Повышение эффективности запоминания информации на уроках географии

Разделы: География


Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Во всех научных системах существует набор терминов, которые служат для передачи информации. Когда человек не знает эти слова как следует, у него возникают трудности с самой наукой. Незнание номенклатуры и большого количества цифр в географии приводит к незнанию самой науки. Ученик получает на уроке огромное количество информации, однако большую её часть забывает. Для повышения эффективности запоминания используются элементы эйдетики и мнемоники – современных направлений в технологиях работы с памятью.

“Эйдос” – в переводе с греческого языка – образ. Эйдетизм – это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет даже после его исчезновения из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям и подросткам. Они быстро овладевают методами развития образной памяти, тем более, что все методы обучения в школе очень похожи на увлекательную игру. Русский психолог Л.С. Выгодский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные.

Для проведения урока учителем внимательно перерабатывается содержание учебного материала с целью научного и доступного его изложения. Выстраиваются ассоциации, например, самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря). Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”. В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”. Другой пример. Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.). Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка; 6 – сразу после 5; 4 – сразу перед 5; 2 – худшая отметка”. При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса! Часто учащимся предлагается самим придумать ассоциации по предложенным методикам, а имея опыт и систему такого запоминания, ребята по собственной инициативе строят свои ассоциации и предлагают другим учащимся и учителю свои варианты. Например: тринадцать государств граничат с Россией – “Тринадцать негритят за границею лежат”, или, площадь России 17,1 млн. кв.км. – “Когда мне исполниться чуть больше 17 лет, я закончу школу и смогу объехать всю страну”, или, самые длинные горы мира – Кордильеры – “Самые длинные коридоры в мире”.

Кроме простых ассоциаций, предлагается запоминание с помощью опорных сигналов, знаков или конспектов. Например, в теме “Рельеф Земли” (7 класс) изучение проводится поэтапно. Ознакомление строения земной коры начинается с карты. Ученики узнают, что с помощью различных цветов на карте изображается возраст земной коры. Усвоить названия геологических эр и поэтапность формирования земной коры позволяют “геологические часы”, на которых с помощью стрелок, секторов, условных обозначений и цвета отображается последовательность образования земной коры (рис. 1).

 Рисунок 1.

Рисунок 1.

Используя “геологические часы”, столь трудная для понимания тема становится доступной для изучения практически всеми учениками.

Опорный сигнал, обозначающий платформу, заключает в себя определение, а именно – это древнейший (Аr, Pr), устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит твердый кристаллический фундамент (+ + +), покрытый осадочным чехлом ( – – – ), (рис. 2):

Рисунок 2.

Рисунок 2.

Крупные рисунки в тетради надолго отпечатываются в памяти учащихся. Поэтому определения воспроизводятся осознанно.

Некоторые этапы урока превращаются в увлекательные игры, где может себя проявить и учитель, и учащиеся. Например, тема урока “Моря России” (8 класс). Эпиграф урока:

“Господин, смотри!
Россию омывают океана три.
Запоминай шутя,
Какие Россию омывают моря!”

В данном эпиграфе один и три (тринадцать) – количество морей России. В процессе объяснения нового выстраиваются такие ассоциации. Моря Атлантического океана: “Черное море зовёт болтаться” – Черное, Азовское и Балтийское. Моря Северного Ледовитого океана: “Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам” – Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Атлантического океана: “Японец охотится на берегу” – Японское, Охотское, Берингово. Море внутреннего стока: “Каспер” – Каспийское.

Данные ассоциации позволяют в течение 10 минут надолго запомнить все моря России. Использование подобных технологий позволяет повысить качество запоминания на уроках , снижает объем домашней нагрузки , а игровые моменты улучшают психологический климат на уроке. Данные технологии позволяют иметь практически 100% успеваемость по предмету. Методика работы с образами очень многое дает ребенку. Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, тактильная память.