Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Во всех научных системах существует набор терминов, которые служат для передачи информации. Когда человек не знает эти слова как следует, у него возникают трудности с самой наукой. Незнание номенклатуры и большого количества цифр в географии приводит к незнанию самой науки. Ученик получает на уроке огромное количество информации, однако большую её часть забывает. Для повышения эффективности запоминания используются элементы эйдетики и мнемоники – современных направлений в технологиях работы с памятью.
“Эйдос” – в переводе с греческого языка – образ. Эйдетизм – это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет даже после его исчезновения из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям и подросткам. Они быстро овладевают методами развития образной памяти, тем более, что все методы обучения в школе очень похожи на увлекательную игру. Русский психолог Л.С. Выгодский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные.
Для проведения урока учителем внимательно перерабатывается содержание учебного материала с целью научного и доступного его изложения. Выстраиваются ассоциации, например, самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря). Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”. В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”. Другой пример. Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.). Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка; 6 – сразу после 5; 4 – сразу перед 5; 2 – худшая отметка”. При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса! Часто учащимся предлагается самим придумать ассоциации по предложенным методикам, а имея опыт и систему такого запоминания, ребята по собственной инициативе строят свои ассоциации и предлагают другим учащимся и учителю свои варианты. Например: тринадцать государств граничат с Россией – “Тринадцать негритят за границею лежат”, или, площадь России 17,1 млн. кв.км. – “Когда мне исполниться чуть больше 17 лет, я закончу школу и смогу объехать всю страну”, или, самые длинные горы мира – Кордильеры – “Самые длинные коридоры в мире”.
Кроме простых ассоциаций, предлагается запоминание с помощью опорных сигналов, знаков или конспектов. Например, в теме “Рельеф Земли” (7 класс) изучение проводится поэтапно. Ознакомление строения земной коры начинается с карты. Ученики узнают, что с помощью различных цветов на карте изображается возраст земной коры. Усвоить названия геологических эр и поэтапность формирования земной коры позволяют “геологические часы”, на которых с помощью стрелок, секторов, условных обозначений и цвета отображается последовательность образования земной коры (рис. 1).
Рисунок 1.
Используя “геологические часы”, столь трудная для понимания тема становится доступной для изучения практически всеми учениками.
Опорный сигнал, обозначающий платформу, заключает в себя определение, а именно – это древнейший (Аr, Pr), устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит твердый кристаллический фундамент (+ + +), покрытый осадочным чехлом ( – – – ), (рис. 2):
Рисунок 2.
Крупные рисунки в тетради надолго отпечатываются в памяти учащихся. Поэтому определения воспроизводятся осознанно.
Некоторые этапы урока превращаются в увлекательные игры, где может себя проявить и учитель, и учащиеся. Например, тема урока “Моря России” (8 класс). Эпиграф урока:
“Господин, смотри!
Россию омывают океана три.
Запоминай шутя,
Какие Россию омывают моря!”
В данном эпиграфе один и три (тринадцать) – количество морей России. В процессе объяснения нового выстраиваются такие ассоциации. Моря Атлантического океана: “Черное море зовёт болтаться” – Черное, Азовское и Балтийское. Моря Северного Ледовитого океана: “Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам” – Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Атлантического океана: “Японец охотится на берегу” – Японское, Охотское, Берингово. Море внутреннего стока: “Каспер” – Каспийское.
Данные ассоциации позволяют в течение 10 минут надолго запомнить все моря России. Использование подобных технологий позволяет повысить качество запоминания на уроках , снижает объем домашней нагрузки , а игровые моменты улучшают психологический климат на уроке. Данные технологии позволяют иметь практически 100% успеваемость по предмету. Методика работы с образами очень многое дает ребенку. Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, тактильная память.