Тема урока: "Дикие животные летом и осенью"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц), показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений;
  2. развитие умения делать выводы, сравнивать; развитие творческого воображения, образного мышления, расширение кругозора детей;
  3. воспитание бережного отношения к природе; любви к нашим "меньшим братьям" через музыку, стихи, художественные произведения.

Оборудование:

  1. учебники;
  2. кроссворд (плакат; слова отгадки);
  3. грамзаписи П.И. Чайковского "Времена года", музыкальная загадка;
  4. иллюстрации диких животных;
  5. плакаты-тесты;
  6. словарное слово "линька";
  7. магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальная работа по карточкам (несколько человек)

2. Беседа с остальными учащимися.

Ребята, над какой темой мы работали на предыдущем уроке? Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени? (Идут холодные дожди, меньше светит солнце, понижение t воздуха, замерзание почвы и водоёмов).

Какие изменения происходят с насекомыми осенью? Расскажите о жизни птиц летом. Как изменяется жизнь птиц с приходом осени? Почему эти изменения происходят? (Меньше насекомых, семян, замерзают водоёмы).

Каких птиц называют перелётными? Назовите перелётных птиц. Какие птицы улетают первыми? Почему? Последними? Почему?

Обобщение учителя. Летом в природе большое количество насекомых. С наступлением осени они исчезают: одни погибают, другие прячутся. Семена трав, кустарников, деревьев осыпаются, а это значит, уменьшается, а затем совсем исчезает корм для птиц. Поэтому перелетные птицы улетают в теплые страны, где для них достаточно корма.

III. Новый материал

1. Определение темы урока.

Определить тему урока поможет кроссворд.

  1. Что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной, и стоит среди травы; уши больше головы. (Заяц).
  2. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает. (Воробей).
  3. Кто по ёлкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы? (Белка).
  4. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине – и щука не проглотит. (Ёрш).
  5. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса).
  6. Вот по жёлтой по дорожке
    Скачет вытянувши ножки,
    Этот толстый Тарас
    Квакать громко горазд. (Лягушка).

Какие это животные? Дикие животные это – рыбы, лягушки, змеи, ящерицы, птицы, звери. Почему их называют дикими?

Обобщение учителя. Дикие животные живут в лесу, на лугу, в поле, водоёме. Они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.

Тема урока: " Жизнь диких животных летом и осенью, кроме птиц"

На уроке мы узнаем о том, как дикие животные готовятся к зиме, какие изменения происходят в их жизни, с изменениями в неживой природе.

2. Знакомство с жизнью диких животных летом.

Я приглашаю вас в летний лес, красоту летнего дня поможет вам представить музыка русского композитора П.И. Чайковского "Времена года", "Июнь".

(Звучит музыка Чайковского и стихотворение И. Сурикова "Ярко солнышко светит").

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло, и куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют яркие цветы;
Золотом облиты тёмные листы.
Дремлет лес: ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок в воздухе звенит.

Ребята, как вы думаете, чем занимаются дикие животные летом?

(Заслушиваются ответы детей).

Обобщение учителя. Летом у диких животных много хлопот: кормить детенышей, затем учить их добывать себе корм, охранять их. В это время нередко люди отыскивают в лесу звериных малышей и пытаются унести их домой. Что из этого получается? Послушаем рассказ девочки.

"Летом мы нашли ёжика и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами. А он взял и умер..."

Правильно ли поступила девочка, когда забрала ежа домой? Почему?

Ученик. Ежа не нашли, а похитили! Ведь как можно найти животного в его собственном доме, в природе, где его никто не терял. Поле, лес, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно и приспособилось.

Обобщение учителя. Запомните! Брать из природы животного нельзя! Тащить домой всё, что попадётся под руку может только тот, кто не любит и не понимает природу. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется".

З. Как звери готовятся к зиме.

(Звучит музыка Чайковского "Сентябрь").

Проходит тёплое лето. Какое время года наступает? Назовите первый осенний месяц.

Вы слышите мелодию Чайковского "Времена года" – сентябрь.

Стихотворение (читает ученик).

В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен!
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.

Учитель. В конце лета и осенью звери начинают готовиться к зиме.Давайте послушаем разговор лесной мыши и белочки: (выходят два ученика).

– Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает... Ах, злодейка!
– Кто у кого больше стащил?!
– Я орехи на пеньке разложила, оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

Какой корм они запасают на зиму?

