План-конспект урока.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока: Ознакомить с историей появления вычислительных механизмов и устройств.
Методы: индивидуальное обучение; беседа.
Пособия:
1. Презентация “ИсторияОУ” (текст слайдов презентации смотрите в Приложении 1).
2. Рабочие листы для изучения темы.
3. Занимательный материал.
План урока:
1) Организационный момент:
а) настрой на рабочий лад;
б) сообщение темы урока;
в) сообщение плана урока, раздача рабочих листов:
2) Изложение нового материала:
а) Введение в новый материал;
б) самостоятельное изучение новой темы по готовой презентации с заполнением пропусков на рабочем листе;
в) устная проверка заполнения рабочих листов:
3) Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.
Ход урока
1. Приветствие учащихся. Сообщение темы и плана урока. Раздача рабочих листов.
2. Сегодня на информатике вы попробуете получить новые знания самостоятельно, то есть новую тему вы будете изучать сами по готовой презентации и рабочим листам. Некоторые понятия, даты и имена в рабочих листах пропущены и по мере изучения материала вы должны эти пропуски заполнить. Затем мы проверим устно, как вы разобрались с новой темой. А дальше мы пойдем с вами вместе. Я надеюсь, что новая тема будет вам интересна.
Самостоятельное изучение нового материала учащимися.
Устная беседа при проверке заполнения рабочих листов.
Занимательный момент. После прохождения этой темы, один из учеников нарисовал несколько картинок. Мне кажется, что он все перепутал. Давайте посмотрим с вами. Демонстрация картинок с ошибками “Кто на чем считает?”. <Рисунок 1 – 4>
3. Вот вы и узнали, как же все начиналось. Получается, что человек при своем развитии в миниатюре проходит те же этапы вычислений. Все мы начинаем считать на пальцах и заканчиваем компьютерами.
За активную работу оценки получают …
Домашнее задание. Самостоятельно прочитать тему “Поколения ЭВМ”. Выяснить, чем одно поколение принципиально отличается от другого.
Рабочий лист
_____________________________________________
по теме
“История развития вычислений и вычислительной техники”.
Этапы развития вычислений и вычислительной техники:
1. _______________________
2. _______________________
3. Древние счеты - _________
4.Механическое счетное устройство - _____________________
5. ____________________________________________ машины
6. _______________________
Древнейшим счетным инструментом человека была его _________. Для облегчения счета люди стали использовать пальцы сначала одной руки, затем обеих, а в некоторых племенах и пальцы ног.
Следующим шагом в развитии счета стало использование камешков, палочек и других предметов, а для запоминания чисел - зарубок на палках или костях животных, узелков на веревках.
К V веку до н. э. получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме________. В Древнем Риме абак назывался abaculi или calculi. Латинское слово calculus обозначает камешек, галька. От него произошло в дальнейшем слово calculator - ______________________.
В последствии абак был усовершенствован - доска была заменена рамкой, камешки - шариками или дисками, нанизанными на нитки или прутики. И получились __________.
Первая страница в истории создания вычислительных машин связана с именем французского философа, писателя, математика и физика _____________________________. В _____ году он сконструировал механический вычислитель, который складывал числа. Другой математик и философ Готфрид ____________ построил в _____ году машину, способную выполнять все четыре арифметических действия. В 1821 году конструктор Томас наладил серийное производство счетных устройств, названных им __________________. Наряду со счетными устройствами развивались музыкальные автоматы, шарманки, часы с боем и т. п. – механизмы для автоматической работы по заданной программе.
В 1833 году _________________________ соединил идею механической арифметической машины Лейбница с идеей программного управления и разработал проект машины, названной им “_____________________”. Он указал, что в машине должны быть:
1) склад для хранения цифровой информации;
2) устройство, осуществляющее операции над числами, взятыми со склада;
3) устройство, для управления последовательностью выполнения операций;
4) устройство, для ввода исходных данных и показа результатов.
Проект Беббиджа опередил время. Но с его машиной связано появление профессии ________________. Первым программистом стала Ада Лаврейс - дочь поэта Байрона. Один из языков программирования назван в ее честь - Ада.
В 1884 году ___________________ изобрел счетно-перфорационную машину для переписи населения. Потом он основал фирму по выпуску этих машин, которая затем была преобразована в фирму _______.
В конце 30-х годов XX века американцы Атанасов и Берри построили ЭВМ, включавшую в себя электронную память и электронное устройство сложения и вычитания, а также механические компоненты.
Первый электронный компьютер ______ был создан в США в 1946 году Джоном Моучли и Джоном Эккертом.
В 1946 году ______________________ сформулировал основные принципы работы ЭВМ, которые до сих пор не изменились:
- принцип двоичного кодирования информации;
- принцип хранимой программы;
- принцип программного управления.
В 1949 году в ЭВМ ________, построенной в Англии, были впервые реализованы принципы Неймана.
Первая советская машина ______ была построена в _____ году в Киеве под руководством академика Лебедева. В 1952 году появилась БЭСМ в Москве.
В 1954 – 1957 гг. фирмой NCR создается первый компьютер на транзисторах.
В 1967 году в США создана первая ЭВМ на БИСах (больших интегральных схемах).
В ______ г. фирмой “Интел” создан первый микропроцессор.
И, наконец, в _______ году появилась первая персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ).