Информатизация системы управления образования должна обеспечивать оперативное представление и использование данных в различных направлениях деятельности и характеристиках многоуровневого непрерывного образования. Сегодня каждый управленец в гимназии делает свой объем работы на компьютере. Никто не снимает с них управленческих решений и не перекладывает все на информатику, но именно благодаря компьютеру руководитель обеспечен всей оперативной и точной информацией, а значит, и решения принимаются адекватные, при возникшей необходимости – корригирующие.
На основании плана работы гимназии на текущий учебный год составляется месячная циклограмма мероприятий для всех завучей. Я взяла для примера циклограмму на октябрь-месяц (Приложение 1). Можно кликнуть на любое мероприятие и открыть соответствующий документ. Например, я посетила несколько уроков 21 и 22 октября. Кликнув на “посещение”, открываем шаблон матричного анализа уроков, например, математиков Кирилловой Н.А. (Приложение 2) и Т.Д.Овчинниковой (Приложение 3). Матричный анализ данных уроков позволяет сделать вывод, а прилагаемая диаграмма наглядно демонстрирует, что уроки проведены на достаточно высоком уровне (средняя сумма баллов по восьми параметрам составляет более трех баллов из четырех). Далее, поскольку я посещала уроки 10б и 10в классов, можно поднять справку о целодневном посещении уроков данных классов.
Октябрь – месяц, завершающий первую четверть.
Следовательно, в конце месяца завуч начинает
принимать отчеты классных руководителей и
учителей-предметников. Восстанавливаем отчет
классного руководителя.
Все шаблоны отчетов разработаны в гимназии.
Открывается шаблон “Итоги 1 четверти 2004/2005
учебного года” (Приложение 4).
Данный документ заполняется на основании
шаблонов-отчетов каждого класса. Вот отчет 6а
класса (Приложение 5). В таблице
наглядно просматриваются данные по количеству
обучающихся в классе, количеству успевающих,
отличников, учащихся, закончивших первую
четверть с одной четверкой и одной тройкой (наш
резерв обучающихся выше базового уровня),
количество обучающихся, показавших знания ниже
базового уровня. Примечания помогают
восстановить фамилии и предметы. По результатам
качества и степени обученности выстраивается
диаграмма, демонстрирующая успехи класса. Готова
диаграмма и для следующих четвертей: при
внесении данных растут столбики КОУ и СОУ. Я не
вношу сама данные в сводную ведомость “Итоги 1
четверти”. Благодаря программе таблица
заполняется сама. Показатели качества и степени
обученности мы можем сравнить с прошлым и
позапрошлым годом, а также с первой четвертью
прошлого года. Хотя, возможно, это сравнение в
данном случае не может считаться корректным и не
дает чистую картину, так как в этом году у нас
отсутствует параллель пятых классов.
Шаблон-отчет по успеваемости (Приложение 6), как и отчеты классных руководителей, заполняется учителями-предметниками на бумажном носителе, потом эти данные вносятся мной в компьютер в том случае, если в предметный кабинет не оснащен компьютером или не подключен к школьной локальной сети. Если учитель имеет компьютер и локальную сеть в кабинете, он представляет отчетную информацию в электронном варианте.
Здесь вносятся данные по количеству пятерок, четверок, троек и двоек, качество и степень обученности по каждому классу, а также у учителя в целом (за первую четверть считает компьютер).
Аналогичным образом заполняется шаблон по результатам срезов знаний (Приложение 7).
Часто наши выступления на педагогических советах, родительских собраниях и других мероприятиях сопровождается демонстрацией компьютерной презентации на соответствующую тему. Например, свой отчет работы за 2003/2004 учебный год (аналогичная структура отчета существовала и в 2002/2003 учебном году) я разделила по направлениям, и в каждом направлении создала три документа: документ Microsoft Ecxel, где я строила таблицы и графики, презентацию в Power Point, куда я размещала эти графики на слайдах, и обычный вербальный отчет в Microsoft Word. В презентации по итоговой аттестации на первом слайде сравнивается качество итоговой аттестации выпускников девятых и одиннадцатых классов за прошедший и предыдущий учебный год (Приложение 8), далее представлен выбор экзаменов (Приложения 9 и 10) и распределение по формам экзаменов (Приложения 11 и 12).
Анализ деятельности гимназии за прошедший год представлена в презентации по успеваемости, состоящей из 24 слайдов. Слайд “Количество обучающихся” (Приложение 13) демонстрирует отрицательную динамику, однако это не является для нас предметом огорчения, учитывая демографический спад и соответственно меньшую наполняемость классов (количество классов за представленные годы не менялось). Соответственно, отрицательная динамика наблюдается в количестве детей, освоивших образовательные программы на уровне обязательной подготовки, определенной требованиями стандарта и выше (Приложение 14). При этом прошлый учебный год нарушил естественную отрицательную динамику обучающихся выше базового уровня (Приложение 16). Причины этого явления я затрону в своем выступлении чуть позже. О том же говорят и данные по динамике качества обученности за четыре года (Приложение 18).
К сожалению, растет резерв, а не количество обучающихся на “5” (Приложение 15), а вот количество обучающихся, закончивших учебный год с одной “3” (Приложение 17), снизилось.
Далее сравниваются качество и степень обученности класса с самим собой, а также в параллелях. В большинстве классов показатели качества снижается в седьмом и восьмом классах, что имеет объективные причины: снижение мотивации, вступление в подростковый возраст, появление таких сложных предметов учебного плана, как физика, химия, алгебра, геометрия и т.д. Однако, в 8в и в 9в классах (Приложения 19 и 20) наблюдается практически положительная динамика роста. Я считаю, что это происходит благодаря неформальной, заинтересованной работе классного руководителя и его взаимодействию с учителями-предметниками.
Вот своеобразная информационная справка и, одновременно, начальная стадия накопления элементов базы данных по поступлению наших выпускников в вузы (Приложение 21). Из 73 выпускников 63 учатся сейчас на дневном отделении, 36 из них – на коммерческой основе, пять выпускников – в СУЗах, трое продолжают свое образование за рубежом, один работает. Вот аналогичные данные по 11а (Приложение 22) и 11в (Приложение 23) классам. В 11а из 27 поступивших на дневное отделение различных вузов только восемь обучаются платно (соответственно 9 из 13 в 11в), а продолжают свое образование все выпускники данного класса. А эта диаграмма демонстрирует распределение наших бывших учащихся по вузам (Приложение 24): более половины абитуриентов поровну предпочли УГТУ-УПИ и УрГУ, пять человек поступили в Архитектурную академию.
Компьютер – это безусловно отличный инструмент для проведения исследований. Но для проведения серьезных исследований мне понадобится накопить информационную базу, а для этого нужно собрать сведения за 5–10 лет. По каким параметрам формировать базу? Ведь некоторые параметры могут устареть с течением времени и возникнуть новые. Это неизбежный процесс в наше быстро меняющееся время.
Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю – перспективу профессионального роста, руководителю – более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением. Создание единого информационного пространства и вытекающие из него новые электронные технологии позволяют обнаружить внутренние организационные резервы ОУ, оптимизировать его деятельность и тем самым перейти к изменению качественных параметров образования, к иному смыслу педагогического труда и управленческой деятельности. Это принципиально меняет и расширяет горизонт возможностей и зону ответственности сотрудников гимназии, повышает их самооценку и стимулирует взаимный человеческий интерес. Успешность гимназии служит залогом личного служебного продвижения, профессионального роста, психологического комфорта.