Задачи:
- Развитие воображения, образной речи учащихся.
- Воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в художественном произведении.
- Воспитание эмоционально развитого читателя.
- Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
- Развитие коммуникативной культуры учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Давным-давно, когда я была такой же ученицей, как вы сейчас, прочла я одно стихотворение. Прошли годы – и вот встретилось оно мне вновь. И по-особенному взволновало… Я прочту вам его:
Как-то в летний полдень на корчевье
Повстречал я племя пней лесных.
Автобиографии деревьев
Кольцами написаны на них.Кольца, что росли из лета в лето,
Сосчитал я все до одного:
Это – зрелость дерева, вот это –
Юность тонкоствольная его.Ну, а детство где же?
В середину,
В самое заветное кольцо,
Спряталось и стало сердцевиной
Тонкое смешное деревцо.
– Ну, а детство где же? Прошло мое детство и сейчас, в свои зрелые годы, хочется мне познакомить вас с автором этих строк. Но прежде чем я назову его имя, запишите, каким вам представился этот человек.
Дети пишут каждый на своем листочке – их мнение выносится на доску.
- Наблюдательный;
- Добрый человек;
- Любящий природу;
- Немного грустный;
- Любящий детство;
- Ласковый;
- С доброй душой;
- Умный;
- Просто хороший человек;
- Мудрый;
- Жизнерадостный;
- Душевный;
– Вот таким он и был – замечательный поэт Валентин Берестов. Его стихи и будут сегодня звучать на нашей мастерской.
I
– Закройте глаза и вспомните, что лежит у вас в портфеле?
Открывается доска:
на обратной стороне каждого листа крепится авторское стихотворение про данный предмет.
– Откройте глаза, вы, наверное, подумали именно об этих предметах? А у В.Берестова есть целый цикл стихов, который так и называется – “У меня в портфеле”.
Каждая группа выбирает себе один лист, обратную сторону не смотрят.
– Запишите все, что связанно на ваш взгляд с этим словом.
Ученики пишут на листочках индивидуально.
– Ознакомьтесь с работами ребят в своей группе. Вот примерные ассоциации, возникшие у детей:
Школа Парта Портфель Листы бумаги Буквы Различные цвета Домашнее задание Картины |
Ученик Урок Дерево Страницы Учеба Настроение Закладка Книги |
– А теперь попробуйте, используя любую рифму, сочинить стишок о своем предмете.
Учащиеся работают в группах.
– Прочтите свои стихи. Вот такие сочинения получились у детей.
1 группа:
Дневник
Дневничок мой, дневничок,
Замечательный дружок.
По отметкам ты знаток,
Мой любимый дневничок.
2 группа:
Учебник
Буквы, цифры и слова
На земле живут не зря!
Потому что все они
Нам достаточно нужны!
3 группа:
Карандаш
Карандаш рисует ловко
На листе картины.
Удивительной сноровкой.
Обладает милый.
4 группа:
Резинка
У меня в портфеле
Синяя резинка.
Она стирает карандаш –
Была – и нет картинки.
5 группа:
Линейка
Линейка вышла погулять.
Один, два, три, четыре, пять.
Квадрат, трапеция, углы –
Все прямы, ровны, и строги.
– А теперь с обратной стороны возьмите авторский вариант и прочтите.
Читают вслух.
Дневник
В дневнике задание на дом
И стоят отметки рядом
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
Учебник.
Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
Карандаш
Я – малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Резинка
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа.
Линейка
Я – линейка. Прямота –
Главная моя черта.
– Как пишет Валентин Берестов свои стихи, что вы заметили?
Ответы детей записываются на доске: понятно, кратко, с юмором, подмечает особенности предмета, оживляет школьные предметы.
II
– На одной из прошлых мастерских мы с вами говорили о том, какие интересные картины можно увидеть в небе. В.Берестов тоже увидел картинки, но только не в небе, а … в луже. “Загляните-ка” и вы в лужу, запишите, что смогли в ней увидеть.
Пишут на листочках.
– Вот что “увидели” дети в луже:
- Свое отражение;
- Грязную воду;
- Дом;
- Траву;
- Плывущие облака;
- Свою рожицу и т.п.
Для каждой группы приготовлены карточки, их – четыре. Вот что дети получили:
1. В лужах картинки!
На первой – …2. Вторая картинка.
…3. Третья картинка.
…4. А на четвертой картинке:
…
– Сколько картинок увидел поэт? (Четыре). А нас пять групп. Что будем делать?
>Дети: Мы придумаем свою картинку, пятую.
Группы выбирают себе картинку и продолжают первую строчку данную на карточке. Надо видеть, с каким удовольствием работают ребята. Для них это забава, увлекательная и интересная.
– А теперь прочтем все стихотворение которое получилось у нас.
1 группа:
В лужах картинки.
На первой – машинки,
Летят по дороге –
Береги свои ноги.
2 группа:
Вторая картинка.
Мне видно лицо.
И жалко смотреть,
Как тает оно.
3 группа:
Третья картинка.
А в ней небеса.
Есть там полянка.
Плывут облака.
4 группа:
А на четвертой картинке –
Шкурки от апельсинки.
5 группа.
На пятой картинке
Вижу сирень,
Зеленую травку
И солнца тень.
– Ознакомьтесь с авторским вариантом:
Картинки в лужах
В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.А на четвертой
Картинке
Я промочил
Ботинки.
Ребята улыбаются, особенно им понравилась четвертая картинка. К особенностям поэтического таланта В. Берестова добавляется: неожиданная концовка, пишет как мальчишка.
– Да, вы верно подметили: лирический герой Берестова – это мальчишка, умеющий рассуждать по-взрослому, и взрослый, не утративший свежесть детских чувств и впечатлений.
III
– А каким чувством наполнились ваши сердца от стихов В. Берестова?
Дети: Чувством легкости, веселья, чего-то светлого, радости…
– Да, именно радость дарит нам поэт. Он как-то особо относится к этому чувству и даже написал стихотворение, которое так и называется “Радость”.
У детей на столах вразброс отдельные строчки этого стихотворения, они читают их, слушают товарищей в группе и недоумевают. Теперь я вызываю по одному человеку с карточкой № 1, 2…, 9. Ребята вслух начинают читать.
Радость |
|
1. Радость пробежала по дорожке. | 1 |
2. Радость распахнула все окошки. | 2 |
3. Радуется клен, что он силен – Радугу на ветке держит он. |
3 |
4. Рады зайцы, что спугнули волка. | 4 |
5. Новым шишкам радуется елка. | 5 |
6. Разбудите, дети, всех людей! | 6 |
7. Радость запрягает лошадей. | 7 |
8. Надевайте лучшие одежки. | 8 |
9. Радость распахнула все окошки! | 9 |
– Мне остается только пожелать всем нам, чтобы радость чаще пробегала по нашей дорожке и заглядывала в наши окошки!