Цель: в этом путешествии ребята узнают об особых обязанностях звуков речи и откроют их секреты.
Учитель. Внимание! Нам прислали телеграмму. Вот что в ней написано: “Всем первоклассникам, всем, всем. Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля “Санглбанглтинглтаг”. Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.
Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
“Сангл-бангл-тингл-таг”.
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
“Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесет”.
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки
“Санглбанглтинглтаг”.
Тот может поднять
корабельный флаг,
Может прямо в Африку плыть,
Может даже трубку курить
И важничать, как заправский моряк,
На корабле
“Санглбанглтинглтаг”.
(Д. Радович)
- Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако, это не так-то просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле. Надо пройти следующие испытания.
(Выполнение задания из пакета, присуждение очков за ответы. Приложение 1.)
- Мне очень нравится старание следопытов проникнуть в тайны заколдованных фраз. К тому же очень полезно тренировать свои органы речи ежедневно, проговаривая как можно больше скороговорок.
Надеюсь, что наши упражнения помогут некоторым следопытам улучшить свою речь.
В знак согласия предлагаю три раза проговорить скороговорку:
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора.
- Предлагаю провести конкурс на чтение “скороговорочных” стихов.
Чтецам, которые смогут без запинки проговорить каждое четверостишие, будут присуждаться два очка.
- Скороговорки, которые вы услышите, нужно повторить три раза. Первый раз сказать медленно, второй - быстрее, третий - очень быстро.
1. Жутко жуку жить на суку.
2. Свинья тупорыла, весь двор перерыла.
3. Дятел дуб долбил, да недодолбил.
4. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
5. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
6. Всех скороговорок не переговорить.
- В нашем путешествии по царству звуков мы должны быть особенно внимательны к звуковой стороне языка. Звуки речи позволяют нам на слух различать слова: был-бил, мол-моль.
Они могут еще нести особую службу, вступая в тайный сговор с поэтами, песенниками, чтецами. По их желанию тот или иной звук в слове вдруг резко выделится, станет очень заметным. Судите сами:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(В.Фетисов)
- О ком эта загадка?
- Что вам помогло сразу разгадать ее?
Во многих словах загадки повторяется звук ж, он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это – жук. Ведь когда летит жук, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж…
- Вот еще загадка. В ней говорится о предмете, который помогает нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу:
Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу:
- Вставать поррррррра!!!
(С.Погореловский)
- Это загадка о будильнике. Какое слово в загадке передает звонок будильника?
Вот какие необычные слова пришли к нам в гости. Если мы скажем: “Кукушка кукует на суку”, мы услышим кукование.
А что вы услышите в таком предложении: “Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит”?
- Каким звуком передается барабанная дробь?
Но не только барабанная дробь может передаваться повторением слов со звуком б. Внимательно послушайте стихотворение, и вы поймете, как передает автор в стихах различные звуки природы:
Была
Тишина,
Тишина,
Тишина…
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько-
Ты слышишь?-
Закрапал,
Закрапал,
Закрапал
По крыше…
Наверно,
Сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже
Барабанит!
Уже
Барабанит!
(А.Шибаев)
- Нам с вами удалось подойти вплотную к разгадке тайны звукозаписи. Так называют изображение звуками речи различных явлений природы, например, грозы или ночных шорохов, шелеста листьев, звучанию разных насекомых. Оказывается, звуки помогают слову рассказать нам о чем-нибудь. В небольшой сказке “Лесной карнавал”, которую вы сейчас услышите, повторяются одинаковые звуки в словах. Попытайтесь узнать, какие животные и насекомые ведут разговор. При чтении пропущенного слова в словах я сделаю паузу. (Чтение сказки. Приложение 2)
- Разрешите мне включиться в эту увлекательную игру? Я хочу задать несколько вопросов.
- Кто пригласил зверей и насекомых на карнавал?
- Как вы узнали об этом?
- Кто отказался поехать?
Как вы догадались, что это была Змея?
- Кто жужжал, упрекая змею в жадности?
- Что вам помогло узнать Жука?
- А мог ли это сказать не Жук, а Шмель?
- Кто решил приехать на праздник в карете?
- Почему вы так думаете?
- Обратите внимание на слова: карнавал, карусель, красота, карета. Какая птица кричит КАР-КРА?
