

г) Домашняя мебель.

д) Посуда.

3. Русская национальная одежда.

4. Практическая работа.

5. Русские народные праздники.

6. Итог урока.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами осуществим наше очередное путешествие в прошлое. Узнаем, как раньше жили крестьяне.

2. Изучение нового материала.

а) Вступительная беседа.

Мы с вами на прошлых уроках посетили царские палаты, княжеский терем. Побывали в усадьбе помещика.

  • Как жил помещик?
  • Как жили крестьяне?
  • Как вы думаете, чем занимались крестьяне?

Вывод: основное занятие крестьян – земледелие.

Труд крестьян был очень тяжел. С раннего утра до позднего вечера работали они в поле: пахали, сеяли, пололи, убирали урожай. Не было тогда сельскохозяйственной техники, машин. Всё выполнялось вручную.

Ещё одно из занятий – охота и рыбалка. Как вы думаете, на кого охотились? Летом и осенью женщины и дети собирали грибы и ягоды. Были среди крестьян умельцы, которые держали пасеку – разводили пчёл и заготавливали мёд.

Женщины должны были успевать и на поле помочь хозяину, и дома выполнить работу. С детства крестьянские дети помогали взрослым.

б) Строение избы.

Сегодня мы с вами совершим поездку в музей деревянного зодчества. Нашими экскурсоводами будут ваши одноклассники, они работали с энциклопедиями, книгами, и у них получились самые лучшие выступления и рассказы.

Выступление ученика. (Примерное, отредактированное учителем.)

Русские люди издавна славились умением вязать брёвна в срубы. Основным инструментом им служил топор. Из простых четырёхугольных срубов – иначе клетей – вырастали целые селения – деревни: избы, амбары, бани, риги, мельницы.

Постройка даже простой клети – большое и трудоёмкое искусство. Строительный лес заготавливался заранее, исключительно поздней осенью и зимой, когда соки в дереве замирают и древесина становится сухой. Особым уважением у мастеров пользовалась сосна.

В брёвнах вырубались специальные пазы, чтобы укладывать их в срубы: такая техника строительства называлась “в обло”. Избу старались строить без применения гвоздей, потому что ржавеющие гвозди приводили к быстрому разрушению постройки. (Учитель осуществляет показ на заготовленных палочках.)

Большое внимание уделялось убранству кровли и наличников. Говорили: “крыша – шапка здания, окна – глаза”. Фронтон крыши, его чело, украшали причелинами. Резьба выполнялась с помощью долота и топора, сквозные круглые отверстия и выемки делались коловоротом. Крыши многих домов украшал конёк. Ажурные наличники закрывали щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная рама. Окна в избах делались большие и малые; большие назывались красными, малые были по форме продолговатые и узкие. Вместо стёкол употребляли чаще слюду. Позже появились стёкла.

Лицо избы – русская печь. Огромная, глинобитная, она задаёт особый настрой всему дому: кормит, сушит, лечит, греет, светит, моет. Печь является своеобразным центром избы.

Но в деревне можно увидеть избу без труб. Они топятся по-чёрному. В отличие от бытующего представления о копоти и дыме, царящих здесь, она поражает чистотой. Потолок в ней отсутствует. Его заменяет шатровый свод. Для проветривания предусмотрены узкие волоковые окна с задвижкой. Курная изба выше чистой на 3-4 венца.

Умение делать избу из срубов дало повод многим иностранцам, приезжавшим в Россию, писать и разглашать разные нелепости. Читавшие верили. На самом деле недалеко от леса рубили сруб. Брёвна нумеровали, разбирали и перевозили. Затем на новом месте его собирали. Из него можно делать избу, хлев, баню и другое.

Что же обозначало слово “изба”?

Изба звучало первоначально как “истьба”, “истопка”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри, а значит, служило надежным укрытием от холода и ненастья.

в) Устройство избы.

Выступление ученика.

Дворы в нашей старой Руси были очень просторны. Дворы по возможности старались располагать на возвышенных местах для безопасности от полой воды и зимних сугробов. Кругом дворы огораживались забором.

Перед входом в избу стояло крыльцо. В низких, одноэтажных избах вместо крыльца был деревянный помост. В простых деревянных домах оно огораживалось только перилами. Нижний этаж назывался подклетом, и за единицу здания принимался второй, так что говорилось: изба на подклете. Стоящий на подклете второй этаж занимало хозяйское жильё. Оно заключало два покоя: горницу и комнату. Надстройки над горницами назывались чердаками, а над сенями – вышками. Жилую и хозяйственную части дома соединяли сени. Сени делались просторными.

