"Александр Данилович Меншиков – сподвижник императора Петра Великого, основатель Ораниенбаума"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Ораниенбаум – любимая загородная летняя резиденция светлейшего князя Меншикова. Но основание ее неразрывно связано с историей России и с кипучей деятельностью князя.

Вернемся в XVII-XVIII вв. Окинем взглядом панораму событий, происходивших в России в бурные годы петровских преобразований. Это поможет нам представить обстановку в которой протекала кипучая жизнь нашего героя.

Перед Россией тогда стояла задача первостепенной важности – закрепиться на Балтийском море. Еще отец Петра, царь Алексей Михайлович, пытался возвратить отнятые шведами в годы польско-шведской интервенции в начале XVII в. земли в устье Невы, но цели не достиг – в 1661 г. пришлось заключить Кардисский мир, оставляющий за Швецией захваченную территорию.

Русское государство еще с середины XVI в. располагало единственным портом, обеспечивающим морской путь в Европу. Это был Архангельск. Но этот порт имел множество неудобств:

  1. Отдаленность от экономического и политического центра страны.
  2. Путь в Европу через Белое, Баренцево и Северное моря был вдвое больше расстояния, чем если идти через Балтийское море.
  3. Путь по северным морям был более опасным: свирепые штормы и айсберги приводили к гибели кораблей.
  4. Короткий навигационный период северных морей.

Сначала внимание Петра I привлекали южные моря – Азовское и Черное, которыми владела Османская империя. Но дипломатические переговоры Великого посольства по организации антиосманской коалиции закончились неудачей, и Петру пришлось круто менять внешний политический курс – вместо борьбы за выход к южным морям начать утверждение России на Балтике. Швеция тогда занимала весь Скандинавский полуостров и страны Балтии. Шведская армия считалась самой боеспособной и сильной армией в Европе.

В 1700 г. возник Северный союз, куда входили, кроме России, Дания и Саксония, начавшие военные действия против Швеции.

Битва 19 октября 1700 г. под Нарвой завершилась полным поражением русских войск.

Карл XII, полагая, что Россия после такого потрясения быстро не оправится, направляет свои войска против Саксонии.

Время, “отпущенное” Карлом XII, Петр использовал лучшим образом. Вспоминая поражение под Нарвой, он писал, что Нарва “леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила”.

И с конца 1701 г. русская армия начала одерживать победы.

Это и Нотебург, Дерпт и Нарва, победа у Лесной, знаменитая Полтавская виктория, Рига, Ревель, Кексгольм, Выборг, Померания, первые морские победы русского флота у мыса Гангут и Гренгам.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадский мир.

Сенат в знак признания заслуг Петра в войне поднес ему титул императора. Россия обрела статус морской державы и стала именоваться империей.

Цель войны была достигнута – Россия не только овладела выходом к Балтийскому морю, но и обеспечила безопасность “Парадиза” - Петербурга, как царь называл основанный город.

Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. Поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, вырезывающим новый шрифт, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.

Этим занятиям, а их число можно увеличивать многократно, царь придавал большое значение.

А.С. Пушкин писал о нем: “… на троне вечный был работник”.

Волонтеру Неплюеву И.Н, по его воспоминаниям, Петр Алексеевич сказал, показывая натруженные руки: “Трудиться надобно, братец. Я и царь ваш, а руки в мозолях!.. Кто из вас хочет быть первым, тот - будь всем слуга”.

Необыкновенного царя окружали необыкновенные соратники.

Одна их граней дарования Петра Великого состояла в умении угадывать таланты, выбирать соратников. Петр умел на только угадывать таланты, но и использовать их на поприще, где они могли оказаться наиболее полезными.

Среди этих талантливых людей первое место справедливо занимает А.Д. Меншиков.

В 1726 г. при Екатерине I титул князя выглядел так: “светлейший Римского и Российского государств князь и герцох Ижорский, ее императорского величества всероссийского рейхсмаршал и над войсками командующий генерал фельтмаршал, тайный действительный советник, Государственной военной коллегии президент, генерал-губернатор губернии Санкт-Питербурхской, от флота всероссийского вице-адмирал белого флага, кавалер орденов св. апостола Андрея, Слона, Белого и Черного орлов и св. Александра Невского, и подполковник Преображенский лейб-гвардии, и полковник над тремя полками, капитан-компании бомбардир Александр Данилович Меншиков”.

Что же за человек был А.Д. Меншиков? Какого его происхождение?

Существует множество версий о происхождении Александра Даниловича, но самым достоверным остается факт, что Александр Меншиков добывал хлеб насущный торговлей пирогами. Остроумие и находчивость мальчика, ровесника царя, понравились Петру, он велел его вымыть и одеть, чтобы определить к себе пажом. С тех пор Петр стал неразлучен с Меншиковым, Приятель царя, одаренный способностями мгновенно все схватывать, стал быстро возвышаться.

