Преподавая предмет “Литературное краеведение” в начальной школе, я столкнулась с проблемой недостаточности дидактического материала по данной теме. Накопленный дидактический материал я систематизировала и объединила в две тетради.
Разрабатывая задания, стремилась к тому, чтобы они были интересными, разнообразными, яркими. Задания построены таким образом, что заставляют детей думать, творчески подходить к решению проблемы, глубже анализировать изучаемые произведения.
Графические орнаменты развивают глазомер, координируют движение руки и глаз. Они присутствуют практически на каждом развороте тетради, постепенно усложняясь. Свои знания дети переносят и на другие предметы. Например, украшая малицу (мужскую одежду ненцев) на уроке ИЗО, выполняя аппликацию на уроке трудового обучения и др.
Некоторые задания рассчитаны на самостоятельную работу (как, например задания первого урока нацелены на проверку усвоения понятия “литературное краеведение”), другие на работу в парах или коллективную работу.
Фрагмент вводного урока по
литературному краеведению
во 2-м классе
На самом первом уроке литературного краеведения узнаю, что дети понимают под этим понятием.
Учитель. Понятны ли вам слова "литературное краеведение"?
Дети дружно отвечают "да"!
Учитель. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках литературного краеведения?
Дети. Будем читать различные произведения: сказки, рассказы, загадки.
Слова "литература, литературное" детям понятны, в первом классе они начали изучать предмет “литературное чтение”. А слово "краеведение" анализируем более подробно:
Учитель. Вслушайтесь в слово "краеведение". Из каких двух слов оно образовалось:
Дети. Край и ведать.
Слово "ведать" тоже знакомо детям. Его анализировали при изучении словарного слова "медведь".
Учитель. Вспомните, что означает слово "ведать"?
Дети. Знать, узнавать.
Учитель. А что означает слово "край ".
Дети. Край – это конец чего-нибудь, например край Земли.
Учитель. А есть и другое значение этого слова. Кто его знает?
Дети. Родной край, место, где мы родились и живем.
Учитель. Мы узнали смысл двух слов "край" и "ведать". Подумайте, что означает это слово целиком: "краеведение ".
Дети. Узнавание, изучение родного края.
Учитель. Правильно, молодцы. А теперь подумайте и скажите, что мы будем изучать на уроках литературного краеведения?
Дети. Будем изучать родной край и литературу родного края.
Задания из тетради по литературному краеведению для 2-го классаЧто изучает предмет “краеведение”?
Кра
еведение
Задание. Что означают слова край и ведать?
Край _________
Ведать________
Задание. Знаешь ли ты, как называется твой родной край?
Задание. Слово “Ямал” означает “край Земли”. Как ты думаешь, слово “краеведение” может означать только “изучение Ямала”?
Задание. Какие изображения относятся к твоему родному краю?
Задание. Что поможет тебе в изучении родного края?
Задание. Продолжи ненецкий орнамент “уши зайца”.
Пословицы, поговорки
Задание. Прочитай ненецкие пословицы. Как ты их понимаешь? По каким словам ты догадался, что эти пословицы северного народа? Подчеркни эти слова.
- Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
- Оставленный в тундре запас – и для вас, и для нас.
- О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.
- Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
- У оленя мех – камус – крепок на ногах оттого, что не ленится копаться ими в снегах.
Задание. Найди ненецкие и русские пословицы одинаковые по смыслу. Соедини их парами.
ненецкие |
русские |
|
|
Какая пословица лишняя? Есть ли ненецкая пословица, близкая по смыслу?
Задание. Продолжи ненецкий орнамент “соболь”.
Приметы
Задание. Как ты думаешь, что означает слово примета? Подумай, как появляются приметы? Постарайся объяснить приметы ненцев.
- Гагара на воде кричит – дождя накликает.
- Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.
- Много грибов – много белок будет.
- Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.
Загадки
Задание. Отгадай ненецкие загадки. Найди рисунки-отгадки.
