Цели:
- обобщить и углубить представление о войне;
- продолжить формирование умения работать с историческими источниками,
- обосновывать свою точку зрения;
- показать бесчеловечность и бессмысленность войн;
- воспитание патриотизма.
Тип урока: обобщающе-повторительный.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование урока:
- школьный атлас по истории России;
- репродукции картин художника В.Верещагина “Апофеоз войны”, “Шипка-Шейново”;
- выставка книг “Школьная историческая энциклопедия”.
Основные понятия: война, внешняя политика.
Основные даты: 1877-1878 гг.; 19 февраля (3 марта) 1878 г.; июнь – июль 1878 г.
Оформление доски: Тема, репродукции картин, высказывание “На войне на каждый час славы приходится 20, 30, 40 и, пожалуй, гораздо больше часов страданий и мучений каждого рода... Война унесла более ста тысяч жизней русских воинов” (Яковер Л. Б.).
Ход урока
1. Объявляю тему урока, цель.
Вопросы учащимся:
Как вы понимаете слово "парадокс"? Приведите примеры парадоксов (например, из литературы).
Беседа с учениками. Сейчас переходим от литературных парадоксов к историческим.
Проблемное задание: в ходе урока вы должны выяснить, в чем заключается парадокс русско-турецкой войны. Вы должны либо согласиться с позицией Троицкого, либо опровергнуть ее. Для этого вам необходимо подобрать соответствующие аргументы. По ходу работы вы можете вписывать необходимые факты, цитаты, эпитеты, примеры в таблицу.
2. Я говорю о том, что в наше время издано огромное количество учебников, учебных пособий, книг по истории. В них одним и тем же событиям дается разная трактовка. Поэтому очень важно разобраться в этом, осмыслить и выработать собственное мнение. Лучше всего и объективнее это можно сделать на основе изучения исторических источников.
Вопрос учащимся: назовите виды исторических источников.
3. Обращаемся к 1 источнику. Он находится в нашем учебнике на странице 182-183 (учебник под ред. Данилова А. А., Косулиной Л. Г. “История России 19 век”, М., 2001).
Задание к документу: выделите особенности русско-турецкой войны 1877-1878 гг., указанные С.Ю. Витте.
4. Привлекаем еще один источник – рабочий лист №1.
Задание к документу
- Определите вид источника.
- Как русское общество относилось к русско-турецкой войне?
- Что объединяет оба источника? Какой вывод можно сделать? (Отмечаем популярность войны в народе, поддержку общества).
5. Обращаемся к точке зрения, высказанной историком Л.Б. Яковером ( Л.Б. Яковер “Занимательные истории”, с. 228-229) - рабочий лист №2.
Задания к документу
- Каковы причины победы русских можно выделить на основании данного отрывка?
- Каким предстает перед нами Александр 2 и высшее руководство?
- Сравните этот отрывок с соответствующими материалами в учебнике.
- Как вы думаете, почему в учебнике нет этих сведений?
6. Какой вид источника еще представлен сегодня на уроке? (Организуется работа с репродукциями картин В.Верещагина “Апофеоз войны” и “Шипка- Шейново”).
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какой смысл, по вашему мнению, вложил художник в свои картины?
- Какова общая идея?
- Какова цена победы?
- Как вы думаете, актуальна ли идея картин для нас, ведь прошло более 100 лет со дня их написания?
(Перед началом беседы заслушиваем небольшое, заранее подготовленное учеником сообщение о художнике, используется материал из Школьной исторической энциклопедии с. 101-102).
В ходе беседы обращаю внимание на драматичность событий, заостряю внимание на оборотной стороне войны - тяготах, лишениях, жестокости, страданиях и гибели многих тысяч людей. Огромное поле, заполненное окоченевшими телами погибших воинов; гора человеческих черепов - ужас человеческой бойни.
