Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Предлог"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с предлогом как служебной частью речи;
  • учить правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи.

Ход урока:

1. На доске: На зеленой траве блеснула капля росы.

  1. Прочитайте запись на доске. Докажите, что записано предложение. Назовите все "ошибкоопасные" места в предложении. Спишите.

2. На доске: Солнышко тихо встает _____ поля.

- Прочитайте то, что записано во второй строчке. Можно ли эту запись назвать предложением? Что нужно изменить, чтобы из этой группы слов получилось предложение?(Можно изменить окончание и добавить слово над: Солнышко тихо встаёт над полем. А можно добавить слово из-за: Солнышко тихо встаёт из-за поля. Дети могут привести и другие варианты – все их нужно рассмотреть).

- До сих пор слово над, так же, как и слова у, на, под, из-за …, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.

3. Тема урока: Предлоги. Мы научимся определять место предлога, правильно записывать предлоги с другими словами. Слово “предлог” с латинского языка означает "стоящий перед словом": "пред" - перед; "логос" – слово.

- Найдите предлог в первом предложении (на). Как написан предлог со следующим словом? А во втором предложении? (Тоже раздельно). Сравните свои наблюдения с правилом учебника.Формулировка правила.

4. Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Но он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом. (Работа по составлению схем: ? - слово, O- предлог).

Расположите предлог так, чтобы было понятно его значение.

Результат работы детей может быть таким:<Рисунок 1>

- Придумайте словосочетания с этими предлогами.

Запись самых интересных словосочетаний, закрепление правила.

5. На доске словосочетания:

Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
Заяц без хвоста;
Устный счет до ста;
В гости к дяде Коле;
Рассказать о школе.

- Выпишите только предлоги.

(Проверка работы).

6. Употребите предлоги правильно. Работа в группах (по 2-3 человека).

Задание для каждой группы: вставьте предлоги.

1 группа

Я утра лесу гуляю,
росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
березку и мох,
малину, ежевику,
ежа и ежиху,
которой ежат
Все иголочки дрожат.

2 группа

Это нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки кармане,
Скачут самого утра.
дворе и бульваре,
переулке и саду,
И каждом тротуаре
прохожих виду.

3 группа

Алеша рад: пришла весна,
саду тепло и сухо
И классе окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал мухой наблюдать.
окно она влетела,
Она то сядет тетрадь,
То кусочек мела.

7. Физкультминутка.

Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише! Тише! Тишина в нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он:
Про зефир, про мармелад,
И про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье,
И про торты, про печенье.
Добрый Гена - крокодил всех на праздник пригласил.
Он детишек угощает и на танец приглашает.

- Какие предлоги услышали?

8. На доске: Муравьи, в, гнезда, к, грозе, прячутся.

- Найдите место предлога (живая схема).

- Кто из детей изображает предлоги, какие?

9. Самостоятельная работа. Запись под диктовку с последующей взаимопроверкой:

над гаражом, без карандаша, из вишни, о теплой погоде, за серым слоном.

10. Итог урока.

- Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них в русском языке? Проверьте дома.