Цель: вовлечение учащихся в эколого-просветительскую деятельность.
Задачи:
- закрепление знаний по изученному разделу “Антропогенное воздействие на растительный мир”;
- углубление знаний по теме “Сокращение лесов”;
- формирование умения работы в команде;
- совершенствование таких интеллектуальных умений, как анализ и обобщение полученного материала, способность излагать собственные мысли;
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие творческой активности учащихся.
Количество учащихся: не более 15 человек.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Оборудование:
- видеокассета “Сберечь диких зверей”, телевизор, видеомагнитофон;
- аудио магнитофон, кассета с записью спокойной, расслабляющей музыки;
- комнатное растение с жесткими листьями, например, монстера;
- лист ватмана, краски, фломастеры, карандаши.
Структура занятия:
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Выступления 1–2 подготовленных учащихся на тему “Роль лесов в жизни человека”.
Просмотр фрагмента видеофильма “Спасем диких животных”, в котором рассказывается о проблеме сокращения тропических лесов в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Педагог предлагает учащимся за круглым столом обсудить просмотренный фрагмент и высказать свои точки зрения. Обсуждаются следующие проблемы: как именно человек воздействует на лес напрямую (пожары, вырубка для нужд сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, строительство дорог, экоцид) и опосредованно (кислотные дожди, мелиорация). Затрагивается проблема деградации почв в результате сведения лесов. Приводятся следующие данные о скорости вырубки влажных тропических лесов: 20 га/мин – скорость вырубки лесов сегодня, а до введения обязательной сертификации древесины и проведения лесного аудита в середине 90-х гг., она составляла 32 га/мин. В Южной Америке на сегодняшний день вырублено 37% площади существующих здесь лесов, в Африке –52%, а в Юго-Восточной Азии – 60%.
Важно подвести учащихся к выводам:
- скорость вырубки лесов намного превышает скорость их естественного восстановления, следовательно, необходимо искусственное их восстановление, соотносимое по скорости с вырубкой. Сейчас скорости восстановления лесов неодинаковы в разных частях мира: в Азии и Африке восстановлению подлежит не более 15% площади вырубленного леса, а страны Европы восстанавливают в 5 раз больше леса, чем вырубают.
- “лес – это не только деревья”, т.е. экосистема леса достаточно сложна, в ней присутствуют и растительные и животные организмы, тесно связанные между собой. Нарушение этих связей ведет к гибели всего сообщества. Вырубка деревьев – разрушение местообитания животных;
- экоцид – осужденный мировым сообществом способ ведения войны, приводящий к полной деградации экосистемы и образованию “badland” – “плохих земель”, на которых в течение многих десятилетий не сможет восстановиться естественный растительный покров, а, соответственно, и животный мир;
- выброс в атмосферу CO2, SO2 и NOx, приводит к образованию кислотных дождей, которые негативно воздействуют на лесные экосистему – они могут вызвать генетические и видовые изменения растений;
Для более глубокого осознания проблемы (элемент глубинной экологии):
На середину стола ставится комнатное растение, всем учащимся предлагается прикоснуться к нему, подержать в руках с закрытыми глазами, в течение минуты. В это время включается спокойная, расслабляющая музыка.
После этого преподаватель просит каждого ученика высказать свои ощущения (оно прохладное, его приятно трогать, у него гладкие листья и т.п.).
Затем задаются вопросы:
- “А что же чувствует растение?” Каждый высказывает свою точку зрения. Педагог подводит детей к тому, что растению не очень хорошо от наших прикосновений.
- Что мы можем сделать, чтобы не было плохо этому растению? Ответы учащихся проецируются на более крупный объект – лес.
Предлагается высказать пути решения проблемы по сокращению площади лесов.
Общая линия обсуждения – что конкретно может сделать каждый из учеников, каждый человек?
Преподаватель подводит к мысли, что главное, что мы можем сейчас делать, это личный пример, участие в восстановлении лесов, просвещение населения в данном вопросе.
Итогом всего урока является изготовление плаката на тему “Спасите лес!”