Тема урока: В.В. Бианки. "Бешеный бельчонок"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.

2. Развитие умения читать выразительно, умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, развитие умения читать по ролям, точно находить нужный отрывок из текста, выделять главное, развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

3. Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.

Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, кассета с записью “Голоса леса”, магнитофон, рисунок белки, лисицы, рисунки грибов, мультфильм “Чьи в лесу шишки”, карточки со словами: орнитолог, обабок, Клеопарда, опрометью, карточки с выражениями: “Бельчонок ахнул от неё на дерево”, “...осадила всеми четырьмя лапами”, “А у самой глаза блестят, рот до ушей”.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня, ребята, у нас много гостей, все они хотели бы посмотреть, какмы умеем работать на уроке с книгой, умеем читать и рассказывать. Тема нашего урока: произведение В. Бианки “Бешеный бельчонок”, мы будем не только знакомиться с новым произведением, но и учиться понимать природу, видеть её красоту, учиться бережно относиться к природе и её жителям. А начнём урок с проверки домашнего задания.

II. Проверка д/задания

1) Вступительная беседа

- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (С. Михалков “Весёлый турист”).

- Кто написал его?

- Какое было домашнее задание? (Ответить на вопросы, подготовить выразительное чтение, выучить отрывок наизусть по желанию).

2) Работа по учебнику

Выборочное чтение:

- С какой целью турист отправляется в путешествие? Докажите словами текста (4-й столбик)

- Чем примечательно его отношение к природе? (Он по доброму относится к природе). Прочитайте об этом в стихотворении (5-й столбик).

- Что ему интересно в природе? Прочитайте (8,9 отрывки).

-Как природа относилась к туристу? Подтвердите ответ строчками из стихотворения (6 отрывок).

- Что помогало ему в пути? (Песенка).

- Привлекает ли людей его поведение, его цели в жизни? Прочитайте (11 отрывок).

А сейчас прочитаем всё стихотворение.

3) Чтение стихотворения уч-ся

- Какое настроение нужно передать при чтении?

- Кто выучил наизусть 1-й отрывок? 2-й отрывок? Чтение всего произведения.

III. Новый материал

1) Вступительное слово учителя

- Ребята, а может и мы отправимся вслед за весёлым туристом? Согласны?

- А приглашает нас в путешествие детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве.

2) Рассказ детей о писателе

а) “Человек - творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.

б) “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

в) (Из дневника В. Бианки):

“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

г) Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки - несказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим  языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

3) Подготовка к чтению произведения

- Вы готовы отправиться в путешествие? Закрыли глаза, прислушались. (звучит запись “Голоса птиц”).

- Куда это мы попали? (В лес)

- Зачем люди ходят в лес?

- Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей.

- Переверните страницу учебника и прочитайте название рассказа (“Бешеный бельчонок”).

- Ребята, как вы понимаете смысл слова “бешеный”. (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: переносное значение: необузданный, крайне раздражительный).

- За что же бельчонка так могли назвать?

Я думаю, ответ мы найдём в рассказе.

4) Словарная работа

в I-й части встретится трудное для чтения слово. Давайте его прочитаем.

{Клеопарда - читает один  ученик, затем вместе)

-Почему слово написано с большой буквы?

(Ответ подскажет чтение 1-й части произведения.

5) Чтение 1-й части (цепочкой)

6) Беседа по содержанию

- Какое чувство вызвало у вас вступительная часть? (Чувство страха за мальчика).

- Почему? (Собака была очень злая)

- Какое желание возникло у мальчика при виде собаки? (Убежать)

- Какой совет дал сыну отец? Прочитайте.

- Почему собаке нельзя показывать свой страх?

- Какой выход из этой трудной ситуации нашёл отец? Прочитайте. Тропинка свободна и мы вместе с героями идём вперёд.

7)  Чтение II-й  части

- Ребята, вы заметили, в каком чудесном лесу мы очутились? При помощи каких выражений смог передать эту красоту В. Бианки. Найдите и прочитайте. Ддети читают выражения и слова)

8) Задание на внимание

- Смотрите, ребята, мы тоже оказались на грибной поляне, как много грибов!А какие из них нашли наши герои? Найдите и покажите. (Подберёзовики, маслята, боровики).