- Я с удовольствием присуждаю по два очка за правильные ответы. И еще я хотел бы, чтоб все мы вместе показали, что тоже умеем каркать, как ворона, и жужжать не хуже жуков. Ведь эти звуки ласкают слух: они мне напоминают о милых моему сердцу животных.
Еще у меня есть картинки с изображением звучащих предметов и животных. Я буду показывать картинки, а ребят попрошу хором изобразить нужные звуки (картинки комара, жука, осы, шмеля, коровы, козы, пилы, барабана, трубы). Итак, начали.
Вот комар, как он звенит?
З-з-з,-з-з-з!
А вот жук! Он жужжит.
Ж-ж-ж-ж-ж!
Шмель.
Ж-ш,ж-ш,ж-ш!
Корова.
Му-у-у!
Коза.
Ме-э-э!
Пила.
Вз! Вз! Вж! Вж!
Барабан.
Тарам-бам-бам!
Труба.
У-у! Туру-ру-ру!
-Друзья, я вижу, а лучше сказать, я слышу, что вы прекрасно овладели секретами звукописи, а точнее – звукоподражания.
- Разрешите мне произнести заключительное слово о нашем предмете – звукописи. Так вот, если в словах повторяется часто один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое.
Послушайте несколько стихотворений. В первом из них передаются легкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, движение шмеля. Вы заметите, если будете внимательно слушать, какие звуки будут повторяться в словах (чтение первого стихотворения):
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
-Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
-Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
- Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши-
Тишину послушай!
- Слышишь?
- Слышу.
- Что ты слышишь?
- Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат.
- Тише, Шорох, не дыши!
- Слышишь, стихли камыши?
- Слышишь?
-Слышу…
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут, ищут лягушат.
- Слышишь?
- Слышу…
Две букашки
Спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
“Звинь-звинь-звинь!”-
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели,
С медной шашкой
В звонких шпорах-
И умчится в вышину…
- Что еще ты слышишь, Шорох?
- Тише!..
Слышу
Тишину…
(В.Суслов)
- В другом стихотворении вы услышите звуки ливня, плеск волн. Вслушайтесь, какой звук помогает передать этот шум (чтение второго стихотворения):
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: “Ура! Вперед!”
Пляшут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
- Что мне волны! Самый полный!-
Не сдается рулевой.
- Я на Волгу поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень все сильнее.
Только капли все крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее!
Лягушонок в лужу –
Плюх!
И на землю,
Под лопух.
(В.Суслов)
Д/з: На досуге прочитайте другие стихотворения из книги В.Суслова “Трудные буквы”. Не забудьте только, что стихи эти надо читать вслух.
Литература:
- Голуб И.Б.,Ушаков Н.Н. Путешествие по стране слов. М.: “Просвещение”,1992.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. М.: “Педагогика”,1983.
- Полякова А.В. Превращения слов. М.: “Просвещение”,1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. Разгадайте и четко произнесите отгадки.
1. Носит хобот, а не слон,
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты, а копает.
(Р.Батов, В.Чантурия)
Экскаватор
2. Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, а он идет!
(Г.Кузичев)
Трамвай
3. Из края города
В другой
Ходит домик
Под дугой.
(В.Фетисов)
Эскалатор
Сам не едет, не идет,
Не поддержишь – упадет.
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед.
(Н.Костарев)
Велосипед
Повторите загадку и назовите отгадку:
Телятки гладки
Привязаны к грядке.
(Огурцы)
Две сестрицы – мастерицы,
Друг дружке – помощницы.
(Руки)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Летят над лесом …, звенят над каждым кустом:
- З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!
- Что за ш-шутки!- шуршит по траве…- Вы что ш-шалуны, расш-шумелись?
- З-знаем, з-знаем, тетенька…, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке… нравится эта з-затея. Верно, дяденька…?
- Вот это ж-жизнь!- жужжит… -Ж-жаль,.., что ты не пойдешь. Потом пож-жалеешь. Пож-желтеешь от ж-жадности.
Летит мимо…:
- О чем р-разговор? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
- Обяз-зательно приходите!- звенят.… Не з-забывайте, не з-запаз-здывайте!
(комары, змея, уж, жук, ворона)