Концепция реализации деятельностного подхода
Вступление
Современное общество ставит перед школой задачи подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, умело решать возникающие проблемы;
- самостоятельно критически мыслить, уметь искать пути рационального решения проблем, используя современные технологии;
- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с источниками информации: уметь находить нужные факты, выдвигать гипотезы решения проблем, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;
- быть коммуникабельными, уметь сообща работать в различных ситуациях, выходить из конфликтов;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Многолетний опыт работы по применению инновационных технологий в преподавании географии и ее смежных наук позволил найти и использовать некоторые собственные приемы в обучении краеведению.
актуальность выбора темы
Деятельностный подход позволяет учащимся из пассивного объекта образовательного воздействия стать активным субъектом приобретающим знания. Учитель теряет в такой ситуации своё значение главного источника знаний и становится организатором познавательной деятельности учащихся. Я применяю деятельностный подход чаще всего в преподовании краеведения.Для этого есть ряд причин:
1. Предмет новый и сам по себе является объектом исследования. Ни в одной науке нет такого наплыва фактических знаний об окружающем мире.
2. Есть возможности для практики и экспериментов.
3. Эти знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно. Их распространению способствует развитие глобальной сети Интернет.
Участники реализации заявленной темы
В программах принимают участие все интересующиеся краеведением учащиеся 6-11-x классов.
Во временных группах работают учащиеся, имеющие широкий кругозор, склонности к мышлению, имеющие более глубокие знания. Самостоятельные исследования стимулируют такие формы деятельности, как чтение дополнительной научно-популярной литературы, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, использование информационных технологий в списке нужного объекта исследования.
Постоянные группы | Временные группы | ||
Группа ребят, работающих по программе “Тропами предков”. 9 чел. | Группа ребят, работающих по естественному спецкурсу. 9 чел. | Группа ребят, участвующих в проектной деятельности. 25-30 чел. | Группа ребят, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. 3 чел. |
Педагогический опыт по применению деятельностного подхода
Сахалин – одно из самых удивительных мест России. И учащиеся должны знать о нем. Обучение краеведению осуществляется мной по программам “Тропами предков” и “Геопрофилю”. Эти программы позволяют учащимся быть не просто пассивными слушателями, но и самим принимать активное участие в занятиях.
Деятельностный подход является основным в практической составляющей программ. Привлекательной формой для ребят являются походы по югу Сахалина. Походы планирую пешеходные, выездные, повышенного уровня сложности для подготовленных ребят. В походах ребята получают следующие навыки:
- укладка рюкзака;
- установка палатки;
- ориентирование на местности;
- преодоление полосы препятствий;
- составление топографической карты местности;
- паспортизация и фотографирование изучаемых объектов.
В рамках опытно-экспериментальной работы осуществляется привитие учащимся профориентационных навыков и первое знакомство с различными профессиями естественной направленности.
Профессии | Навыки |
Гидролог | Измерение расхода воды в реке |
Геолог | Шлиховое опробование. Описание геологического обнажения |
Минеролог и петрограф | Определение и описание минералов и горных пород по плану |
Биолог | Составление биологического профиля. Описание
фоновой растительности. Систематика и описание растений |
Климатолог | Составление розы ветров, графика суточного хода температур, давления, направления ветра и т.д. |
Метеоролог | Работа с метеорологическими приборами |
Археолог | Зарисовка артефактов. Составление плана шурфа |
Топограф | Топографическая съемка местности. Составление плана местности |
Два года учащиеся успешно демонстрируют полученные профессиональные навыки на областных слетах краеведов, занимая призовые места. Это свидетельствует о достаточном уровне подготовки юных краеведов. Во время каждого похода организую не только полевые практикумы, но и обращаю внимание ребят на красоту окружающего пейзажа, который открывает мир прекрасного, ведет к пониманию и умению ценить окружающий мир. Организация походов – дело хлопотное и организационно сложное. Обязательно перед походами провожу инструктаж по технике безопасности. Но это не отпугивает ребят. Походы стимулируют у ребят интерес к предмету, их познавательную активность. Поэтому походы провожу не только в теплый период времени, но и зимой на лыжах. С удовольствием мои воспитанники участвуют в районных лыжных гонках, занимая призовые места.
Самой яркой формой проведения практических работ на местности являются экспедиции. Это особая форма жизнедеятельности детей в полевых условиях. Экспедиция работает по заказам научных и профильных учреждений, поэтому результатом является продукт, имеющий не только научную, но и практическую ценность. Мои ребята имеют опыт участия в экспедициях с 2001 года.
