Воспитание? Воспитание. Воспитание!

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Все начинается с любви…
Твердят:
“В начале было слово…”
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви –
С любви!
Я это точно знаю.


Р.Рожденственский.

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Методологическим обоснованием воспитания на современном этапе являются гуманистическая педагогика и психология, а также обращенность образования к человеку. Оно обращает внимание школы к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственный потенциал свободы и справедливости, добра и счастья.

Современное образование требует от педагогов выстраивания программ по развитию и нравственному становлению личности, т.е. организации воспитательной сферы ребенка, где бы он мог осознавать и отстаивать свои позиции, что позволит ему вырабатывать принцип собственного поведения.

Воспитательная тема, над которой я работаю - “Концепция становления личности ребенка в начальной школе”.

Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается следующими трудностями:

Во-первых формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа-“домашние”. В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Решить эту проблему поможет руководство “Введение в школьную жизнь” (Цукерман).

 Вторая трудность–единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: “Мне учительница так сказала сделать!”, “Ты, мама, ничего не понимаешь!” и т.д.

В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно до 1 сентября.

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг к другу,
  • неумение трудиться на общее благо,
  • эгоизм, дефицит общения,
  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:

  • организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,
  • создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.

Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.

Создавать условия для самовыражения каждого гимназиста.

Воспитывать толерантность.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, стараюсь, чтобы ребенок раскрыл передо мной свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциональных возможностей.

Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные конференции, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие, Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. Родители изучают литературу по предложенной проблеме, по психологии, педагогики, дефектологии.

Эти мероприятия проводятся в формах:

  • круглого стола, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,
  • родительских чтений,
  • родительских вечеров,
  • тематических консультаций.

Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

Во взаимодействии с учениками основным является слово и мой личный пример. Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, я использую игровые, трудовые, психологические, образно-художественные формы, учу каждого ребенка реально оценивать свои поступки и поступки других.

Апробация данной концепции в течение несколько лет показало, что мои ученики более воспитанные, умеющие сдерживать свои эмоции, они отличаются целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Эти ученики успешны, легки в общении, деятельны, не боятся создавших проблем – смело берутся за решение.

Результаты моей работы уже видны.

Я возглавляю детский гимназический парламент, где 70% членов парламента мои бывшие выпускники.

Нами защищены проекты в рамках общегородского конкурса проектов “Я - гражданин России”. Наш проекты назывались “Чистый город – красивый город” (2003 г.), “Информационное пространство гимназии” (2004 г.)

В гимназии создан радиоцентр. Члены парламента проводят праздники для учеников младшего звена.

Как у любого учителя, есть планы на будущее: новые проекты, открытие фотостудии, включение учеников младших классов в работу парламента гимназии.