• Молодцы, ребята.

А чтобы мы могли сюда вернуться ещё раз за грибами, какие правила нужно помнить и выполнять?

9)  Незаметно мы с вами вышли на опушку поляны

• Кто же нас тут встречает?

Угадайте:

Стих - загадка “Белкина кладовая”

Почему грибы на ёлке,

На сучках сидят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под листом –

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,

Толстяки, боровики

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки?

Кто у строил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

(Ответы детей, кадры из мультфильма)

- А чтобы узнать следующего героя послушайте загадку:

“За деревьями, кустами, Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало... Нет ни дыма, ни пожара...” (Рисунок лисицы).

10) ФИЗМИНУТКА

Ребята, прежде чем встретиться с героями, давайте отдохнём.

Словарная работа - ОБАБОК (гриб - подберёзовик).

11) Чтение по ролям III-й  части

Следующую часть прочитаем по ролям. Назовите героев части. (Отец, сын).

12)  Беседа по прочитанному, выборочное чтение

Расскажите, как бельчонок добрался до грибка? Легко ли ему было преодолеть это расстояние? Почему бельчонок не попробовал грибок? Прочитайте, как зверёк прореагировал на появление лисы. Объясните смысл выражения “Лиса осталась с носом”.

13)  Работа над образными выражениями

- Прочитаем необычные выражения из произведения:

“Бельчонок ахнул от неё на дерево”

“Осадила всеми четырьмя лапами”

“А у самой глаза блестят, рот до ушей”.

Чтение следующего абзаца.

- Что означает каждое выражение.

- Как вы думаете, ребята, уйдёт лиса сразу с полянки, не пообедав?

14) Самостоятельное чтение (жужжащее)

- Самостоятельно найдите ответ в книге, ответьте на вопрос.

15) Работа по содержанию V части

- Как же выбрался бельчонок из трудного положения? Об этом мы узнаем из следующей части.

Словарная работа: ОПРОМЕТЬЮ - очень быстро, поспешно.

Чтение “цепочкой”.

- Опишите, как бельчонок спускался с берёзы.

- Как он вёл себя, когда заметил лисий хвост? Прочитайте.

- Как бельчонок решил преодолеть поляну?

- Почему это решение невыполнимо? Докажите словами текста.

- Нарисуйте словесную картинку о том, как зверёк попал с берёзы на сосну, (предварительно прочитав этот отрывок).

- Как закончилось приключение бельчонка?

- Какое чувство вызвал у вас этот отрывок?

- Почему было смешно и весело свидетелям происшествия и нам читателям? В чём комизм эпизода?

- Что помогло бельчонку прогнать лисицу? (Желание добраться до леса любыми путями)

- Вспомните начало рассказа, с кем встретились герои, когда шли в лес?

16) Чтение VI части

- Прочитайте последнюю часть рассказа, где сын сам объясняет почему нельзя было бежать от Клеопарды?

- Кто натолкнул его на такой вывод?

- Понравился рассказ?

- Какой закон лесной жизни нельзя нарушать, чтобы быть свидетелем интересных событий в лесу? (Соблюдать тишину, быть наблюдательным, бережно относиться к природе, её жителям).

- Хотели бы вы посмотреть такой мультфильм? Пока ещё нет такого мультфильма, но может мы сами попробуем составить такой фильм?

17) Составление мультфильма по рассказу, (словесное)

1 кадр: лес, тропинка, отец с сыном, навстречу с собакой.

2 кадр: лес. герои собирают грибы.

3 кадр: полянка, куст, берёза, бельчонок прыгает по полянке к грибку.

4 кадр: берёза, рядом грибок, бельчонок, из травы появляется лисица.

5 кадр: бельчонок на берёзе, лисица уходит за куст.

6 кадр: бельчонок летит с берёзы в куст, лиса убегает в лес.

Д/з

А дома кадры мультфильма оживите рисунком (по вариантам).

Итог урока

Чем занимались на уроке?

- Что полезного для себя взяли с этого урока?

Оценки за урок