- Археологическая экспедиция “Охотское-3” - организатор – областной краеведческий музей (2001 год).
- Археологическая экспедиция “Асанай-1” - организатор – Тымовский краеведческий музей (2002 год).
- Комплексная эколого-краеведческая экспедиция “Триллиум” - организатор – Региональный центр “Гражданские инициативы на Дальнем Востоке” (2004–2005 гг.).
- Экспедиции подъемных сборов археологического материала на улицах города и района.
Полевые работы в экспедициях имеют следующее содержание:
- экологическая экспертиза и очистка местности;
- охранные раскопки в месте, предназначенном для строительства;
- распознавание различных типов археологических памятников местности;
- сбор, фиксация, описание археологического материала;
- разбивка раскопочных площадок;
- зачистка культурного слоя;
- фотографирование, зарисовка артефактов;
- упаковка и консервация находок;
- анализ обнаруженных материалов;
- ведение полевого дневника.
Хороший результат в экспедициях дает методика малых открытий, ведь найденный материал уникален и никому больше не известен. Поэтому ребята чувствуют себя действительно исследователями, первооткрывателями.
Экспедиция – эмоционально яркая и содержательная сторона жизни детей. Она способствует становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо выезжать, знакомиться с заповедными местами Сахалина, на практике изучать их географические, исторические, этнокультурные достопримечательности. Конкурсный отбор в экспедицию мобилизует учащихся на серьезную и равномерную работу в течение года и тем самым повышает эффективность образовательного процесса. Свежий воздух, знакомство с красивейшими уголками природы, использование игр, посиделок у костра, физические нагрузки являются привлекательным фактором участия в экспедиции.
Главная сюжетная линия – способ погружения в мир профессий: “Я – археолог”, “Я – турист”, “Я – эколог” и т.д. Тип познания – научно-аналитический. Ролевой имидж – ученый, исследователь, искатель. Для того чтобы ребята действительно ощутили свою принадлежность к этому миру профессий, придумываем увлекательный ритуал посвящения в археологи, туристы и т.д. В этом помогает игра. Центральное событие экспедиции – полевой эксперимент. После участия в полевых работах учащиеся привлекаются для камеральной обработки и анализа полученного материала. В этом случае применяется интерактивный подход, т.к. исследование, как правило, комплексное и требует от учащихся знания многих наук: истории, географии, биологии, археологии, экологии и т.д.
Заключительный этап включает длительную научную работу по обработке полученного полевого материала. Результатом такой работы становятся новые факты познания родного края. По итогам наших экспедиций состоялись презентации выставок в областном краеведческом музее, Невельском краеведческом музее, выставки в школьном музее, собственные научные труды.
Важное место в реализации программ имеет научно-исследовательская деятельность учащихся. Главным подходом в этом виде работ является субъектно-субъектный подход как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, когда педагог не ведёт “за руку” к ответам на вопросы, а находит ответы совместно с учеником и в самой формуле сотрудничества заложен принцип равноправия.
Помимо этого любая исследовательская работа имеет научный подход. Так, изучая загрязнения окружающей среды, мы используем данные мониторинга, состояния воздуха, водоёмов, почвы; данные об общественных организациях, направленных на борьбу с загрязнениями; собственные выводы и прогноз.
Научный подход требует реализации принципов:
- естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной);
- осознанности (понимания целей, задач, хода исследований и его результатов);
- самостоятельности (только через собственный опыт);
- наглядности (результаты работ должны быть видны окружающим).
Для этого мной создаётся проблема, требующая решения. На местах древних стоянок юга Сахалина найдены каменные орудия из обсидиана – вулканического стекла.
Задача: как они могли попасть на остров, если известно, что на Сахалине нет активной вулканической деятельности?
Для решения задачи к услугам ребят различные печатные источники. После исследования учащиеся сообщают, что в эпоху суши Сахалин был связан с Хоккайдо, и воссоздают собственную картину миграций аборигенов – охотников.
Обычно темы для исследования даёт сама жизнь. Испытывая трудности в связи с серийной подачей света, учащиеся исследовали различные пути её решения, составили и защитили собственный “Проект решения энергетического кризиса на Сахалине”.
Из других видов исследования можно назвать участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность при обсуждении вопросов на занятиях, умение выразить своё отношение к исследуемому материалу. Этот способ отличается от простого потребления готовых знаний тем, что ученик самостоятельно добывает информацию и выражает своё отношение к ней.