1. Четыре девушки одним платком накрыты. 2. Ног нет, рук нет, а в рубашке. 3. Идёт, идёт, а следа не видно. 4. Маленькая собачка не лает, не кусает, никого не пускает. 5. Леонид Лапцуй
6. Прокопий Явтысый
7. Не буквы, а написаны в строчку. 8. По речной глади деревянная уточка скользит, |
Задание. Найди народную и авторскую загадки с одинаковыми отгадками. Какую загадку легче отгадать? Почему?
Задание. Отгадай загадку.
В безбрежном море щепка плавает.
Что сравнивается со щепкой? А с морем? Нарисуй отгадку.
Задание. Продолжи ненецкий орнамент “локоть лисы”.
Задание. Научись придумывать загадки.
Рассмотри фотографии морошки. Какая она? С чем ты её можешь сравнить?
Морошка похожа на ...
Подумай, как можно рассказать об этой ягоде, не употребляя её названия? Вот у тебя и получилась загадка!
Творческая страничка
Придумай свою загадку,… нарисуй к ней отгадку.
Идея! Сделайте с одноклассниками сборник загадок о родном крае!
Знаешь ли ты, как живут дети в тундре? Чем занимаются? В какие игры играют? Как проходит их детство?
Если хочешь узнать больше, прочитай отрывки из поэмы Леонида Лапцуя “Эдейка”.
Обрати внимание, имя ребёнка имеет какой-либо смысл.
Задание. Найди в поэме и напиши, что означает имя Эдейка?
“Это имя означает “_______”.
Знаешь ли ты, что именем, которое дали родители ребёнку при рождении, называют его до определённого возраста. Обращение по имени к людям старшего поколения считается оскорбительным. Приняты учтивые формы обращения: мать Тэтаки, дедушка Хасавакоири или прозвища: дедушка, живущий в дальней части чума, бородатый дед, бабушка, имеющая рыбу и другие.
Запрещение в определённом возрасте имени, данного при рождении – это закон для ненцев, поэтому ненцы дают своим детям второе имя – русское.
Осень
Задание. Прочитай о занятиях ненцев осенью. Найди непонятные слова, постарайся их объяснить. Если не сможешь, загляни на последнюю страничку тетради.
- Аргиш -____
- Нарты -____
- Войлочный (войлок) -__
Задание. Прочитай, с чем сравнивается оленье стадо.
“Вслед идёт оленье стадо, как ...”.
Как ты понимаешь эти слова?
Задание. На что похожи оленьи рога?
“Дайте утреннему солнцу чуть поярче разогреться – и увидите ...”.
Задание. Перечитай строки, в которых рассказывается об Эдейке. Расскажи о нём.
В поэме есть такие слова:
“Только где же он родился?
Он не скажет, хоть убей!”
Не один Эдейка не знает места своего рождения. Это – традиция ненцев.
Знаешь ли ты, что у ненцев день рождения человека отмечается всего один раз в жизни. Это праздник только для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения и не будет знать, как проходили его именины. |
Пока взрослые отмечают день рождения малыша, его братья и сёстры бегают вокруг, в поисках следов нового человека на снегу, на песке у реки. Появление малыша очень озадачивает ребят. Они, в конце концов смиряются с тем, что невозможно обнаружить следы младенца. Дети выдумывают всевозможные небылицы: может быть, он прилетел на крыльях или забрался в мешок с жёлтым мхом или пришёл как нгэмунзи – образ сна?
Задание. Прочитай, чему учит отец Эдейку?
“Вот ведь как отец слукавил,
Чтобы_______
Из его искусных рук.
– Не страшна нам волчья стая,
Если_____ , -
Подбодрил отец сынишку.
И с винтовкой на врага
Сквозь кусты пошёл Эдейка…”
Задание. Как ты думаешь, какие чувства испытывал в этот момент Эдейка? Подчеркни: страх, ужас или гордость, так как встал на защиту семьи.
Как ведут себя олени? Почему?
“ … Но, как вихрь летит упряжка Вслед за северной совой. Это вновь отец с Эдейкой За работу принялись… Но и нынче в нашем крае |
Задание. Какую мудрость узнал в этот день Эдейка?
