Цель: рассмотреть экологическую проблему с разных точек зрения.
Задачи: 1. Продолжить формирование общих представлений об экологии и её роли в жизни людей.
2. Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения, быть терпимыми к высказываниям оппонентов.
3. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
В течение учебного года на уроках природоведения, чтения, труда, во внеурочное время, на классных часах не раз поднимались вопросы, связанные с экологией нашего края. Дети знакомы с экологическими проблемами и из СМИ. Представленный ниже урок-игра был заключительным.
Ответы, представленные в конспекте урока, были записаны со слов детей после проведения открытого урока.
Подобные ролевые игры проводились в этом классе уже не первый раз.
Особая благодарность в подготовке данного урока Л.М. Кобозевой и Н.И. Малыгиной.
Ход урока.
I. Организационный момент. Обзор, мотивация.
Сегодня у вас на уроке нет учебников, тетрадей по природоведению.
Всё, что вам нужно, должно быть в голове. Это ваши знания. А поговорим мы с вами о защите окружающей среды.
II. Подведение под понятие.
(на доске силуэт или рисунок человека).
Давайте отгадаем, что это за человек. Я буду читать вам подсказки – характеристики этого слова. Возможно, кто-то из вас сразу догадается, о чем идет речь.
(Учитель вывешивает первую подсказку – характеристику на доску рядом с силуэтом человека).
Выслушиваются ответы детей. Если никто не угадал задуманное понятие, учитель вывешивает на доску вторую подсказку - характеристику.
Снова выслушиваются ответы детей.
Дети приходят к выводу, что задумано понятие “эколог”.
III. Игра “ДА – НЕТ”
Я вам буду называть другие характеристики. Вы должны будете выбрать, какие из них подходят к этому слову “эколог”.
Если вы считаете, что эта характеристика подходит, вы встаете, если нет, то приседаете.
- Обладает невероятной физической силой.
+ Борется с бесхозяйственностью. (4)
- Всегда опрятно одет, аккуратен.
- Может быстро считать в уме.
+ Понимает связи в природе. (5)
+ Умеет прогнозировать. (6)
- Обладает высоким ростом.
+ Умеет отстаивать свои убеждения. (7)
- Хищнически относится к природе.
(Все характеристики, которые относятся к понятию “эколог”, учитель вывешивает на доске).
- Так кто же такой ЭКОЛОГ?
(Учащиеся вместе с учителем зачитывают с доски все характеристики, записанные на карточках).
IV. Обсуждение проблемы.
Продолжая наше занятие, давайте обсудим следующую проблему.
На последнем уроке труда, когда мы выявляли свойства бумаги опытным путём, мы пришли к выводу, что бумагу надо беречь. Вы узнали о том, что её делают на … ЦБК и изготавливают из … леса и макулатуры (мысль учителя заканчивают дети).
На доске появляются карточки.
Вы также помните, что на территории Архангельской области находятся … (три ЦБК).
(Учитель вывешивает табличку)
- Как вы считаете, какую пользу они приносят?
- Приносят ли они вред? Какой?
Это ваши предположения – учеников 3 А класса.
А давайте посмотрим на эту проблему с разных точек зрения.
Я вам предлагаю экологическую игру.
Тема, которую вы будете обсуждать, звучит так:
Стоит ли закрывать Архангельский ЦБК? |
(Проблема на карточке вывешивается учителем на доску).
V. Распределение ролей.
Для того, чтобы обсудить эту экологическую проблему, нам необходимо распределить роли.
а) Губернатор Архангельской области – Никита Г.
Директор АЦБК – Рома Б.
Рабочий АЦБК – Сергей Е.
Его жена – Саша К.
Их сын – Артём Д.
б) Эколог – Вика И.
Врач – Катя Б.
Мама часто болеющего ребёнка – Аня А.
Житель г. Новодвинска, проживающий рядом с АЦБК – Семён У.
VI. Обсуждение проблемы.
А) Сейчас мы проведём обсуждение этой проблемы и решим, стоит или нет закрывать АЦБК.
(Названные учащиеся выходят к доске и рассаживаются по группам).
- Все сидящие в зале (остальные ученики класса) – это представители общественной организации “Creenpeace”.
- На своих листочках (я думаю, вы догадались, почему я для них выбрала зелёный цвет) вы во время обсуждения записываете свои мысли, предложения по защите экологии г. Новодвинска и его жителей.
Б) Обратите, пожалуйста, внимание на “весы”.
Как всегда, они помогут нам “взвесить” все “за” и “против” при обсуждении нашей экологической проблемы.
Посмотрим, какая чаша весов с “+” или “-” перевесит и на основании этого сделаем соответствующий вывод.
(Во время ответов детей, учитель прикрепляет карточки с “+” или “-”, а также вывешивает краткие ответы детей, записанные на полосках бумаги).
В) (Ведущий – учитель берёт “микрофон”).
Уважаемые телезрители!
Сегодня у нас прямое включение.
В нашей студии собрались те, кто за то, чтобы закрыть АЦБК (учитель показывает на группу Б) и против этого (на группу А).
- Давайте спросим у губернатора:
- Почему вы считаете, что предприятие должно работать?
(Примерный ответ: АЦБК регулярно платит налоги, деньги поступают в областную и городскую казну).
