Цели:
- создать условия, при которых учащиеся, на основе имеющихся знаний о письменном приеме умножения на двузначное число, смогут уточнить алгоритм умножения и применить к умножению на трехзначное число;
- развивать умение сравнивать, группировать по определенным признакам, вести устный диалог;
- учить планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Оборудование:
- карточки с выражениями;
- алгоритмы умножения на двузначные и трехзначные числа;
- учебник И.И. Аргинской “Математика” 4 класс.
Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
- Посадка.
- Запись числа, вида работы (классная работа).
- Эпиграф к уроку.
Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. А для чего вы учитесь? Для чего вы учите математику? Очень ли важен урок математики?
Я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!
2. Актуализация знаний
На доске выражения:
54 * 47 86 * 69 |
654 * 47 786 * 69 |
654 * 247 789 * 769 |
Ребята! На карточках вам представлены выражения, которые необходимо распределить на группы по каким-то существенным признакам. (Предполагается, что дети распределят выражения так: в первый столбик поместят карточки, на которых двузначное число умножается на двузначное, во второй – трехзначное на двузначное, в третий – трехзначное умножается на трехзначное)
Вы здорово поработали! А теперь обоснуйте свой выбор.
Решение по одному выражению из каждого столбика.
Вы умеете решать такие выражения столбиком? (Да).
А что помогает вам в решении? (Алгоритм).
А как помогает алгоритм? (Четко определяет порядок действий в вычислениях, помогает производить самоконтроль).
У нас сегодня класс разделен на четыре группы. Каждая группа выбирает руководителя и приступает к обсуждению и решению выражений. (У каждого на парте есть алгоритм умножения двузначного числа на двузначное).
Алгоритм |
|
1 | Записываю выражение так: единицы под единицами, десятки под десяткам. |
2 | Умножаю данное число на число единиц второго множителя |
3 | Получаю первое неполное произведение |
4 | Умножаю данное число на число десятков второго множителя |
5 | Получаю второе неполное произведение |
6 | Складываю два неполных произведения |
7 | Читаю ответ |
3. Разрыв знаний
(При решении выражения из третьего столбика, у ребят возникает проблема: не хватает шагов в алгоритме)
У вас возникла проблема? Почему она возникла? Как вы думаете ее решить? Ваши предложения. Почему нам не хватает в алгоритме шагов? (Во втором множителе появился еще один разряд – сотни).
4. Уточнение способа деятельности
Подумайте, какие шаги нам необходимо добавить? Тогда сколько шагов будет у нашего обновленного, уточненного алгоритма?
Алгоритм (уточненный) |
|
1 | Записываю выражение так: единицы под единицами, десятки под десяткам, сотни под сотнями. |
2 | Умножаю данное число на число единиц второго множителя |
3 | Получаю первое неполное произведение |
4 | Умножаю данное число на число десятков второго множителя |
5 | Получаю второе неполное произведение |
6 | Умножаю данное число на число сотен второго множителя |
7 | Получаю третье неполное произведение |
8 | Складываю три неполных произведения |
9 | Читаю ответ |
А как вы думаете, что помогло нам сейчас сделать такое умозаключение? (Подумали, логически порассуждали).
Теперь самостоятельно проделайте шаги третьего выражения по уточненному алгоритму. Как вы думаете, будет ли наш алгоритм работать при умножении четырехзначного, пятизначного числа на трехзначное? Почему?
5. Введение новых знаний в практику
Откройте учебник на странице 63. Найдите цифру 5. Решим тот пример, который сможет нам показать, будет работать наш алгоритм при умножении на четырехзначное число или нет.
Дети решают пример.
Сделаем вывод. (Алгоритм действует, так как количество разрядов во втором множителе не увеличивается).
При каком условии нам придется опять уточнять, расширять алгоритм? (Если добавится один разряд во втором множителе).
6. Решение задач
Вы думаете, что самое интересное у нас позади? Конечно же, нет! Мы подошли к самому сложному и важному этапу урока – решению задач.
Страница 63, № 150. Прочитайте две задачи.
Миша прочитал книгу за неделю. Какую часть книги он прочитывал в день, если каждый день он читал одинаковое количество страниц? | Миша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал ее седьмую часть. Сколько он прочитал страниц? |
В чем сходство этих задач? (Есть условие, вопрос, решение, одинаковое количество прочитанных страниц, есть связь между величинами).
В чем различие этих задач? (В первой задаче данные скрыты за словами, разные вопросы).
Устно решим задачи № 1 и № 2.
1 задача. 1 : 7 = 1/7 (часть) Ответ: Миша прочитал 1/7 часть книги.
2 задача. 140 : 7 * 1 = 20 (стр.) Ответ: Миша прочитал 20 страниц.
Я могу утверждать, что 1/7 = 20? Почему?
А теперь найдем задачу под цифрой четыре. Прочитайте. Какая краткая запись подойдет для этой задачи?
Миша начал читать книгу, в которой 140 страниц, и прочитал 5/7 всей книги. Сколько он прочитал страниц?
3 задача. 140 : 7 * 5 = 100 (стр.) Ответ: Миша прочитал 100 страниц.
Какая задача помогла тебе решить третью? Какой вывод можно сделать, проанализировав эти задачи? (Иногда данные в задачах могут быть спрятаны, скрыты, завуалированы словами).
7. Итог урока. Рефлексия
Наш урок прошел с пользой? За что вы можете себя похвалить? Что нового для себя открыли? Чем остались немножко недовольны?