Урок по теме "Построение вписанных многоугольников" для уч-ся 3-х классов по УМК Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с понятием вписанный многоугольник.
  2. Формирование умения вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли этот многоугольник вписанным.
  3. Закрепить таблицу умножения.
  4. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, устную математическую речь.
  5. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, взаимовыручки.

Оборудование: геометрический материал разного цвета, доска, учебник математики, тетради.

Слово вписанный закрыто бумагой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Придумано кем-то
Просто и мудро:
При встрече здороваться:
"Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым птицам!"

Учитель обращает внимание на осанку детей. Учащиеся в тетрадях записывают число, прописывают показ – число 126.

II. Проверка домашнего задания.

Дома учащиеся должны были выполнить № 296, стр. 77. Задание: построить окружность с радиусом в 4 см., отметить на окружности 4 произвольные точки, соединить их отрезками так, чтобы получился четырехугольник, раскрасить его зеленым цветом.
Ученики обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по парте. Во время взаимопроверки учитель походит к отдельным учащимся, отмечает лучшие работы.

III. Целеполагание.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим понятием, будем учиться строить многоугольники в окружность, развивать вычислительные навыки, умение сравнивать, обобщать, работать в парах.

IV. Работа по группам.

Цель: повторение, развитие вычислительных навыков.

Каждая группа выполняет свое задание. Учащиеся делятся на группы по цвету геометрического материала, который лежит на партах перед учащимися.

1 группа (фигуры красного цвета) выполняет задание, записанное на доске.

  • Найти значения.
  • Расположить в порядке возрастания.
  • Собрать слово.

А 60 + 40 = 100
Ф 240 : 6 = 40
Г 560 – 500 = 60
Р 15 . 6 = 90
У 560 : 8 = 70
И 25 . 2 = 50

Ответ: 40, 50, 60, 70, 90, 100 – Ф И Г У Р А

2 группа (фигуры зеленого цвета) работает в тетради № 2 над выполнением задания 7 на странице 4: сравнить, записать знаки больше, равно или меньше.

3 кг. 800 г. ___3 кг. 80 г.
215 л.____251л.
3м.____250 см.
2см. 8 мм.____28 мм.

3 группа (фигуры синего цвета) выполняет задания, записанные на доске.

199 + 1
300 – 1
500 + 200
500 – 200
150 + 50
150 – 50
368 – 68
358 – 300
7 . 9
5 . 8
4 . 9
7 . 7

Вопросы для беседы с третьей группой.

  • Прочитайте выражение на сложение и вычитание.
  • Что значит +1, – 1?
  • Как назвать числа 199, 368,68.

После выполнения заданий по группам подводится итог, отмечается хорошее выполнение заданий.

V. Подготовка к восприятию новой темы.

Беседа:

– Назовите, какие фигуры у вас на столе? (Геометрические многоугольники)

– Почему их так называют? (Много углов)

– Сегодня мы будем работать с многоугольниками, но особенными. А в чем их особенность, попробуйте догадаться сами.

VI. Новая тема.

Работа с учебником, стр. 71.

– Рассмотрите рисунок. Что увидели слева? (Окружность, многоугольники.)

– Кто из героев с нами работает? (Волк, заяц.)

– Сравните, что общего и чем отличаются эти многоугольники, в чем их особенность. (Заслушиваются варианты ответов).

– Сейчас внимание. Света читает вопрос на стр. 77. На каком чертеже все вершины пятиугольник лежат на окружности? Кто из героев ответил верно? (Заяц). Докажите.

– Что можно сказать о многоугольниках под   №№ 1, 2, 4. (Ввершины не лежат на окружности.)

– У многоугольника № 3 вершины лежат на окружности. Придумайте, как можно назвать такой многоугольник?

Дети называют варианты, учитель подводит к правильному выбору.

Вывод: многоугольник построен в окружности, его вписали в окружность, поэтому такой многоугольник называют вписанным. Вы правильно догадались, и мы с вами узнали новое математическое понятие. (учитель открывает слово, закрытое бумагой )

– Правильно ли мы вывели определение о вписанном многоугольнике. Давайте сравним с определением учебника. Откройте учебник на странице 78.

Чтение правила.

– Кто может повторить?

VII. Физкультминутка.

– Встать, описать носом треугольник, четырехугольник, окружность, многоугольник.

VIII. Закрепление новой темы.

Построение вписанных многоугольников. Выполнение № 297, стр. 78.

– Прочитайте задание.

– Как вписать треугольник в окружность? Кто сможет?

– С чего начнем выполнение?

– Давайте составим алгоритм:

  1. Нужно построить окружность с любым радиусом.
  2. Произвольно отметить точки на окружности.
  3. Соединить их последовательно с помощью линейки.

Выполнение задания: вписать четырехугольник в окружность и вписать шестиугольник в окружность. Двое детей работают на закрытой доске, остальные в тетради вписывают любой многоугольник в окружность. После выполнения осуществляется проверка выполнения задания учащимися на доске, задаются вопросы.

– Что построено?

– Как это было сделано?

– Как называется такая фигура?

Ученикам, работавшим у доски, выставляется оценка.

– У кого получились такие же многоугольники?

– Кто вписал другие многоугольники?

– Как называются такие многоугольники?

IX. Подведение итогов.

– Что нового мы узнали сегодня на уроке?

– Что помогло нам вывести понятие вписанных многоугольников?

– Еще раз обратите внимание на тему нашего урока. Как же правильно нужно вписать многоугольник в окружность? (Повторение алгоритма).

X. Домашнее задание.

Учитель поясняет, что домашнее задание выполняется по алгоритму, который был выведен на уроке. 1 и 2 группы выполняют № 300, 301(2); 3 группа – № 303, 301(1). По желанию предлагается сочинить сказку на тему "О чем могли говорить при встрече многоугольник и вписанный многоугольник".

XI. Самостоятельная работа.

Учащиеся на выбор выполняют № 298 или 299 (задание на изученную тему). Во время выполнения самостоятельной работы учитель оценивает учащихся по результатам урока.