Применение проектного метода в образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


Своё выступление по этой проблеме я построила на основе знакомства с теми материалами, которыми располагает методический кабинет академии.

Проектный подход, или метод проектов, предложенный ещё на заре ХХ века, обещает образованию многое. Однако и от учителей он требует немалого как при освоении его рабочих приёмов, так и при организационном встраивании в сложившуюся систему обучения. С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего это учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом "вечных" образовательных проблем, и само включение этого средства в учебный процесс, что даёт юным студентам жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику независимо от избранной им профессии. Без такого умения не обойтись и учителям, намеренным расширять свой педагогический инстументарий.

Чтобы овладеть проектным подходом в качестве средства и орудия учёбы, надо сперва встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. У проектного подхода есть своя “азбука” и “грамматика”, заслуживающие самого усидчивого штудирования. Проектом называют реалистический замысел о желаемом будущем. Проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чём мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные и физические усилия.

В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы.

На первой выдвигается плодотворная идея. Содержательное ядро, зародыш смысла, способный к дальнейшему росту и развитию.

На средней из первоначально туманной и недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого. Предметом такого опережающего образного представления может быть что угодно: новое состояние дел или закономерно управляемое течение событий.

Завершающая фаза проектирования – составление проектно-технологической документации.

Проектный подход к образовательным проблемам состоит в том, чтобы непрерывно давать ученику какие-либо инструкции, предписания, наставления или указания.

Проектный метод предполагаетпринципиально иной подход: “Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путём и какими средствами это можно было бы выполнить”.

Иными словами, необходимое знание и правильные ответы на возникаюшие вопросы ученику нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит учить в первую очередь. А лучший способ такого учения – разработка и осуществление того или иного учебного проекта.

Пути, способы и средства, ведущие к цели, заранее детям не сообщаются, каждый ученик должен сам их найти, открыть или изобрести, а потом логически построить или сконструировать.

Каковы же роль и обязанности преподаваталя в подобной ситуации? Резко возрастает объём его консультаций и диалогов с учениками. Авторитет учителя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность детей, в которой они уже сами лично заинтересованы ради успеха в проектной деятельности.

В ходе работы над проектом учитель подсказывает лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Не нужно бояться ошибок в делах и мыслях. От них не застрахован никто. Но нужно уметь вовремя их обнаруживать постоянной проверкой.

Насколько прав С. Френе говоря, что “…традиционная педагогика культивирует неудачи во всех областях.Только очень способные ученики, возглавляющие класс, гордятся неизменными успехами, а остальные терпят поражения”. Метод проектов вполне может стать той средой, когда “неудачники” обретут силу и уверенность.

Проектный подход применим к изучению любой академической дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, как это и должно быть при изучении технологии.

Педагогическую ценность подобного опыта трудно переоценить. При этом радикально изменяется роль учителя. Из всеведущего, всевластного и непререкаемого диктатора-наставника он постепенно превращается в более компетентного коллегу. Авторитет учителя теперь основывается на способности быть инициатором интересных начинаний, изобретательности и творческой фантазии. Выступать в такой роли куда труднее, чем “преподавать” заранее расфасованные порции готовых знаний по учебнику, задачнику и последнему сборнику методических указаний.