Дидактически цели | Обучающая:
|
Учащиеся должны: |
|
Воспитывающая:
|
|
Развивающая:
|
|
Тип урока: | комбинированный |
Оборудование: | доска, карточки, (мультимедийное оборудование) |
Методы обучения: | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный |
Структура урока
I этап: Организационный Учитель здоровается с учащимися, сообщает тему, цель урока |
II этап: Подготовительный
|
III этап: Изучение нового материала Изучить понятие наибольшего и наименьшего значений функции, составить алгоритм вычисления наибольшего и наименьшего значений функции, рассмотреть примеры вычисления наибольшего и наименьшего значений функции. |
IV этап: решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. |
Vэтап: каждому учащемуся выдается задание, которое выполняется на отдельном листе. |
VI этап: рекомендации для выполнения домашнего задания |
VII этап: повторить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции. |
ХОД УРОКА
I этап: Организационный
Учитель здоровается, сообщает тему урока, цель урока.
II этап: Подготовительный
Фронтальный опрос
1. Найдите производную функции:
а) sin x
б) tg х
в) х2 + 2
г) х4
д)
е) ех+2
Задание выдается каждому ученику (к доске выходят по желанию)
2. Найдите производную функции:
I в. а) 2х3 + х – 2 |
II в. а) х4 – 2х2 + 3 |
3. Найдите критические точки функции:
f(x) = 2x – x2 | f(x)=x2 + 2x |
4. Найдите промежутки возрастания и убывания функции:
f(x) = 5х2 – 3х + 1 | f(x) = х2 + 12х – 10 |
5. Вычислите f(0)
f(x) = х4 + х | f(x) = x5 – 2x |
III этап: Новый материал
1. Русский математик XIX века Чебышев говорил, что “особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды”.
Пусть функция у = f(х) непрерывна на отрезке [а; b]. Как известно такая функция достигает своих наибольшего и наименьшего значений. Эти значения функция может принять либо во внутренней точке xo отрезка [а; b], либо на границе отрезка, т.е. при xo = а, или xo= b. Если хo (a; b) то точку xo следует искать среди критических точек данной функции.
Получаем следующее правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на (а; b):
Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции:
- найти критические точки функции на интервале (а; b);
- вычислить значения функции в найденных критических точках;
- вычислить значения функции на концах отрезка, т. е. в точках х = а и х = b,
- среди всех вычисленных значениях функции выбрать наибольшее и наименьшее.
Замечания:
1. Если функция у = f(х) на отрезке [а; b] имеет лишь одну точку и она является точкой максимума (минимума), то в этой точке функция принимает наибольшее (наименьшее) значение. ((хo) = fнб = fmax , где нб – наибольшее, max – максимальное).
2. Если функция у = f(х) на отрезке [а; b] не имеет критических , то это означает, что на нем функция монотонно возрастает или у бывает. Следовательно, свое наибольшее значение функция принимает одном конце отрезка, а наименьшее – на другом.
Задача
Найти наибольшее и наименьшее значения функции: f(x) = Зx2 + 4x3 + 1 на отрезке [– 2; 1].
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других дисциплин.
Практические задачи: транспортная задача о
перевозке груза с минимальными
затратами, задача об организации
производственного процесса, с целью получения
максимальной прибыли и другие задачи, связанные
поиском оптимального решения, приводят к
развитию и усовершенствованию методов отыскания
наибольших и наименьших значений. Решением
таких задач занимается особая ветвь математики
— линейное программирование
(Для самостоятельного изучения материала можно использовать мультимедийные средства)
2. Задача
Найти наибольшее и наименьшее значения функции :
f(х) = 2х3 – 3х2 – 36х [– 2; 1]
3. Задача. Рекламный щит имеет форму прямоугольника S=9 м2. Изготовьте щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром.
IV этап: Первичное закрепление материала
1. Найти наибольшее и наименьшее значения
функции: f(х) =2х3 + 3х2 – 36х
а) [– 4; 3] б) [– 2; 1];
а) решает учитель;
б) решает ученик.
2. Самостоятельно (самопроверка)
f(х) = х4 – 8х2 + 5 [– 3; 2]
3. Ученик выполняет на доске
f(х) = х + е–2 [– 1; 2]
V этап: Выполнение самостоятельной работы
Найти наибольшее и наименьшее значения функции:
I в. f (x) = x3 – 3x2 + 3x + 2; [– 2; 2]
II в. y = 9x + 3x2 – x3 на отрезке [– 2; 2]
VI этап: Домашнее задание:
1. y = 5 + x4 – 8x на отрезке [– 3 ; 2];
2. f (x) = 9 – 6x2 – x3 на отрезке
[– 4; 2];
3. y = 4 – 9х + 3x2 + x3 на
отрезке [– 2; 2].
VII этап: Итог урока