Полоса препятствий - заключительный этап проверки двигательных действий учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


К концу каждой четверти учителю хочется подвести итог всему, чему дети научились за данный промежуток времени.

По тематическому планированию известно, что в I четверти уроки физической культуры посвящены лёгкой атлетике, во II четверти – спортивным играм (волейболу) и ОФП, в III четверти – баскетболу, лыжной подготовке и ОФП, в IV четверти – лёгкой атлетике, ОФП и спортивным играм.

Поэтому, пройдя определённую тему, я в конце четверти составляю полосу с препятствиями. Эти препятствия составляю из тех видов движений, которым дети научились в четверти.

Например:

В I четверти у нас лёгкая атлетика, ОФП. Так как четверть заканчивается уже уроками в зале, поэтому полосу я составляю для зала:

  1. Выбегание со старта, прыжки на двух ногах через гимнастические палки, лежащие на полу.
  2. Прыжок в длину с разбега, отталкиваясь с резиновой дорожки.
  3. Подползание по-пластунски под дугами (5–6 метров).
  4. Метание теннисного мяча в цель (из трёх попыток попасть один раз).
  5. Переноска набивных мячей в челночном беге (3 x 10м).
  6. Упражнение для мышц пресса (сидя на полу, ноги согнуты) 10 раз.
  7. Залезть на шведскую стенку на пятую–шестую рейку и спрыгнуть с высоты (на гимнастический мат).
  8. Прыжки через скакалку (15 раз).
  9. Ведение баскетбольного мяча змейкой к кольцу и бросок в кольцо до первого попадания.

Время останавливается. За ошибки, допущенные учениками, даются штрафные круги в конце полосы. Ошибки могут быть:

  1. Задел гимнастическую палку во время прыжков.
  2. Упала дуга при ползании по-пластунски.
  3. Не попал в цель ни разу.
  4. При ведении баскетбольного мяча задел фишки.

Эта полоса <рисунок 1> для учащихся 5–6 классов. Для учащихся более старших классов усложняется движения, и добавляются более сложные элементы.

Во II четверти проходит гимнастика. Поэтому в полосу я включаю волейбол и следующие движения <рисунок 2>:

    1. Кувырки из упора присев (один или два в зависимости от возраста и умения учеников).
    2. Прыжок через козла (запрыгнуть на него или ноги врозь).
    3. Лазание по канату.
    4. Перелезание по шведской стенке с одного пролёта на другой.
    5. Лазанье по-пластунски, не задев дуги.
    6. Бег по бревну.
    7. Передача волейбольного мяча в паре (10–16 раз).
    8. Прыжки через скакалку (20 раз).
    9. Броски набивных мячей в парах (5–8 раз).

В III четверти, когда подходит к концу обучение на лыжах, я даю уроки с так называемым “Биатлоном”. Если нет винтовок, то рубежи делаю такие <рисунок 3>:

1. Броски деревянной гранаты на заданное расстояние.
2. Кольцеброс.
3. Броски матерчатых мячей в баскетбольный щит.
4. Спуск и подъём на склон.

Всего расстояние равно около 250–300 метров по школьному стадиону.

На каждом рубеже стоят судьи (освобождённые ученики). Если не выполняется задание, то бегущий делает штрафной круг (25–30 метров), проложенный возле каждого рубежа.

Преодоление полосы препятствий детям очень нравиться. Эти упражнения комплексные, имеют прикладное значение. Они требуют от учащихся не только физических усилий, но и проявления смелости, решительности, находчивости, взаимовыручки.

В зависимости от размеров зала, наличия инвентаря и оборудования можно видоизменять и дополнять полосу препятствий.