г) Домашняя мебель.

Главное украшение домов составляли образа. И не было в доме покоя, где бы их не висело несколько, и чем хозяин был зажиточнее, тем более это высказывалось множеством образов. Образа писались на досках по краскам или по золотому полю. Около головы святых делали венцы из золота или позолоченного серебра.

Часто целый образ окладывался золотым или серебряным окладом. Образа ставили в переднем углу покоя, и этот угол задёргивался занавесом. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи. Это почётное место называлось красным углом. В красный угол сажали самых дорогих гостей.

Вообще в домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты рогожками и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног, потому что калош никто не носил.

Для сидения служили лавки, приделанные к стенкам наглухо. Кроме лавок для сидения, делались ещё скамьи и стольцы. Скамьи были шире лавок, в одном конце их приделывалось возвышение, называемое приголовником. На них не только садились, но ложились отдыхать после обеда. Иные скамьи служили постоянно кроватями.

Столы делались деревянные, большей частью дубовые, длинные, низкие. Во время трапезы стол покрывался скатертью.

Кроватью в старину служила прикреплённая к стене скамья или лавка, к которой прикрепляли другую лавку. На этих лавках клали постель, состоящую из трёх частей перины, изголовья и подушек. Вообще постели были принадлежностью богатых, бедные поселяне спали на печах или на голых лавках. Детские колыбели делались висячими, всегда широкие и длинные для того, чтобы дитя могло свободно расти.

д) Посуда.

Выступление ученика.

Столовая посуда для пищи и питья носила общее название судков. Простой люд довольствовался деревянными сосудами, которые имели такую же форму, как и у богатых. Как посуда для пищи – мисы, торели, солонцы, так и питейные сосуды – братины, ковши, порцы делались из дерева в разных местах по сёлам и продавались на рынках; но из них особенно славились по работе калужские, гороховецкие и карельские. Эти деревянные изделия украшались резьбою, которая издавна составляла любимое украшение вещей для небогатого крестьянина.

Посуду ставили в подставцах: это были столбы, уставленные со всех сторон полками, книзу их делали шире, кверху уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних – мелкую.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объёма. Для приготовления пищи в печке употребляли горшки. Жарили на железных сковородах. Для белья использовали корыта, для носки воды – вёдра, кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и вытирались, потом опрокидывались вверх дном и ставились на полках в кухне и в чулане.

Для умывания употреблялись рукомойники и лохани.

Попробовал кто-то из мастеров нарисовать на посуде яркой, сочной краской разные узоры, цветы, диковинных птиц и зверей, другие украшения. Получилось очень нарядно и красиво. Всем понравилось. Так появилась хохломская роспись. Почему хохломская? Потому что впервые такую расписную посуду стали делать в селе Хохлома, что близ Нижнего Новгорода. До сих пор славятся мастера Хохломы своим ремеслом.

Работа в группах.

Задание 1.

Каждой группе задание, определить, почему так назывались предметы? Предложены слова: рукомойник, самовар, наличники.

Задание 2.

Каждой группе дано толкование слова из словаря, нужно нарисовать этот предмет.

Ушат – большая деревянная кадка с двумя расположенными друг против друга “ушами” - удлинениями боковых дощечек с круглыми отверстиями, сквозь которые продевается болт - металлическая палка, за концы которой эту посудину можно поднять.

Кочерга – длинный железный прут с загнутым концом, употребляемый для перемешивания топлива в печи, для сгребания жара.

Сундук – большой ящик (обычно деревянный, иногда с металлической отделкой) с откидной крышкой и с замком для хранения вещей и ценностей.

3. Русская национальная одежда.

Давайте с вами вспомним, а что же хранилось в бабушкином сундуке?

Выступление ученика.

У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду всегда хранили в сундуках, надевали по большим праздникам. Эта одежда была нарядная, с красочными узорами. Она передавалась по наследству от матери дочке, от отца к сыну.

Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины.

Северные женщины носили комплекты, состоящие из блузки и длинного платья без рукавов.

Скажите, как называется эта одежда?

Это сарафанный комплект. А так как на Севере погода капризная, прохладная, то женщины надевали поверх сарафана маленький сарафанчик на лямочках - душегрею.

Часто сарафаны подвязывали кушаками (поясами) или надевали красные передники (фартуки).