Сообщение учителя. Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.

Какие звери ещё запасают корм на зиму, мы узнаем из учебника.

4. Работа по учебнику стр.32.

(Во время чтения появляются рисунки бобра и барсука).

Какие звери ещё запасают корм на зиму? Что заготавливают бобры?

ФИЗМИНУТКА

Встали, поглядели вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья – верхний ярус. Потрясли ладошками. А теперь присядем и станем средним ярусом – кустиками. Встали опустили голову вниз и внимательно посмотрели под ноги. Мы идём (шагают) по нижнему ярусу – траве, где прячутся грибы и ягоды. Посмотрите влево, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскакали и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по-своему следу и прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Сядем и мы тихонько и продолжим урок.

5. Ребята, а зайчик запасы корма на зиму делает? Почему не делает? Если дети затрудняются ответить, учитель говорит: "Постараемся ответить на этот вопрос чуть позднее".

Звучит стихотворение (читает ученик).

У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги
А от голода кора.

Так почему зайчик не делает запасы?

Обобщение учителя. Заяц не делает запасов, т.к. и зимой отыскивает себе достаточно корма. Он питается корой деревьев, молодыми ветками деревьев и кустарников. Какие ещё звери не делают запасов корма на зиму? (Рисунки лисы и волка).

6. Как готовятся к зиме кабан, медведь?

Послушаем, о чём говорят Кабанчик и Лисёнок. (Диалог 2-х детей).

– Ай, ай, ты же совсем голый Кабанчик! Щетинка редкая, да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?
– Худой ты до чего, Лисёнок, хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
– У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
– А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет.

Что помогает перезимовать дикому кабану? Отгадайте, а какому ещё дикому зверю помогает перезимовать жир.

Звучит музыкальная загадка о медведе. (Рисунок медведя).

Как готовится к зиме медведь, узнаем из учебника.

7. Чтение текста учебника, стр.32.

Чем питается медведь? Для чего медведь осенью усиленно питается? Какой ещё зверь жирует осенью? (Барсук).

Обобщение учителя. Интересное животное – барсук. Он заготавливает корм на зиму и накапливает жир. Барсук впадает в спячку, как и медведь, но среди зимы барсук просыпается и ему нужно кормиться.

8. Звучит стихотворение М. Джалиля "Осень пришла". "Времена года" Чайковского "Октябрь".

Какой месяц наступил? (Октябрь). Вспомните разговор Кабанчика и Лисёнка. Что Лисенку помогает перезимовать? (Густая, теплая шубка).

С октября месяца у всех зверей вместо летней, редкой шерстки отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска.

Какие звери меняют цвет шкурки? (Рисунки зимних зверей: белочка, заяц, песец).

Обобщение учителя. Изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название (читаем с доски) линька.

9. Как готовятся к зиме остальные животные, прочитаем в учебнике стр.32. Чтение текста учебника.

Какие запасы делают летом пчёлы? Как изменяется жизнь рыбы с наступлением осени? Кто залегает на зиму в спячку? (Лягушки, жабы, ящерицы, змеи).

IV Закрепление нового материала

Работа с тестами.

Чтобы проверить, как усвоен новый материал, выполним задание.

1. Как ты поступишь, если увидишь в лесу звериного малыша?

  1. Пройду мимо.
  2. Принесу домой, буду ухаживать за ним, затем принесу в лес и выпущу.
  3. Поглажу малыша и пойду дальше.

2. Какие звери делают запасы?

  1. Лось.
  2. Белка.
  3. Медведь.
  4. Заяц.
  5. Мыши.
  6. Лиса.
  7. Барсук.
  8. Пчёлы.
  9. Осы.
  10. Бобры.

3. Кто что готовит на зиму? (Соединить линиями).

Медведь   грибы
Бобры   мед
Мыши   зерно
Белка   жир
Пчёлы   ветки деревьев

4. Закончи предложения.

  1. С октября у всех зверей вместо редкой шёрстки отрастает новая ... и ... (густая и пушистая).
  2. Изменяется окраска шерсти у ..., ..., ... (зайца, белки, песца).
  3. Изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название ...(линька).

Итог урока

  • С чем связаны изменения в жизни животных осенью? (С изменениями в живой и неживой природе).
  • Как летом и осенью нужно сохранять животных?