Александр Меншиков, начав путь пажом Петра, побыв солдатом его потешной роты, становится в дальнейшем самым близким и незаменимым для царя человеком.

Среди волонтеров, отправившихся в 1697 г. за границу для обучения кораблестроению, Александр Меншиков стоит первым в списке десятка, который возглавлял десятник Петр Михайлов – царь. Меншиков не расставался с ним ни на минуту. Вместе с Петром он работал на верфи Ост-Индской кампании в Голландии, одновременно с ним получил от корабельного мастера аттестат, удостоверявший, что он овладел специальностью плотника-кораблестроителя. Затем Англия – обучение инженерному искусству кораблестроения. Меншиков входил в состав Великого посольства, присутствовал на торжественных приемах, осматривал достопримечательности столиц западноевропейских стран – арсеналы, монетные дворы, кунсткамеры, промышленные предприятия, учебные заведения. Как и Петр, он жадно впитывал увиденное, с поразительной легкостью усваивал азы артиллерийского дела, фортификации, кораблестроения. Это была практическая школа, расширявшая кругозор Александра, в детские годы не получившего никакого образования.

Александр Данилович был неразлучен с Петром во всех делах. Важнейшим делом для России тогда была Северная война.

Осень 1702 г. – осада Нотебурга. Здесь впервые проявляются военные дарования Меншикова. Известно, что осада и штурм крепости сопровождались огромными потерями русских войск. Отчаявшись в успешном завершении штурма, Петр дает команду о его прекращении, но в суматохе сражения посыльный никак не может добраться до руководящего штурмом князя Михаила Голицына. В этот критический момент поручик Меншиков приводит помощь. Подоспевшие свежие силы определили успех – гарнизон крепости капитулировал. Крепость переименовывают в Шлиссельбург (Ключ-город).

Царь уезжает, оставляя Меншикова губернатором. Входя в курс дел, Александр Данилович накапливал опыт администратора и военачальника. Уже в эти годы его письма к царю или распоряжения к подчиненным отличались деловитостью и лаконичностью – в них нет ни одного лишнего слова.

Поражает превосходное знание Александром Даниловичем обстановки в вверенных ему делах. Петр был всем доволен. Так царский слуга постепенно становится соратником царя.

Следующий этап Северной войны – изгнание неприятеля по всему течению Невы.

Роль Меншикова была заметна не только в подготовке кампании, но и непосредственно в военных действиях.

Александр Данилович дважды отличился в сражениях. Одно из них произошло в устье Невы, вскоре после овладения крепостью Ниеншанц. Шведский адмирал Нумерс, не зная, что Ниеншанц пал, вошел с отрядом кораблей в устье реки. Два корабля бросили якорь вблизи крепости.

В предрассветном тумане 7 мая 1703 г. от берега отчалило 30 лодок с солдатами, половиной их командовал Петр Алексеевич, другой – Меншиков. Подкравшись к кораблям, атаковавшие взяли их на абордаж, и в считанные минуты завершили операцию.

Петр ликовал – это была первая морская победа. Он и Меншиков были пожалованы орденами Андрея Первозванного.

Меншиков принимает участие во всех военных действиях и параллельно занимается административной работой, являясь губернатором.

С утра до ночи Александр Данилович в непрерывных заботах, его высокую фигуру можно было увидеть на болварках спешно возводимой Петропавловской крепости, в Адмиралтействе, за распределением на строительные работы крестьян и горожан, в полках, охранявших подступы к новому городу, на Олонецкой верфи. Расторопный Меншиков поспевал всюду.

Царь нуждался в советах Александра Даниловича, что видно по переписке. Меншикову царь повелевал также как и прочим подданным. Но приказы Петра Данилычу напоминают скорее просьбы – в них отсутствуют угрозы за невыполнение, нет в них и повелительного тона, характерного для посланий Петра другим лицам.

Царь был уверен, и эта уверенность подтверждалась повседневно, что Меншиков, если потребуется, сделает больше, чем ему поручено, и будет действовать смело и энергично, проявляя собственную смекалку.

Раньше они были неразлучны: участвовали во всех военных действиях вместе. Теперь Петр доверяет своему “товарищу” действовать самостоятельно.

В 1704 г. Александр Данилович Меншиков руководит операцией взятия Нарвы, в июле 1704 г. организует отпор шведскому десанту у Петербурга, с таким же успехом отбили шведов у Котлина.

За умелые действия Петр присвоил губернатору чин генерал-поручика.