К праздничной одежде полагались нарядные головные уборы. По русской традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали красивые косы. На голове повязывали красивую ленту – урус. Женщины должны были тщательно прятать свои волосы. Они носили закрытые головные уборы: кокошники, кички, повойники, сороки, платки.

С мужским костюмом всё проще. Мужчины носили длинные, свободные рубахи. Как они называются? Почему? (Косоворотки).

Рубахи подвязывались поясами. На Руси пояс был самой нужной деталью любого костюма.

Ребята, как вы думаете, почему?

На пояс подвешивали необходимые предметы – кошель, расческу, ключ и другое.

Так же мужчины носили чёрного цвета или в полосочку порты (штаны-брюки). Обувь простого народа – лапти из древесной коры. Обувь людей с достатком – сапоги, чеботы, башмаки.

4. Практическая работа.

Славились русские одежды, своей красотой, яркостью. Но особое богатство составляет язык русского народа. Сколько сказок, загадок, пословиц, поговорок, песен сочинили русские люди! Мы сегодня работаем с пословицами.

Задание.

Каждой группе учеников даны пословицы. Определите, какие же качества характера ценил русский народ?

Своя земля и в горсти мила.
Смелость города берёт.
Храброму смерть не страшна.
Жизнь дана на добрые дела.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпи, казак, атаманом будешь.
Кончил дело – гуляй смело.
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
Русский человек хлеб-соль водит.

Учащиеся выделяют такие качества, как смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, терпеливость, весёлый нрав, верность слову, гостеприимность, любовь к родной земле.

Все эти качества присущи русскому народу. Мы должны гордиться нашей богатой историей, изучать её.

5. Русские народные праздники.

У русского народа было много праздников. Вы все знаете такой большой праздник, как Пасха – Светлое Христово Воскресение, но мне сегодня хотелось бы вам рассказать о другом празднике, который проходит за неделю до Пасхи, – это Вербное воскресенье.

Рассказ учителя.

В Вербное воскресенье крестьяне во время утрени молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Детей своих (а также и скотину) крестьяне слегка хлещут вербой, приговаривая: “Не я бью – верба бьёт, верба хлесть бьет до слез”. В этот же день бабы пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегут.

Издревле считалось, что достаточно трёх цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. Как оказалось, верба действительно обладает дезинфицирующим свойством, она освежает воздух, её живая кора впитывает в себя “дурной” болезнетворный воздух. В русских избах вербовыми ветками дети обметали полы, участвуя в очищении своего жилища. Они наглядно воспринимали идею чистоты, выметая паутину, мусор. Собранный мусор уносили на задний двор, сжигали, а пепел развеивали на все четыре стороны света, разметая все напасти, создавая чистоту.

Вербные народные гуляния в старой России начинались с четверга и заканчивались в Вербное воскресенье. Праздник назывался “На Вербе” и был особенно радостен для детей, поскольку по давней традиции в эти дни на ярмарках продавали игрушки, сладости, искусственно сделанные цветы и даже деревца.

В простонародной среде многие обычаи были связаны именно с вербой. Вербные ветви, которые и сами по себе считали волшебными, освещались в церкви.

Учащимся предлагается поиграть.

Игра №1.

Ведущие встречают детей с вербой в руках. Они поздравляют всех с праздником и весело, не больно стегают ребят по ногам, рукам, спинам и другим частям тела, приговаривая:

Верба, верба, верба хлест, верба хлест, бьёт до слёз.
Верба синя бьёт несильно. Верба красна бьёт напрасно.
Верба бела бьёт за дело. Верба хлёст бьёт до слёз!

Бьём, чтобы быть здоровым!
Не я бью – верба бьёт,
За каждый день – великий день,
Хвора в лес, на верес,
А здоровье – в кости.
Будь здоров, как вода,
А расти как верба.

Тут же ведущие объясняют детям, что хлестать вербой в этот день – залог будущего здоровья. Всё это делается в весёлой, шутливой форме.

Игра №2.

Каждый игрок берёт в руки веточку вербы. Все произносят такие слова:

Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?

Дети ставят веточку на ладонь (или на любой палец руки). Пальцами другой руки поддерживать веточку нельзя. Чтобы ветка не упала, необходимо делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети поставят веточки, ведущий начинает считать: Один, два, три… десять.

Выигрывает тот, кто дальше продержал веточку.

6. Итог урока.

Что нового вы узнали для себя на уроке?

Понравилось ли вам наше путешествие?

7. Домашнее задание.

Если у вас дома сохранились предметы крестьянского быта, принесите их в школу или их рисунки, фотографии, расскажите об истории их появления.