Опыт организации массовых форм работы по техническому творчеству

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Практика показывает, что успех работы и занятий детей детским техническим творчеством во многом определяется от участия их в массовых мероприятиях различного уровня. Такие мероприятия, как выставки, соревнования, как правило, включены в план работы каждого педагога дополнительного образования и являются традиционными по форме и содержанию. Я хочу рассказать о практике проведения “Техносалона”, разработке и проведении технических игр.

Из практики проведения “Техносалона”.

Организация и проведение “Техносалона” была запланирована на апрель месяц. Более чем за полгода во все территории Красноярского края была направлена информация, из которой ясно, что понимается под “Техносалоном” и что может там происходить.

Информация о проведении “Техносалона”

“Техносалон” – это краевая выставка технических идей, разработок школьников, педагогов, родителей, представителей Вузов, предприятий, показывающая взаимосвязь, непрерывность, последовательность в развитии опыта научно-технического творчества. “Техносалон” – краткосрочная форма (не более 3–5 дней), как правило, включающая индивидуальную работу с посетителями.

Одна из главных задач “Техносалона” – развитие социального партнерства, сотрудничества, поиск новых контактов, пропаганда значимости детского технического творчества, как определяющего фактора повышения научно-технического потенциала.

В программе “Техносалона” презентации, демонстрация видеоматериалов, электронной продукции, экспонатов в действии, соревнования, конкурсы, обмен опытом работы, встречи с ведущими конструкторами, инженерно-техническими работниками современных предприятий, представителями Вузов, мастер классы, круглые столы по вопросам технического творчества.

Экспонируются: модели, макеты, различные технические устройства, приборы, аппараты, приспособления, тренажеры, опытные образцы. К участию допускаются экспонаты с оригинальными техническими идеями, новизной в конструкторском и дизайнерском решении, с элементами изобретательства, модернизации, усовершенствований, направленных на изменения связанные с экономическим эффектом и рациональным использованием.

Экспозиции “Техносалона” предусматривают демонстрацию видеоматериалов, работ и тренажеров, выполненных на электронных носителях, законченных технических проектов, на бумажных носителях и в бумажном исполнении.

В предварительной заявке на участие указать: избранную форму работы, тематику выступлений, ф.и.о. участников, а также данные на экспонат.

Было представлено большое количество работ (более 200). Первый этап работы заключался в формировании экспозиции. Совместно с экспертами предварительно распределили работы по трем группам:

– проекты и идеи на электронных носителях;
– макеты и действующие модели;
– опытные образцы, образцы готовой продукции.

Обобщение результатов предварительной работы с экспонатами позволило выделить пять основных разделов экспозиции “Техносалона”, в которых нет традиционного отражения возраста участников:

  • информационные технологии в решении инженерных проблем;
  • проектные работы с оригинальными техническими решениями в бумажном и электронном исполнении;
  • модели, макеты с элементами усовершенствований, направленных на рациональное использование;
  • опытные образцы различных приспособлений, инструментов, техники;
  • работы – патентоспособные и имеющие свидетельство на изобретение, рационализаторское предложение, полезную модель.

Второй этап состоял в выявлении заявленных очных форм работы. В результате была составлена программа с обозначением основных видов деятельности по дням:

  • день презентаций, поиска партнеров, знакомств;
  • день консультаций, мастер классов, обмена опытом;
  • день встречи с учеными, подведения итогов работы и оформления возможных заказов.

Заранее было заявлено, что “Тенхносалон” не предусматривает присуждения призовых мест участникам, однако, приглашенные партнеры по собственному усмотрению могут присуждать специальные призы, награждать дипломами.

На организованном итоговом обсуждении пришли к выводу, что такая краткосрочная форма массовой работы, с объединением представителей разных учреждений, разных категорий участников, способствует передачи опыта, пропагандирует значимость технического творчества, подчеркивает особую роль детского творчества, способствует установлению новых контактов, сотрудничеству.

Анализ поступивших предложений показал, что есть необходимость в дальнейшей организации “Техносалона” придерживаться периодичности его проведения один раз в три года.

