При анализе содержания учебников по биологии была выявлена их недостаточная экологическая направленность. В этой связи целесообразной является разработка факультатива “Экологические игры”.
Под определением “игра” понимают форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание об усвоение общественного опыта. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Характерной особенностью игры является её двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер. Двуплановость обуславливает развивающий эффект игры.
Игра является своеобразным проводником в мир экологии, позволяет учащимся по-другому взглянуть на мир вокруг них. Занятия проходят в доверительных отношениях. Общение друг с другом на природе также является немаловажным аспектом в работе. Учащиеся с удовольствием принимают участие в играх на природе, воображая себя в роли её объектов. Экологический театр также является одной из многочисленных форм игры. Только учащиеся теперь уже используют элементы игры на сцене, создавая новые образы в постановках. Ребята с лёгкостью перевоплощаются в обитателей различных экологических ниш. Театр – это ещё одно средство выражения себя, как участника игры на сцене.
Предварительно изучив новый материал, необходимо правильно организовать деятельность учащихся в нужное русло на практике. Например, после изучения темы “Круговорот воды”, учащиеся в экологической игре “Путешествие капельки” прослеживают процесс круговорота воды в природе. Узнавание обитателей леса, их поведение и повадки в естественных условиях угадываются посредствам инсценирования постановок с экологической направленностью. Замечательно выступили ребята экологической постановке “Заповедник”.
Цель: с помощью существующих нестандартных форм обучения, которые могли бы задеть чувственную сферу ученика, привить экологические умения и навыки, и сначала на уровне эмоций, а затем логически сформулировать знания и организовать поисковую деятельность.
Важное место в изучении экологии в школе занимает вопрос об отношениях организмов в составе экосистемы. В настоящее время становится очевидным, что в любом естественном сообществе кроме антагонистических отношений (конкуренция, хищничество, паразитизм) существует множество позитивных связей, которые способствуют поддержанию экологического равновесия. Среди этих связей центральное место занимает мутуализм – взаимовыгодные отношения между разными видами. Мутуализм может быть "жестким" или "мягким". В первом случае сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров (они связаны отношениями коадаптации), во втором отношения более или менее факультативны (это называется протокооперацией).
Предлагаем вам сценарий экологической постановки “Заповедник”. Перед началом учащимся даётся задание проследить взаимоотношения между живыми организмами и выделить биоэкологические термины для дальнейшего обсуждения.
Автор:
В лесу, на солнечной опушке,
Посредством диктора Кукушки,
Медведь зверей всех пригласил
И им указ свой огласил:
Кукушка:
От пернатого информбюро
АОЗТ “Минбиозоофитоисполкома”
Передаю экстренное сообщение.
Медведь:
Мне сорока донесла,
Чтобы ждали мы посла.
Из далёкой заграницы
То ли Рима или Ниццы.
Нужно всё здесь показать
И мусор весь этот прибрать,
Развели тут вишь бардак,
Здесь заповедник, али как?!
Чтобы завтра всё блестело
В общем, быстро все за дело!
Автор:
Все по норам разбрелись
И за уборку все взялись.
Чтоб в лесу всё чисто было
Все за дело принялись.
Медведь всю ночь бродил, не спал,
Под каждой ёлкой проверял.
Чтоб в округе ни соринки,
Чтоб иностранец не серчал.
А рано утром на опушке весь лесной народ шумит
Медведь зевает, серый волк рычит,
Лиса подводит бровь, безрогий лось жуёт,
А ультралевый ёжик с транспарантом на весь лес орёт.
Ёжик:
Даёшь охрану леса!!! И прогресс!!!
И ёжиков даёшь живой привес!!!
Медведь:
Опять колючий баламутит мне народ,
Тут иностранный гость должён прибыть вот-вот!
Волк: Ну, колючий, я тебя побрею!
Медведь: Ой, кто за ёлками идёт?
Автор:
А в это время шёл по лесу рыжий Кот,
Он эмигрировал из дома
И куда глаза глядят, идёт.
Медведь: Ну-ка, быстро по местам.
Волк: А то щас всем по шее дам!
Медведь:
Эй, кто глазастый, поглядите
И иностранца опишите.
Кукушка:
Усы торчком и длинный хвост.
Это не дятел и не дрозд.
Лось:
И вообще он не пернатый,
Может быть мелко рогатый?
Так опять же – нет копыт
Какого класса этот вид?
Лиса:
Ну-ка, отодвинься, лось
И умничать тут брось.
Ты ж в биологии дуб дубом,
Иди и жуй, вон, жимолость.
Какая стать, какой окрас,
Сознанье потеряю щас!
Он похож на нашу рысь…
Медведь:
Ну-ка, все отсюда брысь!
Здрасьте Вам, располагайтесь,
К биоценозу приобщайтесь.
Лиса: Бон Жур Вам!
Волк: Хау дую ду?
Кот: Что вы имеете в виду?
Ёжик:
Проблема леса всем известна,
Имеет место повсеместно,
Нарушен в целом биотоп.
Волк: Колючий, щас получишь в лоб!
Лиса:
Я понимаю, Вы устали,
Наверно, долго к нам шагали?
Медведь:
Честь имею, я – медведь,
Контролирую я сеть
Заповедников, лесов,
Зверей всех, вплоть до грызунов.
Мы Вам, конечно, очень рады
Вот приготовили доклады
О состоянии популяций,
Об экологии в них вкратце.
Проблем особых с этим нет.
Ну, а после на банкет.
Автор:
Встретили Кота как надо,
Зачитали все доклады.
По заповеднику прошли
И недочётов не нашли.
А из далёких южных стран
Летел учёный Пеликан.
Он настоящим был послом,
При нём был Сороса диплом.
Пеликан:
Здравствуйте, я Пеликан.
Я прилетел из южных стран,
У меня есть к Вам вопрос:
“Устойчив ли биоценоз?”
Ёжик:
С биоценозом, как всегда
У нас в лесу прямо беда:
Хищничество, паразитизм,
Мутуализм, комменсализм.
Пеликан: В среде нарушена константа?
Ёжик:
Уже рождаются мутанты!!!
Тут консументы, редуценты.
Ну, и прочие моменты.
Волк:
Если этот пеликан
Прибыл к нам из дальних стран,
Тогда кто же этот зверь?!
И что нам делать с ним теперь?
Кот:
Я давно хотел сказать,
Ни какая я, ни знать.
Я простой домашний кот.
Заблудился я и вот…
Все: Домашний?
Кот:
И что же для меня теперь
Закрыты в заповедник двери?
Какие ж вы животные?
Вы ЗВЕРИ!!!
Автор:
После бесконечных споров,
После долгих разговоров,
За наличием хвоста
Звери приняли Кота.
Теперь в цепях он пищевых,
Никак не нарушая их,
И при наличии клыков,
Он истребляет грызунов.
После просмотра предлагается обсудить, заданные ранее вопросы и проанализировать биоэкологические термины.
Вопросы для обсуждения:
- Правильно ли создавать туристическую зону в заповеднике?
- Причина появления мусора в заповеднике и могут ли ей противостоять животные?
- Предложите трофическую цепь на территории заповедника.
- Как вы думаете, в состоянии ли домашнее животное стать одним из обитателей заповедника?
- Представителем, какой экологической организации мог бы являться Ёжик? Что вы знаете о деятельности подобных организаций?