Цели:
- Познакомить с понятием вписанный многоугольник.
- Формирование умения вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли этот многоугольник вписанным.
- Закрепить таблицу умножения.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, устную математическую речь.
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, взаимовыручки.
Оборудование: геометрический материал разного цвета, доска, учебник математики, тетради.
Слово вписанный закрыто бумагой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро:
При встрече здороваться:
"Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым птицам!"
Учитель обращает внимание на осанку детей. Учащиеся в тетрадях записывают число, прописывают показ – число 126.
II. Проверка домашнего задания.
Дома учащиеся должны были выполнить № 296, стр.
77. Задание: построить окружность с радиусом в 4
см., отметить на окружности 4 произвольные точки,
соединить их отрезками так, чтобы получился
четырехугольник, раскрасить его зеленым цветом.
Ученики обмениваются тетрадями, проверяют
работу соседа по парте. Во время взаимопроверки
учитель походит к отдельным учащимся, отмечает
лучшие работы.
III. Целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим понятием, будем учиться строить многоугольники в окружность, развивать вычислительные навыки, умение сравнивать, обобщать, работать в парах.
IV. Работа по группам.
Цель: повторение, развитие вычислительных навыков.
Каждая группа выполняет свое задание. Учащиеся делятся на группы по цвету геометрического материала, который лежит на партах перед учащимися.
1 группа (фигуры красного цвета) выполняет задание, записанное на доске.
- Найти значения.
- Расположить в порядке возрастания.
- Собрать слово.
А 60 + 40 = 100
Ф 240 : 6 = 40
Г 560 – 500 = 60
Р 15 . 6 = 90
У 560 : 8 = 70
И 25 . 2 = 50
Ответ: 40, 50, 60, 70, 90, 100 – Ф И Г У Р А
2 группа (фигуры зеленого цвета) работает в тетради № 2 над выполнением задания 7 на странице 4: сравнить, записать знаки больше, равно или меньше.
3 кг. 800 г. ___3 кг. 80 г.
215 л.____251л.
3м.____250 см.
2см. 8 мм.____28 мм.
3 группа (фигуры синего цвета) выполняет задания, записанные на доске.
199 + 1 300 – 1 500 + 200 500 – 200 |
150 + 50 150 – 50 368 – 68 358 – 300 |
7 . 9 5 . 8 4 . 9 7 . 7 |
Вопросы для беседы с третьей группой.
- Прочитайте выражение на сложение и вычитание.
- Что значит +1, – 1?
- Как назвать числа 199, 368,68.
После выполнения заданий по группам подводится итог, отмечается хорошее выполнение заданий.
V. Подготовка к восприятию новой темы.
Беседа:
– Назовите, какие фигуры у вас на столе? (Геометрические многоугольники)
– Почему их так называют? (Много углов)
– Сегодня мы будем работать с многоугольниками, но особенными. А в чем их особенность, попробуйте догадаться сами.
VI. Новая тема.
Работа с учебником, стр. 71.
– Рассмотрите рисунок. Что увидели слева? (Окружность, многоугольники.)
– Кто из героев с нами работает? (Волк, заяц.)
– Сравните, что общего и чем отличаются эти многоугольники, в чем их особенность. (Заслушиваются варианты ответов).
– Сейчас внимание. Света читает вопрос на стр. 77. На каком чертеже все вершины пятиугольник лежат на окружности? Кто из героев ответил верно? (Заяц). Докажите.
– Что можно сказать о многоугольниках под №№ 1, 2, 4. (Ввершины не лежат на окружности.)
– У многоугольника № 3 вершины лежат на окружности. Придумайте, как можно назвать такой многоугольник?
Дети называют варианты, учитель подводит к правильному выбору.
Вывод: многоугольник построен в окружности, его вписали в окружность, поэтому такой многоугольник называют вписанным. Вы правильно догадались, и мы с вами узнали новое математическое понятие. (учитель открывает слово, закрытое бумагой )
– Правильно ли мы вывели определение о вписанном многоугольнике. Давайте сравним с определением учебника. Откройте учебник на странице 78.
Чтение правила.
– Кто может повторить?
VII. Физкультминутка.
– Встать, описать носом треугольник, четырехугольник, окружность, многоугольник.
VIII. Закрепление новой темы.
Построение вписанных многоугольников. Выполнение № 297, стр. 78.
– Прочитайте задание.
– Как вписать треугольник в окружность? Кто сможет?
– С чего начнем выполнение?
– Давайте составим алгоритм:
- Нужно построить окружность с любым радиусом.
- Произвольно отметить точки на окружности.
- Соединить их последовательно с помощью линейки.
Выполнение задания: вписать четырехугольник в окружность и вписать шестиугольник в окружность. Двое детей работают на закрытой доске, остальные в тетради вписывают любой многоугольник в окружность. После выполнения осуществляется проверка выполнения задания учащимися на доске, задаются вопросы.
– Что построено?
– Как это было сделано?
– Как называется такая фигура?
Ученикам, работавшим у доски, выставляется оценка.
– У кого получились такие же многоугольники?
– Кто вписал другие многоугольники?
– Как называются такие многоугольники?
IX. Подведение итогов.
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Что помогло нам вывести понятие вписанных многоугольников?
– Еще раз обратите внимание на тему нашего урока. Как же правильно нужно вписать многоугольник в окружность? (Повторение алгоритма).
X. Домашнее задание.
Учитель поясняет, что домашнее задание выполняется по алгоритму, который был выведен на уроке. 1 и 2 группы выполняют № 300, 301(2); 3 группа – № 303, 301(1). По желанию предлагается сочинить сказку на тему "О чем могли говорить при встрече многоугольник и вписанный многоугольник".
XI. Самостоятельная работа.
Учащиеся на выбор выполняют № 298 или 299 (задание на изученную тему). Во время выполнения самостоятельной работы учитель оценивает учащихся по результатам урока.