Среди многообразия методов:
- метод проектов,
- метод погружения,
- метод сбора и обработки данных,
- метод мозгового штурма,
- метод эксперимента,
- метод опытной работы,
- метод обобщения результатов.
Более всего нравятся детям деловые и ролевые игры. Например, при решении проблемы утверждать ли проект японских инвесторов о строительстве туристического комплекса на берегу озера Тунайча на месте древних стоянок, школьники делятся на заинтересованные группы:
- японских инвесторов,
- местных властей,
- местных жителей.
Каждая группа исследует проблему, обсуждает все “за и против”, взвешивает свою точку зрения на решение проблемы и защищает её на встрече заинтересованных сторон. В результате игры принимается общее решение проблемы. В этой игре индивидуальный подход позволяет каждому признать собственную важность и необходимость в коллективе, каждый видит свой вклад в работу коллектива и результаты своих усилий. Он понимает, что и другие участники исследовательского процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других. В то же время оценивает свои возможности:
- по уровню сложности задания,
- по времени выполнения,
- по объёму выполненной работы.
Сравнение этих своих показателей с показателями других участников группы заставляет детей корректировать свои характерологические данные, постоянно совершенствуясь. В результате дети приобретают такие показатели личности, как:
- умение выдвигать темы проектов,
- развитие логики,
- умение определять свою позицию,
- понимание необходимости исследовать явление с разных точек зрения,
- умение выдвигать идеи и защищать их,
- развитие критического мышления,
- развитие подлинной активности.
Индивидуальный подход лучше всего проявляется в создании собственных проектов, таких как: “Мир ХХI века”, “Надводный мост: миф или реальность?”, “Холмск: сегодня и завтра”.
В таких работах ребята поднимают очень серьёзные проблемы. Так, Подольская А. пишет: “Мне очень жаль, что наш город утратил своё второе “лицо” - город рыбаков”. А Викулова А. планирует газификацию острова под девизом: “Газ – в каждую квартиру” и даёт экономическое обоснование своего проекта. Игнатов Д. проектирует строительство подъёмника от улицы Советской к улице Первомайской, расположенной на вершине хребта.
Научно-исследовательскую работу учащиеся ведут под моим руководством как индивидуально, так и группами. Сначала ребята знакомятся с основными приемами работы с источниками информации, теоретическими методами исследований (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), приобретают навыки правильного оформления работ. Все эти умения фиксируются в процессе подготовки рефератов, работы над проектами и др.
Этот вид деятельности имеет 3 уровня познавательной активности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
1 уровень – преподаватель ставит перед учащимися проблему и подсказывает пути ее решения;
2 уровень – преподаватель ставит проблему, а учащиеся сами ее решают и выбирают методы исследования;
3 уровень – постановка проблемы, выбор метода, решение задач осуществляются самими учащимися.
В организации краеведческих исследований я придерживаюсь следующего плана:
1. Обсуждение и формулировка темы исследования (тема должна быть сформулирована, конкретно уточнена после завершения работы).
2. Обоснование актуальности выбора темы.
3. Определение объекта исследования, т.е. системы, в которой проводится исследование.
4. Определени предмета исследования – какого-либо аспекта или проблемы.
5. Формулировка конечных целей исследования по этапам. Они должны быть ясными, достижимыми, не должны противоречить друг другу.
6. Формулировка задач исследования, т.е. то, что мы хотим получить в конечном итоге.
7. Формулировка гипотезы исследования. Это предположение о том, каким образом мы намерены достичь цели исследования.
8. Разработка программы и методики исследований. На этом этапе подробно разрабатываются порядок и способы действий участников исследования, источники получения информации на каждом этапе исследования. Указываются сроки и исполнители.
9. Выполнение исследований. Описание результатов исследования и их анализ.
10. Формулирование выводов по теме исследования.
11. Определение достижения цели и задач, подтверждения гипотезы.
12. Определение новизны результатов исследования (научная и познавательная).
13. Определение практической значимости работы, возможностей ее использования в практике школы.
14. Определение направлений дальнейших исследований.
15. Составление списка использованных источников информации.
16.Подготовка иллюстративного материала.
17. Оформление работы об исследовании.
18. Организация использования результатов исследования в практике работы школы.
Соблюдение последовательности в этом виде деятельности повышает уровень познавательной самостоятельности.
По высказываниям учащихся, собственная исследовательская деятельность способствует:
- выбору профессии;
- самореализации, переживанию ситуации успеха, пополнению портфолио (портфеля личных достижений);
- пониманию, как важно много знать и уметь.
