Урок у шестилеток

Разделы: Начальная школа


Основной формой организации обучения шестилетних детей является урок, но урок особый, который отличается и продолжительностью, и структурой, и манерой общения учителя с первоклассниками.

Хотя урок в 1-м классе короче традиционного, но и на этом укороченном уроке ученики быстро устают, становятся рассеянными, часто отвлекаются. Сколько сил, внимания, терпения требуется учителю, чтобы за 35 минут научить малыша чтению, письму, математике!

Каким же должен быть урок у шестилеток? Наверное, таким же необычным, как и сами ученики. Ведь недаром говорят, что шестилетки – народ особый! Как показывают исследования психологов, дети 6-7 лет могут продуктивно заниматься одним видом деятельности 10-15 минут. А переключение с одного вида деятельности на другой иногда у первоклассников требует большого времени, чем выполнение самого задания. Поэтому при планировании урока нужно учитывать особенности мышления шестилетних детей.

Максимально сокращается фронтальная работа учителя со всем классом. Все, что делается у доски, каждый школьник обязательно проделывает на своем рабочем месте. Таким образом, не объяснение учителя, а практическая деятельность ребенка становится основой усвоения знаний.

Известно, что одной из важных психологических особенностей шестилеток является их стремление к игре и потребность в ней.

И это не пустое развлечение!

Играя, дети учатся наблюдать, логически мыслить.

Я использую большие возможности урока-игры. Здесь моими помощниками становятся игрушки. Ставлю на подставку доски коня, собачку, мишку, гнома, машину и т.д. и говорю:

– Мы с вами в магазине. Я – продавец, а вы – покупатели. Вам можно купить только ту игрушку, в названии которой имеется 2 слога, например: миш-ка. (Слово произношу четко).

После того, как игрушки с двусложным названием куплены, предлагаю купить игрушки с трехсложным названием. Выясняю, почему никто не купил коня и гнома? (1 слог). Важно и то, что дети, выходя к доске, двигаются, снимая усталость. Другим учащимся я предлагаю составить на доске схемы этих слов. Так проходят уроки обучения грамоте.

На уроках играем в сказки. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса.

Используя куклы-перчатки, разыгрываем маленькие спектакли-сказки прямо на уроках.

Детям я стараюсь предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же. И первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, обязательно должны приводить ребят к первым успехам.

Один из уроков математики я начала так:

Ребята, сегодня к нам на урок кто-то принес подарки. Послушайте и отгадайте, кто же этот гость?

Колючий бок,
Свернулся в клубок –
Ни головы, ни ножек…
Как он зовется?..
(ЕЖИК)

Я показываю мягкую игрушку – ежа. На доске – грибы, яблоки, листочки из цветной бумаги.

Дети считают их, сравнивают. Затем пишу примеры. Решил правильно – получай себе листок, яблоко или грибок. Ежик дарит тебе свой подарок.

Таким образом, дети активно работают, охотно отвечают на уроке.

При этом, учу ребят быть внимательными к ответам товарищей. Правильный ответ – поднимают светофорчик с зеленым огоньком, если ошибся – сигналит красный. Светофорчики каждый сделал себе на уроке труда.

Или, урок письма. Изучаем новую букву.

Сегодня праздник у буквы “Аа”.

Мы о ней говорим, рассматриваем, учимся писать.

Встают ребята, в именах и фамилиях которых есть эта буква. Затем они первыми выходят к доске и пишут букву “Аа”.

Знакомиться с окружающим миром нам помогают экскурсии, беседы “Как хлеб на стол пришел”, “Все работы хороши…”.

Ребята охотно рассказывают о профессиях своих родителей, а затем сами мамы и папы приходят к нам в класс с беседой о своем труде.

В работе я широко практикую наряду с уроком-игрой, уроком-спектаклем и урок-путешествие. Подача учебного материала в такой форме способствует поддержанию у ученика интереса к предмету в течение всего урока. Урок-путешествие – это часть жизни ребенка. Такие уроки дают малышам возможность оказаться в тех или иных сложных ситуациях, позволяют им принять самостоятельное решение. Это путешествие в лес, в зоопарк, в кинотеатр, в магазин, в гости в сказку.

На таких уроках учащиеся выбирают себе вид транспорта: выставляют картинку на магнитной доске или сами имитируют движение, например, поезда. И, изображая вагончики, “едут” под музыку.

На уроке в 1-м классе нужно быть готовым к любой ситуации, совсем неожиданной. Есть такие моменты, когда среди урока ученик может встать и говорить в полный голос. Ни в коем случае нельзя переходить при этом на повышенный тон. Мне на помощь и тут приходили мягкие (музыкальные) игрушки: ворона Каркуша, попугай Кеша. Спрашиваю:

  • Отгадайте, почему наш Кеша сердится, ругается?
  • Он не любит, когда на уроке ученики выкрикивают, забывают поднимать руку.

И дети тут же, без замечаний учителя тихо усаживаются, и продолжается урок.

На перемене часто звучит музыка, дети танцуют, это своеобразная “разминка” – разрядка. А иногда об усталости первоклашки откровенно могут сказать: “Ох, как я устал!” (Особенно в первую неделю занятий).

Дежурные выходят на середину класса и проводят с ребятами полюбившиеся физкультминутки. Все слова-рифмовки сопровождаются движениями.

В конце каждого урока подвожу итог:

  • Кому понравился урок? Чем? Что нового узнали? Чему учились сегодня?

И слышу ответы:

  • Учились думать.
  • Научились писать любимую цифру “5”.
  • Учили Незнайку решать задачи. Пусть он еще придет к нам в гости и принесет интересное задание!

Такие ответы являются своеобразным стимулом в работе учителя.

Для шестилеток стимулом в учебе является поощрение их труда. И я убедилась в том, что похвалить, отметить даже за маленький успех надо особенно тех, кому учеба дается трудно. Пусть это будет правильно и красиво написанное слово или буква, правильно прочитанное предложение.

  • Знаете, почему Буратино такой веселый сегодня? Потому что Лена, Света очень красиво написали в тетрадях буквы. А Никита и Андрей выразительно прочитали предложения в “Азбуке”.

Очень важно, чтобы ребенок не терял веру в свои возможности. Во время урока (или в конце) я отмечаю детей, которые трудились, старались открытками “Спасибо за труд!”, “Молодец!” или вырезанными из бумаги листочками, грибками, цветочками и т.д. А за каждой картинкой – труд, старание ребенка.

На торжественной линейке 1 сентября мои первоклашки читали следующие строчки:

Чтобы делу научиться,
Надо много потрудиться!
Нас всему научат в школе,
А ученье – шутка что ли?

Учителя начальных классов знают, какой это труд – учеба-игра!

Хотя проблем и трудностей на уроках в 1-м классе много, все же шестилетки способствуют творческому подходу к обучению, заставляют по-новому взглянуть на 35-минутный урок и во многом изменить его традиционную форму.