Урок в 9 классе "Культура России в начале ХХ в."

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный

Методы: по организации самостоятельной работы учащихся – эвристический.

Цель урока: формирование знаний о культуре России в начале ХХ века, включая Бурятию.

Задачи урока:

  • обучающая: дать учащимся представление об основных направлениях культуры России в начале ХХ века .Охарактеризовать наиболее ярких представителей;
  • воспитательная: продолжать развивать чувство патриотизма у учащихся через познание прекрасного и культурного наследства;
  • развивающая: на уроке в процессе повторения используется “терминологический диктант”, который заставляет учащихся включать весь потенциал и работать.

После объяснения новой темы в качестве рефлексии учащимся будет предложено придумать свой собственный орнамент. При этом разбивается класс на группы. В процессе этой работы у учащихся развивается художественное воображение и творческое мышление.

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс:
    • CD “История России. ХХ век.”;
    • CD “Бурятия. История . Культура. Современное общество.”;
  • панно “Женский бурятский костюм”;
  • аудио магнитофон;
  • дидактический материал:
    • листы с таблицей;
    • листы с орнаментом (у учащихся цветные карандаши);
  • Выставка литературы по истории Бурятии, в которой есть государственная символика Республики Бурятия – гимн, герб, флаг.

Оформление: на стенде: “Сегодня на уроке”:

“Но в жизни тот лишь побеждает,
Кто помнит край, в котором рос,
Кто помнит предков все заветы,
Кто смел и яростен в борьбе.
Иди! Другой дороги нету,
Лишь сам не изменяй себе! ”

Н.Оегир

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Терминологический диктант.

– повторение пройденного материала – опрос.

  • русификация – принуждение коренного населения земель, входящих в состав российской империи, к использованию русского языка в деловом и повседневном общении, к переходу в православие;
  • отхожие промыслы – временная работа в городах;
  • модернизация – осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни;
  • протекционизм – политика, цель которой состоит в ограничении ввоза определенных видов товаров из-за границы;
  • инвестиции – долгосрочные вложения капитала, в какую либо отрасль экономики;
  • монополия – объединение промышленников, контролирующее выпуск определенных видов продукции;
  • картель – объединение предпринимателей, которые достигают соглашения об объемах производства;
  • синдикат – монополистическое объединение, при котором согласуются цены на производимую продукцию, но сохраняется хозяйственная самостоятельность участников;
  • земства – выборные органы постоянного управления в губерниях и уездах.

III. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете слово “культура?” (Все, что сделано руками человека.)

– Развитие экономики сопровождается развитием культуры. Первые десятилетия ХХ века вошли в историю как серебряный век культуры. Давайте с вами ознакомимся с наиболее яркими представителями культуры России ХХ века.
У вас у каждого на парте есть таблицы. В процессе просмотра CD-диска, вы должны ее начать запоминать. На места, на которые надо обратить внимание, будем останавливаться.

Просмотр CD “История России. ХХ век”.

– Сейчас мы с Вами послушаем стихотворение великих русских поэтов начала ХХ в.

  • Стихотворение С. Есенина читает Р. Спицын.
  • Стихотворение А. Блока читает Е. Гилаш.
  • Стихотворение Н. Гумилева читаю я.

– Культура каждого народа, живущего в России, неповторима и самобытна. Сегодня мы узнаем о культуре Бурятии начала ХХ в. Мы с вами живем в прекрасном сибирском уголке. На малой родине, которая по-бурятски называется “тооито”, наши предки издавна разводили очаг, ставили юрту и строили свое простое человеческое счастья.
В начале ХХ в. 80% бурятского населения Забайкалья исповедовало ламаизм. В Западной Бурятии существовал лишь один дацан – Аларский.
В общественно-политической мысли бурят этого периода выделились 2 течения: народническое и западническое. Первое выдвигало идеи дальнейшего совершенствования родового строя. В дацанских школах представители этого течения видели центр национальной культуры. Ц. Жамцарано и А. Доржиев пытались распространить буддизм в Иркутской губернии. В начале ХХ века развернулось строительство дацана и дуганов (В Эрхиритах, Нукутах, Ольхоне). В этих условиях Ц. Жалицарано, Б. Барадин, а. Доржиев, Б-Д. Очиров выдвинули идею обновления буддизма.
Одним из катализаторов развития общественного движения в Восточной Сибири стали вольные издания А.И. Герцена газета “Колокол” и журнал “Полярная звезда”. В Бурятию они стали нелегально поступать в начале ХХ века. Их привозили тайно из Москвы. В числе покупатель были оставшиеся в Забайкалье декабристы М.А. Бестужев, И.И. Горбачевский и их ученики друзья купцы А.М. Лушняков, В.В. Белозеров.

