Семейный праздник "В кругу семьи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • укрепить отношения между семьей и школой;
  • сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций;
  • укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением;
  • поднять авторитет отца в глазах ребенка.

Предварительная подготовка:

  • Родительское собрание на тему: “Семейные традиции и устои, влияющие на взаимоотношения в семье и воспитание ребенка”.
  • Классный час “Вещи моих дедушек и бабушек”.
  • Оформление выставки “Семейные реликвии”.
  • Классный час на тему: “Пословицы, поговорки в нашей семье”.
  • Классный час: “Где корни моей семьи?”.
  • Практическое занятие на тему: “Игры, хороводы, песни моих бабушек”.
  • Видеофильм о семейных традициях каждой семьи, пожелавшей принять участие в семейном празднике.

Оборудование и реквизиты:

  • рисунок (крупным планом) очага;
  • фотографии дедушек и бабушек, семейные реликвии;
  • вышитые полотенца;
  • скатерти;
  • каравай хлеба;
  • иконы (в миниатюре);
  • плакаты.

Семьи сидят за красиво накрытыми столами.

Ведущий: Приветствую вас, гости дорогие, на нашем семейном празднике 3“А” класса “В кругу семьи”. Наша классная семья строится благодаря вашим семейным традициям, нравам общения друг с другом. И каждый из вас, взрослый, вносит в создание нашей большой дружной коллективной семьи свою лепту. От вас, ваших отношений друг к другу, к школе, к учителю, одноклассникам сына или дочери зависят наши успехи, и даже маленькие неудачи.

Дети исполняют песню из репертуара Л.Лещенко “Родительский дом”

Ведущий: Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками. Посмотрите на их фотографии (фотографии дедушек и бабушек над большим рисунком семейного очага). Рядом с ними встает дух наших отцов, дедов, их воли, смелости, трудолюбия, нежности, любви, заботы о близких, ответственности перед своим народом.
Это они вселяют в нас уверенность в том, что какая бы ни была в жизни непогода, – главное, чтоб рядом было надежное плечо, было бы кому посочувствовать, поддержать словами утешения. И, конечно, самая главная пристань для каждого человека – родительский дом.

На фоне мелодии “Аве Мария” ведущий читает стихотворение:

Так как появилось слово “семья”
Когда-то о нем не знала Земля.
Но Еву спросил перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: “Я”
– Кто пищу сготовит, радость моя?
И Ева все также ответила: “Я”
– Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя?
– Я, – тихо ответила Ева, – Я, Я!

Ведущий: В каждом доме есть семейный очаг. Очаг – символ дома, символ святости семьи. Его огонь возжигался от огня святилища. Хранить его было священным служением женщины. Погасить огонь было знаком величайшей беды. Семья жила у очага. У очага сушили вещи, согревались, у очага мечтали, делились своими проблемами. Еще с древних времен высоко чтилась святость брака мужа и жены, и т.п. Брак между двумя влюбленными сердцами считается священным союзом. Издревле мужчина охранял свою семью, добывал пищу. И неизвестно до сих пор, чья роль важней: мужчины или женщины, и кому в жизни достается больше выдержать испытаний: мужчине или женщине?

На доске плакат. Ведущий читает:

“Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направить мужчину туда, куда хочет повести его Господь Бог” (Г. Исен)

Дети в русских костюмах перекликают, говорят пословицы.

1-ый. Муж – голова,

2-ой. Жена – шея,

3-ий.  Куда повернет, так и будет. За хорошим мужем и свинка – господинка.

1-ый. Жена, как родина,

2-ой.  Где бы ни ходил,

3-ий.  Всегда возвращаешься.

1-ый. Жена – пила,

2-ой.  Если муж – бревно.

1-ый. Уважай жену,

2-ой. Носи ее на руках,

3-ий.

А на шею она тебе и сама сядет.
Каков батюшка, таковы у него и детки.
Дом вести – не руками трясти.
Дети не в тягость, а в радость.

1-ый. Муж от жены отличается тем, что носит на шее галстук.

2-ой.

А жена – бусы, да еще и детей, да еще и мужа.
Без корня и полынь не растет.
Когда семья вместе, и сердце на месте, потому и есть в семье любовь.

Дети встают в хоровод в русских костюмах и поют игровую песню.

Ой ты, Порушка-Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява,
Кудри вьются вдоль лица,
Люблю Ваню-молодца.

Уж как Ванюшка по горенке похаживает,
И сапог об сапог поколачивает.
Уж как ты меня, сударушка, высушила,
Без морозу, без ветру сердце выпотрошила.

Ведущий: Мудры и прозорливы были наши предки. Народная мудрость гласит: тот прожил жизнь не зря, кто построил дом, посадил дерево, воспитал наследников, написал книгу.

На доске плакат, ведущий читает:

“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему”. (Л.Н. Толстой)

Давайте совершим путешествие в наши счастливые семьи, поближе познакомимся с ними. Они все похожи друг на друга. Пусть поделятся опытом, как стать счастливыми.
Встречайте семью Валерия Евгеньевича и Людмилы Прокопьевны и их детей: Сергея и Юлю.

Дети поют величальную главе семьи Валерию Евгеньевичу:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Розан мой, Розан, виноград зеленый.
А у нас хороший Валерий-то Евгеньевич,
А у нас пригожий Валерий-то Евгеньевич.
Розан мой, Розан, виноград зеленый.

Перед очагом рассаживается семья В. Идет видеопросмотр короткого фильма “О семье хлебороба”.

Рассказывает глава семьи: Испокон века было так: “Хлеб – всему голова” Из поколения в поколение по традиции передавались в нашей семье секреты хлебопашества. Имея с/х технику, мы, изучаем способы обработки земли, повышения севооборота, приобщаем Юлию и Сергея – детей своих, к хлебопашеству. Юля поступает в сельхозакадемию, – будет свой семейный агроном. Сережа – ближе к технике. Ирина Прокопьевна ведет процесс хлебовыпечки. Булочки, хлеб не залеживаются на наших прилавках. Отец мой, Евгений Павлович, умудренный жизненным опытом, привил мне и своим внукам любовь к земле, трудолюбие. Держим свое хозяйство. Щедро делимся опытом с другими фермерами. Сами радуемся и учим жить в радости детей своих. Рады весеннему солнцу, рады первой борозде, дождичку, обильному урожаю. Жизнь прекрасна, когда есть труд, семья, друзья. За общим семейным столом поем русские народные песни, пляшем. Увлекаемся хоккеем с сыном.
А сейчас мы всей семьей, помогут нам и дедушка, и бабушка, и племянницы наши, споем нашу застольную песню “По улице мостовой”. Ее пели еще наши деды.

Ведущий: В подарок этой дружной семье, трудолюбивой семье ребята дарят танец.
Встречайте семью Михалевых Александра Борисовича, Ларису Евгеньевну, Диму и Наташу.

Дети поют величальную. “Розан, мой Розан”. Семья рассаживается перед очагом. Идет видеопросмотр фильма о традициях семьи

Отец семейства, Александр Борисович, рассказывает: Наша семья спортивная. Мой отец каждый выходной ходил на лыжах. Не пропускал лыжню даже в сильные морозы, метели. Мы с братом играли во все спортивные игры. С женой Ларисой встретились на соревнованиях. А наш сын Дмитрий занимается спортивной борьбой “карате”.
В фильме все видели, сколько у него медалей, грамот, кубков. Как говорится: “Мал золотник, да дорог” В доме у нас, как вы видели на кадрах, поставлен турник. Все мы каждое утро подтягиваемся, тренируемся. Развиваем в себе не только силу, ловкость, здоровье, но воспитываем и волю.
Много времени отрывает подготовка Димы к спортивным состязаниям. Мама возит его на секцию, я вожу по всей стране на соревнования. Наташа всех контролирует, наглаживает...
Еще одна из семейных традиций – это хороший обед. Жена с дочкой готовят семейное излюбленное блюдо – мясо в горшочках. К столу, как вы видели, грибочки, огурчики. Рецепт соления передается женским поколением. Традиционны в нашей семье праздники с песнями, частушками. Посмотрите, как мы умеем веселиться.

Наташа:

Русский танец – перепляс
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре,
Выходи скорее, друг,
Плясуны, вступайте в круг.

Дима:

Веселей берись за дело,
Так, чтоб все вокруг запело,
Пусть никто не усидит,
Хоть немного подробит.

Ведущий: В подарок этой семье песня в исполнении наших солистов, инсценировка к ней “Во деревне было Ольховке”

Во деревне было Ольховке,
Там жил парень Андреяшка,
Полюбил Андреяшка – Парашку,
Он носил ей дорогие подарки,
Все прянцы, да баранцы.