Затем Александр Данилович назначен в Польшу, где разворачиваются военные действия с войсками самого Карла XII, в качестве командующего русской кавалерией. За победы он получает от Августа II орден Белого Орла, от австрийского императора – диплом князя Святейшей Римской Империи.

Меншиков становится светлейшим князем.

1705 г. – за военные успехи в Польше ему пожалован первый в России чин генерала от кавалерии.

Важнейшая в Северной войне победа при Калише. Полное бездействие союзников-поляков. Победоносный исход сражения определили русские войска и энергичные действия светлейшего князя. В сражении он блеснул и полководческими дарованиями и личной отвагой.

Трудно переоценить роль Александра Даниловича в Полтавской виктории.

Все самые яркие страницы истории Северной войны в предполтавский и полтавский периоды написаны при активнейшем участии князя Меншикова: Шлиссельбург, Нарва, Калиш, Батурин, Полтава, Переволочна. Никого из соратников Петра нельзя поставить на одну ступень со светлейшим князем по вкладу, лично внесенному в разгром шведов. “Преславная виктория” под Полтавой коренным образом изменила внешнее политическое положение России. После Полтавы царь пожаловал Меншикову чин второго фельдмаршала и новые владения. По числу крепостных Меншиков стал вторым после царя душевладельцев в России.

19 декабря 1709 г. Меншиков участвует в грандиозном параде победителей в Москве. Значение его подчеркивалось тем, что он ехал верхом на коне чуть сзади Петра.

Мы рассказали вам лишь первый период жизни Александра Даниловича. Неоценимы его заслуги в деле преобразования России, при строительстве новой столицы.

Самым близким человеком Александра Даниловича была его жена. В письмах к главе семьи она писала: “ Радость моя, государь, князь Александр Данилович”. Слова обращения князя к жене хотя и менялись, но оставались нежными и ласковыми: “Княгиня Дарья Михайловна, мой друг, о Господи, здравствуй! Моя от сердца любезнейшая и друг мой, Княгиня Дарья Михайловна, о Господи, многолетно здравствуй”.

После 20 лет супружеской жизни, можно было ожидать охлаждения или разочарования друг другом, но Александр Данилович, однако, в обращении к жене продолжает вкладывать всю полноту чувств, где нежность соперничала с уважением. В 1726 году он писал: “Друг мой, вселюбезнейшая светлейшая княгиня Дарья Михайловна, многолетно и благополучно купно с детьми и с Варварой Михайловной, о Господи, радуюсь, здравствуй “.

Дарья Михайловна не принадлежала к числу жен, одолеваемых безграничным честолюбием и готовых вторгаться в служебные дела своих супругов, действовать за их спиной и их именем, и с женской ловкостью умевших плести интриги. Она помогала главе семье держаться на плаву и преодолевать все превратности коварной судьбы. Для Дарьи Михайловны семейный очаг был всем смыслом существования, она создавала домашний уют, хлопотала об удобстве и безопасности супруга, была поглощена воспитанием детей. Малозаметная в сфере служебных дел князя, Дарья Михайловна становилась настойчивой и энергичной, когда дело касалось его безопасности и здоровья. Зная горячность своего Александра Даниловича, его стремление быть в гуще событий, где бы они ни происходили: на театре войны, в столичном городе Петербурге или в часы застолья с безмерным употреблением горячительных напитков, Дарья Михайловна свою задачу видела в том, чтобы предостеречь не знавшего меры супруга от беды: шальной пули, укола шпаги во время стычки с неприятелем, бесшабашного пьянства, и, наконец, невзгод походной жизни.

По завоевании Ингерманландии Петр Великий почти все лучшие земли раздал своим приближенным. Как самый близкий к царю, Александр Данилович Меншиков, получил самую большую часть, почти 1 / 11 всей завоеванной земли.В эту часть входили два города - Ямбург и Копорье, и множество мыз, в числе которых, одна финская деревушка напротив Кронштадта, на берегу Финского залива при реке Кароста. Возвышенное положение, на котором стояла деревушка пленило Меншикова, и в 1714 году он здесь заложил загородный дом, развел при нем большой сад с фонтанами, водопадами, оранжереями, зверинцами, назвав усадьбу Ораниенбаумом.

Дворец Меншикова стоял на возвышенной террасе, каменные палаты князя состояли из главного корпуса и двух павильонов, соединенных с ними полукруглыми крутыми колоннадами, в одном из павильонов была домовая церковь, другой носил название Японской залы. Внизу лежали болота, поросшие ольхой и камышом, сообщения с морем не было, низменный болотистый, покрытый высокой травой берег тянулся на версту.

