- деятельностные – фиксирование затруднений в собственной деятельности, построение проекта выхода из затруднения, формирование способности к саморефлексии на примере работы с алгоритмами и самоконтролем;
- образовательные – закрепить навыки работы с одночленами.
I. Самоопределение к деятельности.
– Чем занимались на прошлых уроках? /Выполняли арифметические действия над одночленами./
– По сути дела, никаких новых формул не было. Но мы наработали багаж алгоритмов действий над одночленами. Сегодня, подводя итог, мы должны уточнить эти алгоритмы, выявить затруднения и ликвидировать их. После сегодняшнего урока у каждого из вас не должно остаться неразрешенных вопросов. Так какую тему урока запишем?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Что такое одночлен? /Произведение чисел, буквенных множителей и их степеней./
2. Как привести одночлен к стандартному виду? /Перемножить числовые множители и записать на первом месте, перемножить буквенные множители с одинаковыми основаниями./
3. Какие одночлены можно складывать или вычитать? /Подобные./
4. Какие одночлены называют подобными?
/Вывешивается правило./
5. Что получается при умножении одночленов? /Одночлен./
– Будет ли это конечный результат, /нет, так как это одночлен не стандартного вида/
6. Какие свойства степеней используются для:
а) приведения одночлена к стандартному виду. /Вывешивается правило./
б) для возведения одночлена в натуральную степень.
7. Но иногда, зная все правила действий с одночленами, вы получаете неверный ответ. Почему так происходит? /Допускаем вычислительные ошибки./
Выполним несколько устных упражнений.
1. Представьте число 64 в виде различных степеней.
2. Представьте одночлен х20 в виде различных произведений одночленов:
х5 -х3 (-х)10 0,5х4 b 2b
3. Прямоугольник разбит на 4 прямоугольника.
Ответьте на вопрос: чему равна площадь каждого маленького прямоугольника?
4. Создай группы подобных слагаемых и найди значение в каждой группе из одночленов:
1,3х; -8ху; -5у; -х; -3у; ху; 8у; 5,7.
Мы с вами устно актуализировали наши знания. Переходим к выполнению самостоятельной письменной работе.
Самостоятельная работа.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Упростите выражения: | |
а) | а) |
б) | б) |
в) | в) |
2. Не решая пример, скажите, корректно /да/ или некорректно /нет/ следующее задание:
а) представить одночлен 81a6b4 в виде четвертой степени некоторого одночлена. | а) представить одночлен 8a6b9 в виде куба некоторого одночлена. |
б) разделить одночлен 15xyz на одночлен 4xyz. | б) разделить одночлен 15x2y3z4 на одночлен 6x3yz. |
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
Самоопределение.
(Учащиеся сверяют свои решения с образцом и заполняют 2 столбец таблицы знаками “+” или “?” в случае, соответственно, правильно или неправильно решено задание.)
№ задания | Выполнено (“+” или “?”) |
№ правила | Исправлено в процессе работы | Исправлено в самостоятельной работе |
Локализация места затруднения.
- Кто не допустил ошибок?
- Кто допустил 1 ошибку, 2 ошибки…
- Какова цель нашей дальнейшей работы? /Исправить ошибку и построить проект работы над ошибкой./
Те ребята, которые не допустили в работе ни одной ошибки, выполняют следующие задания.
1. Для прямоугольника (см. задание 3 из актуализации знаний)
а) составить выражение для площади каждого прямоугольника, составленного из двух маленьких прямоугольников;
б) составьте выражения для нахождения площади всего прямоугольника. Рассмотрите различные способы составления площади.
2. Вычислите a+b, a-b, a•b, a:b, если а = 6,4•104 , b = 1,6•103.
Те ребята, у которых в таблице есть “?” предлагаю вам исправить ошибки по образцу и около знака "?" ставится знак "+", что означает исправлено.
– Запишем в таблицу (столбец 3) названия тех правил, которые неверно использовали в работе.
– Ребята, какие ошибки вы допустили, выполняя работу?
IV. Построение выхода из затруднения.
(Заполнение 4 столбца таблицы).
Ребята, предлагаю придумать такой способ работы над ошибками, чтобы их не только исправить, но и не допускать в дальнейшем.
Выяснить, в чем заключается ошибка.
Исправить ее.
Повторить соответствующее правило.
Потренироваться в решении подобных задач в классе и дома.
Самостоятельная повторная работа (в виде теста).
Выберите из теста такие задания, в которых допустили ошибки при выполнении самостоятельной работы.
Проверьте правильность выполнения задания, сравнив его с ключом. Занесите результат “+” или “?” в свою таблицу. (Работа с 5 столбцом таблицы).
Проверка задания, выполненного ребятами первой группы.
Рефлексия деятельности на уроке.
– Чем сегодня занимались на уроке?
– Какие ошибки исправили?
– Над чем надо поработать?
– В конце урока предлагаю вам оценить свою деятельность. Для этого прикрепите к нашим бусам:
- красную бусинку – если у меня сегодня все получилось,
- синюю бусинку – если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку,
- зеленую бусинку – если я сегодня допускал ошибки, но я надеюсь, что у меня все получится (ребята с помощью степлеров прикрепляют к леске бусины, вырезанные из цветной бумаги).