Зима
Задание. И зимой у Эдейки много работы. Прочитай, чем он занимается. Обрати внимание, ему только 7 лет, а он уже выполняет настоящую мужскую работу!
Задание. Прочитай, в какие игры играют дети ненцев? Знаешь ли ты, что дети народов Ямала – оленеводов, рыбаков и охотников – часто играют с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли. Капканы, арканы, луки – все эти игрушки обучают труду.
Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами. Игрушечный олень – это маленький брусочек. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха. |
Часто дети играют все вместе. Это – игры в “неводьбу”, в “разборку пойманной рыбы” и другие. Мальчики в игре – рыболовы, они как будто ловят и делят рыбу. Девочки в игре как будто чистят добытую рыбу, подготавливают её к сушке или засолу, кипятят чай и готовят еду для мальчиков.
Весна
Какие события происходят в жизни Эдейки весной?
“…Принесла ты нам________ _________________________”. “Он лежит, _______________, С_______________________”. |
Знаешь ли ты, что рождение первого оленёнка – это удивительное явление и торжество в семьях, в оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивлёнными глазами смотрят на него, норовя понюхать, задеть рогами, копытами. Месяц появления первого оленёнка называют Сие ниць – “Месяц обманного отёла”. После этого дня ещё две недели в стаде будет спокойно. Люди и олени будут любоваться “сиеничным” первенцем.
Лето
Задание. Прочитай о появлении на свет другого оленёнка – “позднего”. Как относится к нему Эдейка?
Задание: раскрась оленёнка.
“Эдейка оленёнка _______________ _______________ И мягким, словно шёлк.”
“Эдейка ... |
Задание. Порассуждай: смог бы выжить Авка без эдейкиной заботы? Объясни.
Знаешь ли ты, что в тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей – авки. За маленьким другом ухаживают взрослые и дети. Первое время он живёт в чуме, спит, отдыхает и ест на краю постели своего маленького хозяина, который тоже помогает ему расти – собирает для него корм, делится лакомством и оберегает от всех бед.
Задание. Нарисуй такого же оленя по клеточкам.
Вырос Эдейка. Заканчивается лето. Пришла пора идти мальчику в школу. Но в стойбище нет школ. Поэтому в конце лета вертолёт прилетает в каждое стойбище, где есть дети-школьники и отвозит их в школу-интернат.
Задание. Прочитай, какой увидел тундру Эдейка из окон “лодки-стрекозы”?
“ Облачные______________ , |
Задание. Прочитай, каким учеником стал Эдейка. Подчеркни: прилежным, умным, ленивым, старательным.
Задание. Ты прочитал о жизни Эдейки в разные
времена года. Давай вспомним, чем он занимался осенью__________
зимой – _________
весной – ________
летом – _________
Задание. Какой ты представляешь себе жизнь детей в тундре? Подчеркни: интересной, трудной, полной лишений, беззаботной, скучной, невыносимой, радостной, удивительной.
Задание. Перечитай поэму ещё раз. Обрати внимание на картины природы в разные времена года. Какие необычные сравнения использует автор!
“Подо мной родная тундра ______________________. За густыми облаками Солнце прячется_______”. “Молодой зиме навстречу |
||
“Смотрят, слушают ребята: Вот _____________________________________, Вот_____________________________________ У сугроба на верхушке… Кроме них не слышно вроде Ничего в просторах снежных.” |
“Всё тянется к ________, источнику жизни,
Все празднуют встречу с ликующим днём…
И _______ сначала___________,
Туда, где лучистой короной увенчан, лежит
горизонт
Между светом и тьмой”.
Твой посёлок тоже расположен в тундре. А какой тундру видишь ты? Отличается ли она от “эдейкиной” тундры?
Задание. Разукрась рисунок ненецкого мальчика в зимней одежде.
Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал за ворот.
Задание. Разукрась ненецкую сумочку для рукоделия.
Мастерицы изготавливали сумочки с большой любовью. Её шили из меха оленя, украшая орнаментом из разноцветных кусочков ткани, бисером, бусинами.
Подумай, что могла хранить девочка в такой сумочке?