Генерал Скобелев объезжает вытянувшиеся шеренги, обращается к войскам со словами поздравления и благодарности. В ответ лихо летят вверх солдатские шапки. Но не случайно участники парада – солдаты, офицеры, генерал со свитой – отодвинуты вглубь полотна, а на переднем плане изображено огромное поле с окоченевшими трупами. Вот какова истинная цена победы.
7. Решение проблемного задания.
Итак, война закончилась победой русской армии. Авторитет русской воинской славы восстановлен. Стойкость, храбрость русского солдата вновь проявились с яркой силой. Что же тогда имеет в виду историк Троицкий, говоря о русско-турецкой войне, как о неудачной?
Соглашаетесь вы с такой оценкой или опровергаете ее? Идет беседа с учащимися. Они имеют возможность высказывать свою точку зрения, приводят в подтверждение её факты, изученные на уроках по этой теме.
Учащиеся зачитывают свои записи, сделанные в ходе работы над источниками, приводят аргументы в защиту своей позиции.
(Ученики отмечают огромное количество добровольцев, патриотизм людей, идею славянского единения, замечательную доблесть таких военачальников как Скобелев, Драгомиров, Гурко, Столетов, храбрость и геройство воинов, военный успех – в этом плане война была выигранной. В то же время Сан-Стефанский договор был пересмотрен на Берлинском конгрессе, и приобретения России в Закавказье были урезаны. Победа досталась очень дорогой ценой – людские потери более 100 тысяч человек; большие материальные потери. Бездарность большинства высших командиров; отсутствие необходимого обеспечения войск. Победа громадным численным превосходством над неприятелем, нежели превосходством боевых умений и качеств – в этом плане война была неудачна).
“Война эта не была ни по своему ходу, ни по результатам такой, как её ожидали” (С.Ю. Витте).
Учащиеся делают выводы.
8. Презентация серии книг из Школьной исторической библиотеки. Выставка книг.
Энциклопедия – источник наших знаний, прекрасная возможность дополнить знания, полученные из учебника, в ней огромное количество достоверной и полезной информации.
9. Подвожу итоги урока, анализируем вместе с учениками их деятельность на уроке (рефлексия), выставляю и комментирую оценки.
10. Записываем домашнее задание.
Загадка от министра иностранных дел А.М.Горчакова.
“Это есть самая черная страница в моей служебной карьере”.
В связи с каким событием сказаны эти слова? Что, по-вашему, хотел сказать министр?
Рабочий лист № 1.
…Военными событиями интересуются положительно все сословия. Достаточно видеть, с каким нетерпением ожидаются и распространяются известия с театра военных действий, чтобы убедиться, что настоящая война – одна из популярнейших в народе.
…Радость по поводу объявления войны, успехи наших войск и, наконец, полная уверенность, что последствием настоящей войны явится прекрасное будущее для несчастных христиан – вот вопросы, которые с необыкновенной силой приковывали … все внимание здешнего общества.
Из жандармских отчетов, 1877 год.
Рабочий лист № 2.
“Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов выявила бездарность командования, кроме нескольких генералов, таких, как М.Д. Скобелев, И.В. Гурко, Ф.Ф. Радецкий, М.И. Драгомиров, Н.Г. Столетов и ряда других, но совершенную неподготовленность воинов, которые одерживали победы храбростью и геройством, а не умением".
Перед войной военный министр Д.А. Милютин писал в дневнике: “Остаётся одна надежда на то, что мы имеем против себя турок, предводимых ещё более бездарными вождями”.
Главнокомандующим стал брат императора Николай Николаевич, о котором говорили, как о “высочайшем идиоте”, а когда в старости он сошел с ума, люди задавались вопросом, как можно сойти с ума, если его не было.
В войне принял участие цесаревич Александр Александрович, совершенно не знавший военного дела. Царь считал войну с турками что-то вроде военной прогулки. По словам военного министра, государя занимают не столько стратегические и тактические соображения, сколько раздача наград”. (Яковер Л.Б. Занимательные истории, с.228-229).