Посетителями “Техносалона” стали более полутора тысячи участников. Среди них взрослые и дети не только города Красноярска, но и близлежащих городов и районов. Одна из сложных ситуаций проведения, при таком количестве участников, была в организации игровых моментов с детьми. Практика показывает, что большим успехом пользуются игры разработанные учащимися.

Пример разработки игр.

Разрабатывать игровые задания интереснее с детьми, представляющими разные направления деятельности. Объединив педагогов и детей краевого Дворца пионеров и школьников, Стации юных техников №2 Советского района города Красноярска совместно смогли разработать несколько вариантов игр. Для этого были сформированы группы по интересам детей, где педагоги выступали в роли консультантов и координаторов. Работа строилась следующим образом: каждая группа сначала презентовала свои игры, затем апробировала на себе. Следующим этапом была организация проведения разработанных игр с учащимися в своих учреждениях. После тщательного отбора, изучения игр, произошел запуск их на большую аудиторию. Многое ребята разработали и составили совместно с педагогами, но есть и задачи тризовского характера, заимствованные из литературных источников. Все варианты игр объединили названием – “Путешествие в мир техники”.

Ниже приводится пример игры, которую можно организовать, как индивидуальный и групповой маршрут. Для организации любого варианта выдается маршрутный лист, который ребята назвали “Руководство к действию”. Игра командой предполагает заполнение одного маршрутного листа.

Руководство к действию.

Техническое задание

Пройдите этапы. Ответы занесите в бланк согласно номеру.

Задание 1. Разгадайте ребусы:

а)
б)
в)

Задание 2. Решите задачу и впишите свой ответ

Задание 3. Читайте на плакате.

Задание 4. Расположите и запишите цифры, указанные на рисунках, фотографиях, моделях, в порядке их исторического появления.

Задание 5. Разгадайте ребусы:

а)
б)
в)
г)

Задание 6. Отгадайте и напишите, какие предметы чаще всего, используемые архитектором, находятся в ящике. Ящик можно трясти, но не раскрывать.

Задание 7. Напишите ласковое название этого чертежного инструмента:

Для подведения итогов заполните бланк:

Фамилия_________________________ имя______________________

Школа ___________________________ класс _____________________

Домашний адрес______________________________________________

№ телефона__________________________________

Бланк сдать в техническое бюро.

Примеры заданий.

Задание 1 и 5:

Задание 2.

Под низким мостом застрял грузовик. Его нельзя было продвинуть ни вперед, ни назад, не повредив крышу. Шофер грузовика пребывал в полном недоумении до тех пор, пока школьник первого класса не предложил ему простое решение. Какое? (Подсказки здесь помещены не были. Их разместили в другом месте на плакате для того, чтобы было время подумать самим).

Подсказки:

Вопрос. И мост, и грузовик были нормальными?

Ответ. Да!

Вопрос Можно ли опустить дорогу или поднять мост?

Ответ. Нет.

Вопрос. Предложение первоклассника можно было осуществить без дополнительного оборудования?

Ответ. Да.

Задание 3. Нарисуйте автомотовелофототелерадиобаян. (Нагляднее, когда это задание, выполняют на листе большого формата. Лучшие из работ можно вывесить. Из маленьких листов составить книжку и выставить на общее обозрение).

Задание 4. Представлены под номерами: модели: автомобиля, ветряной мельницы, самолета; фотографии: колеса телеги, парашюта; рисунки: телефона, телескопа.

Задание 6. В ящик поместили карандаш, линейку, резинку.

Задание 7. На стенд помещен циркуль “козья ножка”.

Организационная форма такой игры легко воспроизводима. Технология разработки заданий универсальна и позволяет каждому педагогу с помощью своих учеников получить комплект игрового материала, который всегда можно использовать в учебной деятельности, при организации массовых и досуговых мероприятий.

Опыт показывает, что реализация разных, а особенно нестандартных форм массовой работы, позволяет педагогам и учреждениям дополнительного образования, достигать значительных успехов в развитии творческих способностей личности, ее самореализации и самоактуализации в современных условиях.