(Учитель вывешивает первую табличку над левой чашей весов и ставит “+”)
1. Пополнение областного и городского бюджетов. |
+ |
- Слово предоставляется директору АЦБК.
- Нашему комбинату уже 63 года.
- За это время АЦБК прошел путь от небольшого завода до гигантского промышленного комплекса.
- Мы снабжаем своей продукцией тысячи предприятий в России и за рубежом.
- Каждый третий школьник России пишет в тетрадях, выпущенных нашим АЦБК.
(Учитель вывешивает вторую табличку над левой чашей весов и ставит “+”).
2. АЦБК снабжает мвоей продукцией тысячи российских и зарубежных предприятий. |
+ |
- Микрофон берёт рабочий АЦБК.
Мне очень нравится работать на ЦБК, нравится моя работа. Я получаю достойную зарплату. А летом по путёвке, выданной на работе, мы смогли отдохнуть и подлечиться в санатории всей семьёй.
- Жена рабочего.
Я – домохозяйка, не работаю. Деньги приносит только муж. Поэтому мне важно, чтобы муж хорошо зарабатывал. К тому же моему сыну- школьнику нужны учебники, тетради, альбомы. Их тоже выпускают на комбинате, где работает муж, а еще мы имеем возможность приобрести их со скидкой.
- Ребёнок.
Мой папа хорошо зарабатывает. Он даёт мне деньги на карманные расходы. А с отпускных мы решили купить компьютер.
(Учитель вывешивает третью табличку над левой чашей весов и ставит “+”).
3. У рабочих большая заработная плата. |
+ |
Теперь слово предоставляется этой группе (группа Б).
- Эколог.
Меня беспокоит загрязнение окружающей среды. АЦБК наносит большой урон. Вокруг ЦБК постоянно висит туман – смок, который затрудняет наше дыхание. АЦБК использует много воды из Северной Двины, а возвращает её в грязном виде. Осадки выпадают на землю в виде кислотного дождя и загрязняют почву. Овощи и фрукты, выращенные на дачах, тоже заражены.
(Учитель вывешивает первую табличку над правой чашей весов).
1. Загрязнение почвы. |
— |
Северная Двина впадает в Белое море. Происходит загрязнение моря нефтью, ядовитыми отходами. Морские звёзды, животные выбрасываются на побережье Белого моря. В Северной Двине исчезает рыба.
(Учитель вывешивает вторую табличку над правой чашей весов).
2. Загрязнение воды. |
— |
Вырубаются леса. Это приводит к обмелению рек.
(Учитель вывешивает третью табличку над правой чашей весов).
3. Вырубка леса вдет к обмелению рек. |
— |
(Учитель во время выступления “эколога” и других представителей группы Б, вывешивает таблички, ставит “минусы”).
- Слово предоставляется врачу.
Меня как врача волнует здоровье жителей нашего города.
- В Северной Двине нельзя купаться!
- Нельзя пить сырую воду, приходится её хлорировать.
- Жители часто и подолгу болеют: различные виды аллергии, бронхит, воспаление лёгких, желудочно-кишечного тракта – вот неполный список заболеваний.
(Учитель вывешивает четвертую табличку над правой чашей весов).
4. Люди чаще болеют. |
— |
- Слово предоставляется маме часто болеющего ребёнка.
Меня беспокоит здоровье моей дочки. Она часто пропускает школу, приходится с ней заниматься дома, чтобы она не отставала в учёбе от своих одноклассников. Я постоянно сижу на больничном, боюсь, что меня могут уволить. Мой начальник этим не доволен. Много денег уходит на лекарства. Я в отчаянии!
- Давайте предоставим слово человеку, живущему рядом с АЦБК.
Я проживаю рядом с ЦБК и не могу даже открыть форточку, чтобы проветрить квартиру, так как неприятный запах попадает в мою квартиру. Я очень плохо себя чувствую. Дети мои редко, очень редко гуляют во дворе. Поменять квартиру тоже невозможно, в наш район никто не хочет переезжать.
(Учитель вывешивает пятую табличку над правой чашей весов)
5. Загрязнение воздуха. |
— |
VII. Физкультминутка.
- Песня “С нами, друг!”
(сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве):
Пусть Земля - пусть Земля
Кружит – кружит,
Дети все – дети все
Дружат – дружат.
Мы тогда – мы тогда
Быстро – быстро
Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда – мы тогда
Домом - домом,
Землю общим домом назовем.
VIII. Подведение итогов.
Итак, пришло время подвести итоги на нашем табло.
Давайте сосчитаем все “плюсы” и “минусы”.
Значит, мы пришли к выводу, что предприятие наносит огромный ущерб окружающей природе и здоровью человека, а значит, его следует закрыть.
- А может быть, у кого-то есть возражения?
- Почему? (Ответ детей).
- А как сделать, чтобы предприятие и работало, и не наносило огромного вреда окружающей среде и здоровью человека?
А) Установить очистительные сооружения, фильтры.
Б) Экологам проводить постоянные замеры загрязнения воды, почвы и воздуха.
В) Собирать больше макулатуры.
А мнения представителей общественной организации “Greenpeace” мы поместим в нашу местную газету.
Благодарю всех за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Эколог - специалист по экологии.
2. Экология –
а). Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде.
б). Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.
3. Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды, вызванное её загрязнением и хищническим отношением к природе.