Припев:

Лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходитё,
Тятька новые сплетет.

Не велел ему тятька жениться,
Эх, заплакал тут наш Андреяшка,
А за ним заревела Парашка.

Припев.

Ведущий: Встречайте семью К. Евгения Геннадьевича, Ангелину Анатольевну, дочь Карину, сына Эдика.

Дети поют семье величальную. Семья расхаживает у очага. Идет видеопросмотр фильма о семейном укладе, основанном на традициях родословной.

Отец семейства Евгений Геннадьевич рассказывает: Наш род идет от мастеровых людей. Это гончары и портные. Прадед катал валенки. Дед шил сапоги, бабки плели скатерти, вязали рукавицы. На кадрах вы видели семейные реликвии: веретено, спицы, прялку, ткацкий станок. Эти вещи, хранящие дух наших предков, помогают и до сих пор в работе. Все мы обшиты, обвязаны, дорожки сотканы. Чистота, порядок. А медный таз, который так обожает моя жена, наша гордость. Достался он нам от прапрабабушки. Скатерть на столе сплела моя жена. Умеет плести и дочь.
Все соленья, варенья, маринады стоят на нашей скатерти “самобранке”. Я горжусь своей трудолюбивой семьей. Без родителей наших не проходит ни одного праздника.
Всех приглашаю в гости. Будем рады.

Ведущий: Народная мудрость гласит: “ Не красна изба углами, а красна пирогами” Этот главный принцип семейного благополучия действителен и сейчас. И по русскому обычаю, наши хлебосольные семьи угощают всех своими традиционными блюдами.

Ирина Прокопьевна: Я из семьи хлеборобов. Отведайте мои караваи. Угощаю.

Пока мама раздает каравай, ее дети читают:

Сергей:

Каравай земли и неба,
На моем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.

Юля:

В каждом маленьком кусочке,
Хлебные поля,
А на каждом колосочке,
Держится земля.

Дед:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода –
И, конечно, ты, да я.

Лариса Евгеньевна: А вот наши грибочки – по бабушкину рецепту – прямо из бочки.

Ангелина Анатольевна: Малосольный, хрустящий – огурчик с грядки. Все поливали летом, грядки пропалывали.

Ведущий: Так живут счастливые семьи. Просыпаясь утром, желают здоровья друг другу, живут общими заботами, решают общие проблемы.
Спрошу детей: Кто бы хотел, когда вырастет, иметь такую же семью, в которой живет сейчас?
А теперь слово вашим отцам.
Дорогие мужчины, в чем вы видите смысл созданной вами семьи?

Валерий Евгеньевич: Мы живем в сложное время, и на протяжении всего развития нации были свои испытания. Стараемся и мы справиться с жизненными невзгодами, применяя жизненный опыт наших предков в своей семейной жизни. В Экклезиасте сказано, что всему свое время: время разбрасывать камни и время собирать их. Вот и я создал семью, чтобы было продолжение моих предков, моего дела в моих детях.

Александр Борисович: Человек приходит в этот мир, рожденный союзом двух, их любовью. Приходит, чтобы умножить в мире добро, не уронить любви, не прожить жизнь в празднестве, не оставить после себя пустыню. Вот и я создал семью, вложил в воспитание своих детей нравственные ценности человека.

Евгений Геннадьевич: Дом – не просто жилье, где четыре стены и крыша над головой. Это начало всех начал в семье. Дом – это судьба детей и внуков. Каков он будет? Это зависит от того, насколько крепки его добрые стены, тверд ли фундамент, царит ли в нем любовь, верность своему очагу. Мы умеем принимать одинаково и удары судьбы, и радости. И все мы вместе.

Ведущий: Сегодня на нашем семейном празднике у этого очага мы услышали много интересного. Посмотрели и поучились, как себя надо и показать, и поплясать, и песни попеть.
Наши традиции истинно русские, дедовские. Они приучают детей к дому, к семье, к родной Земле. И это ощущение духа предков хранится через предметы быта, которыми они пользовались, которые их окружали. Эти старинные фотографии дают возможность нашим детям глубоко почувствовать связь со своим родом. Конечно, все это выступает одним из главных факторов современного воспитания. И пусть эти семьи будут жить в радости, счастье, достатке.
Примите от меня, наставника ваших детей, как старшего, мое благословение, оберег – эти иконы.

Дети поют: “Многие лета”