Во внеурочной деятельности по изучению родного края мной активно используется метод проектов. Это участие старшеклассников в археологических, исторических, экологических проектах. Цель использования метода проектов – самостоятельное определение проблем родного края, имеющих смысл для учащихся. Как в любом инновационном процессе, я действую поступательно, от простого к сложному. На начальном этапе я внедряю минипроекты, не требующие больших организационных и технических затрат. С одним из таких проектов под названием “Громада двинулась и рассекает волны. Куда ж нам плыть?” ученица 10Б класса Гришанова Ольга успешно выступила на областном конкурсе и заняла 2 место. Это составление локального географического прогноза - проекта экономического развития нашей области. Как и другие проекты, он преследовал главную цель - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Стимулом для участия в таком трудоемком виде работ является участие в различных районных, областных и общероссийских мероприятиях. Свою работу в этом направлении я могу считать успешной, т.к. имеются призеры областного конкурса “Человек в истории Сахалинской области”, “День России”, общероссийского общества “Мемориал”.
Третий год мои воспитанники принимают участие в акции “Я – гражданин”. Появился опыт работы по проектам. В 2004 году проект “Наша память – наше будущее”, “Холмы, поросшие шиповником” в 2005 году стали призерами районных акций “Я – гражданин” и вышли в областной финал. Результатом нашей работы в этом году явились собственные книги, выпущенные в школьном издательстве. Это книги “Узники концлагерей” и “Страницы истории города Холмска 1905-1948 г.г.”. Издание этих книг было бы невозможным без использования информационных технологий и VEB – дизайна. Обе книги являются результатом колоссального труда учащихся. Они лучше всяких слов свидетельствуют в пользу исследовательской деятельности учащихся и показывают преимущества проектной деятельности перед другими формами работ. Первая книга содержит фотоснимки улиц старого города. Юные художники подготовили описание и рисунки монет того периода. Значительное место в книге занимают фотографии и описание предметов, бывших в употреблении в то время. Вниманию читателей предлагается паспортизация всех объектов, оставшихся нам в наследство от японцев; памятники, посвященных павшим в советско-японской войне 1945 года. Вторая книга содержит материалы собственных исследований об узниках концлагерей Холмского района. Это синтез огромной работы учащихся в роли журналистов, редакторов, наборщиков текстов, дизайнеров и т.д. Я думаю, что приобретенный опыт пригодится им в выборе будущих профессий. Теперь я с уверенностью могу сказать, что самостоятельная исследовательская практика развивает творческие способности учащихся. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над жизненным материалом.
Занимаясь исследовательской работой, ребята используют не только печатные источники знаний, но и Интернет. С этой целью мы детально изучили инфраструктуру города и познакомились с возможностями всех компьютерных залов. Полученные навыки позволили осуществить первую попытку участия во всероссийской Интернетигре “Живая карта”. Основу заданий составляли космические снимки и их дешифрирование. Решение этих задач позволило расширить круг компетенций учащихся и научило извлекать первичную информацию о территории на основании анализа этих снимков и поиска нужной информации в других научных источниках, в том числе библиотеках города. Эта игра с ее нестандартными и сложными заданиями из областей баллистики, астрономии, картографии, политической географии способствовала активизации познавательной деятельности, интересу к предмету, поиску новых решений задач, развитию культуры мышления, способности к прогнозированию и высокой концентрации внимания. Своей настойчивостью ребята тронули строгое жюри и нам даже пообещали особый приз.
Результативность
В 2202 году окончили школу первые участники программы “Тропами предков”. Из 9 человек:
- 3 выпускника поступили в педагогический университет (Козулина М., Мороз Д., Цыцулина Т.);
- 3 выпускника учатся в высших учебных заведениях на нефтяников (Игнатов Д., Леваненков С., Ивашин М.);
- страсть к путешествиям привела Щербинского С. в железнодорожный институт.
Все они осознанно выбрали профессии нужные и востребованные в экономике нашей области.
Заключение
Результаты совместной исследовательской деятельности убеждают, что наука строится на глубочайшем изучении реальности, окружающего мира. Воспитание личности исследователя сопряжено с огромной ответственностью педагога в деле формирования внутренней мотивации деятельности, направленности на систему ценностей, которые создают основу становления духовной личности. Этот вид деятельности формирует творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование этих новых отношений, атмосферу духовной близости, сотрудничества. Деятельностный подход позволяет формировать будущих хозяев родного края, используя постоянное прикосновение к природе, ее волшебство.