Описание женского бурятского костюма.

Платье тэрлич из шелка и ровдуги – замши домашней выделки. Длинный и широкий подол женского дэли был очень удобен для сидения в традиционной позе в корте и на коне, в седле: свободно ниспадая, полностью покрывал ноги, защищая ноги от холода.
Обязательная принадлежность женского костюма безрукавка. Праздничная распашная безрукавка (морин дужа) с разрезом сзади до талии, из шелка и парчи. Женщина заплятала 2 косы (бэршин мургэл). Лента хандага – символ гостеприимства.

– Вы знаете, что на территории Бурятии проживают эвенки. Я предлагаю вам:

– послушать эвенкийскую сказку “Дябдал-чудовище” (Орлова К.)
– стихотворение эвенкийского поэта Н. Оегира “Таежные песни” (читает С. Дружинина)

III. Закрепление.

Заполнение таблицы “Развитие отечественной культуры в начале ХХ века” стр. 71

Направление Особенности развития (стили и жанры в искусстве) Представители
Образование    
Наука    
Литература    
Изобразительное искусство    
Музыка и театр    

IV. Рефлексия.

– Что вы нового узнали на уроке?

– Что для вас было открытием, а о чем вы уже знали?

Выставляются оценки за урок.

V. Домашнее задание с комментариями:

Параграф № 8, нарисовать свой орнамент и подумать, что означает каждый цвет.

Список используемой литературы

  1. Историко-культурный атлас Бурятии.
  2. К.М. Герасимова “Традиционная культура Бурятии”.
  3. С.З. Занаев “Декоративно-прикладное искусство бурят”.
  4. Фольклор народов Крайнего Севера
  5. Поэзия народов Крайнего Севера

Приложение.

Стихотворения, исполняемые на уроке

Сергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких коле на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц, пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равнинною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

1917 г.

Александр Блок

Есть минуты, когда не тревожить
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…

И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна…
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина…

И напев заглушенный и юный
В затаенной затронет тиши
Усыпленные жизнию струны
Напряженной, как арфа, души.

Июль 1912 г.

Николай Гулиев

ЖИРАФ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв,
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и него дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Николай Оёгир

ТАЁЖНЫЕ ПЕСНИ

Оленята копытцами бьют,
Снег лежалый ломая упорно.
Куропатки в проталинах черных
Капли алой брусники клюют.

На тайгу накатила весна.
Птичий гам, ликование, хохот.
Так и кажется – кедры оглохнут,
Пробуждаясь от долгого сна.

И ручей, синеглазый пострел,
Губкой радугой свет протаранил,
О рожденных своем загорланил,
Молодецкую песню запел.

О, тайга! Моя воля и с тих!
Жизнь моя – моя грусть и удача.
Я не знаю, чего бы я значил
В этом мире без песен твоих.

Перевод В. Пушкина

ДЯБДАР-ЧУДОВИЩЕ

Эвенкийская сказка

Два богача-чудовища дрались из-за своей берлоги. Оба были покрыты серебряной чешуей. Питались же они только золотом. Никто из них не мог одолеть другого. Тогда один из них, кто был послабее, ушел далеко в тайгу и по дороге нашел русских. Их было 7 человек. Окружил их Дябдар своим туловищем, сомкнув голову с хвостом. Русские оказались в кольце. Говорят они:
– Как же вырваться наш от чудовища? Как выйти из этого кольца?
А Дябдар думает: “ Их этих семи русских, отпущу 6 человек, а одного себе оставлю”.
Среди этих людей один попался очень бедный. Он ничего не имел. И решил наш Дябдар взять себе в помощь бедняка, чтобы он помог ему расправиться с другим чудовищем. Говорит Дябдар бедняку:
– А ну садись мне на спину.
Сел человек на спину Дябдару и поехал на нем. Но человек забыл на земле всое ружье. Остановился Дябдар, бедняк забрал с земли все свое охотничье снарядение. Говорит Дябдар человеку:
– Ты станешь теперь моим помощником, станешь биться в берлоге с моим противником.
Примчался Дябдар со своим русским к берлоге второго чудовища, остановился. Русский охотник долго целился и наконец выстрел убил врага Дябдара.
Половину золота, которым наградил бедняка Дябдар, он подарил солнцу, и стали с тех пор дни теплыми, светлыми. Кусок золота подарил охотник месяцу. С тех пор стал месяц ярко светить по ночам. Много звезд появилось на небе. Русский охотник разбогател. С тех пор он больше никогда не встречал Дябдара.

Рассказал Г. Дорофеев (пос. Полигус, Эвенкия)
Записала в 1923 и перевела О. Константинова