Для отвращения этого неудобства Меншиков прорыл канал к морю длиной в 222 сажени и шириной 5 сажен. Существует предание, что как заложение усадьбу, так и прорытие канала было сделано князем по просьбе Екатерины 1. Император Петр Великий, любя морские прогулки, часто на небольшом судне пускался в Кронштадт в бурную погоду. Государыня, имея в виду опасность от таких частых прогулок, упросила А. Д. Меншикова построить дом на пути к Кронштадту, зная, что Петр не применет заезжать к Меншикову и от него уже будет возвращаться берегом на лошадях.

Ораниенбаум был любимым загородным дворцом Меншикова - здесь в эпоху своего могущества он давал великолепные праздненства для двора. В эти праздники здесь бывали даже Петр 1 с Екатериной I, а также Феофан Прокопович, Федор Апраксин, Гавриил Головкин, Андрей Остерман и князь Дмитрий Голицын.

После ссылки светлейшего князя в декабре 1727 года, последовал указ: все вотчины поместья князя описать на его императорское величество и ведать землями Канцелярии от строений.

8 сентября 1727 года был подписан указ о домашнем аресте Меншикова, а затем о ссылке его в крепость Ранненбург(близ Воронежа) с конфискацией имущества и лишения всех чинов и наград. В Ранненбурге Меншиков не раз подвергался допросам: его пытались обвинить в государственной измене в пользу Швеции, но он опроверг все обвинения. Целью допросов было и получение информации о спрятанных сокровищах бывшего князя; однако обнаружить их не удалось. Но и без того общая сумма имущества и денег Александра Даниловича составляла около 400 000 рублей – колоссальное по тем временам богатство. В апреле 1728 года, опасаясь заговора с целью освобождения князя, правительство издало указ о ссылке его глухой сибирский город Березов.

По дороге в Березов скончалась жена Александра Даниловича, Дарья Михайловна, урожденная Арсеньева.

По свидетельству современников, ссылка не сломила дух Меншикова: бывший царский вельможа вел себя достойно. Роскошные парики и камзолы он сменил на простую мужицкую одежду, оброс бородой. Одному из бывших из своих подчиненных – офицеру, сначала не узнавшему его, - Меншиков сказал: “Я теперь бедный мужик, каким я родился. Господь, возведший меня на высоту суетного величия человеческого, низвел меня в мое первобытное состояние”.

Закончил светлейший князь свою жизнь с топором в руках, с чего и начинал свою умопомрачительную карьеру. Умению владеть топором он обучился на Саардамской верфи. В Березове ему эти навыки пригодились, чтобы построить церковь, в которой он служил дьячком, говорил проповеди, в которых рассказывал поучительные истории из своей жизни, часто повторяя слова священного писания “Благо, смирил меня Господь”.

В Березове умерла от оспы старшая дочь Александра Даниловича, Мария, а его младшие дети – сын Александр и дочь Александра, после смерти отца, в 1729 году были возвращены из ссылки.

А.Д. Меншиков умер 12 ноября 1729 года и был похоронен у алтаря сооруженной им церкви.

Впоследствии могила светлейшего князя затерялась, но память о нем жива до сих пор.

Мы проследили основные вехи в жизни Александра Даниловича Меншикова. Необычным был путь восхождения его к могуществу, славе и богатству – пирожник стал вторым лицом в государстве. Незаурядными были дарования этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административном поприщах. Не оставляют равнодушным падение князя, последние годы жизни, проведенные в полной безвестности в далеком Березове. Среди сподвижников царя А.Д.Меншиков занимает особое место и по талантам, и по реальному вкладу в преобразования.

Заслуги светлейшего князя Меншикова в преобразовательных начинаниях Петра Великого вряд ли можно переоценить. Даже если бы эти заслуги ограничивались только воинскими подвигами князя, то простого перечисления достаточно, чтобы увековечить его имя: Калиш, Лесная, Батурин, Полтава, Переволочна, Штеттин – вот главные победы князя в Северной войне. Если в двух из них (Лесная и Полтава) он делил радость триумфа с Петром Великим, то в остальных он руководил операциями самостоятельно, показав при этом недюжинные способности военачальника. Но он проявил себя не только на поле брани, но и как крупный государственный деятель.

Список использованной литературы:

  1. Город Ломоносов (Ораниенбаум). Госиздат “Искусство” - М., 1954.
  2. “Ломоносов” - Лениздат, 1986.
  3. Петр Великий, Меншиков, Воронцовы, Дашковы, Сперанские. Библиографическая библиотека Ф. Павленкова - Глория. Кристалл, СПб, 1998.
  4. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга - СПб, Лениздат, 1996.
  5. Павленко Н.И. Меншиков. Полудержавный властелин- М., Молодая гвардия, 1999.
  6. Раскин А. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли 18 века - Л-д., 1979.
  7. Кючарианц Д.А. Художественные памятники города Ломоносова - Л-д., 1985.