Еще сравнительно недавно в школах комсомольские и пионерские организации занимались воспитанием личности, формированием ее мировоззрения. Сегодня воспитание отошло на второй план. Чем восполнить вакуум? Если нравственным становлением подростка не займется школа, родители, то он попадет под влияние улицы. И здесь большая роль принадлежит учителю граждановедения.
Уроки граждановедения рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе, самим научится определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом.
Главной целью данного курса является формирование нравственных основ, правового сознания и гражданской позиции. Предмет вводится с 5 класса и, основываясь на принципах посильности и доступности, расширения знаний по предмету использую игровые технологии. Игра позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, где школьники - равноправные участники многих социальных явлений. Игру можно использовать как целостный урок и как элемент урока. При такой форме проведения урока дети могут максимально проявить свои артистические способности, почувствовать себя свободнее и естественнее, не бояться высказывать свои суждения. В ходе игры ребята осваивают различные стили и способы общения, деловую этику, принятие решений, учатся выслушивать разные мнения. Игра дает возможность проверить полученные знания, закрепить навыки внимательного и уважительного отношения к правовым и нравственным нормам. В ходе игры даже ученики, отличающиеся леностью ума, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять. Важную роль в проведении игры имеют предварительная подготовка, но возможна и импровизация.
Игра, несомненно, получится, если будут соблюдены следующие условия:
- Она должна быть посвящена решению не абстрактных, а конкретных, значимых для учащихся проблем
- Должна присутствовать проблемная ситуация, требующая поиска выхода.
- Соревновательный аспект игры не должен становится приоритетным.
- Главное - выработка общего мнения.
Учитель должен быть рядовым участником игры и только в незначительной мере ее дирижером.
Предлагаю несколько игр, используемых мною на уроках граждановедения.
Я часто использую на своих уроках ролевые игры. Наиболее продуктивный метод - это тот, когда предлагаешь ребятам разработать ролевую игру сообща. Детям важно попробовать себя в той или иной роли. Это расширяет их опыт, учит их логически мыслить, помогает им освоить нравственные нормы, правила поведения. Ролевые игры провожу по сказкам.
Урок-игра “Дело о похищении Дюймовочки”.
Ребята сами выбирают себе роль, кому роль не досталась - они выступают в роли присяжных заседателей.
Роли: Дюймовочка, мачеха Дюймовочки, Жаба, сын Жабы, крот, старая мышь, ласточка, рыбки (2-3), адвокат Жабы, прокурор, судья, присяжные заседатели.
Жаба и ее сын обвиняются в похищении Дюймовочки и попытке насильственно выдать ее замуж.
Урок требует предварительной подготовки и беседы по темам: “Права человека”, “Какой суд нам нужен”. На уроке ребята выступают от имени своего героя, доказывают свою точку зрения, спорят и принимают общее решение. На этом уроке Жаба и ее сын признаются виновными в совершении преступления, и судья выносит им наказание. (Например: переселить Жабу и ее сына на один год в пустыню).
По такому же принципу проводила урок-игру “Волк и лисица”, где лису обвиняли в краже и мошенничестве.
Через сказки идет формирование правовых знаний и таких категорий нравственности, как добро, справедливость, честность, порядочность, благородство.
Именно в игре постепенно ребята усваивают важные жизненные принципы. Все это способствует нравственно-правовому воспитанию учеников младшего подросткового возраста.
Цикл уроков я провожу по теме “Достоинства и недостатки человека”.
Так, например, на уроке по теме “Жадность” раскрывается один из распространенных человеческих пороков. Вводятся и такие понятия как алчность, скупость, бережливость, экономия. Ребята не могут сразу определить смысл и разницу в понятиях. Задача учителя - максимально использовать образное мышление учащихся, их представления о сказочных персонажах, наделенных теми качествами, о которых идет речь, а также, используя примеры из жизни определить отличительные черты данных понятий. Понятия и определения на доске. Их нужно к концу урока привести в соответствие.
Отрицательные понятия раскрываются на примере сказок (сказочных героев):
“Морозко” - скупость.
“Сказка о золотой рыбке” - алчность.
“Сказка о попе и работнике его Балде” - жадность.
Можно использовать отрывок из сказки как инсценировку или как проблемное задание по группам. От анализа отрицательных человеческих пороков класс переходит к анализу качеств положительных - бережливость, экономия.
Эти качества определяются примерами из жизни и жизненного опыта ребят.
Один из таких примеров:
Всем ученикам 5А класса родители давали небольшую сумму денег на покупки в школьном буфете. Чего там только не было! И карамельки “чупа-чупс”, пирожные с кремом, шоколадки и …скромные дешевые пирожки. Каждый день пятиклассники лакомились сладостями, и только Аня не соблазнялась “марсами” и “сникерсами”. Она покупала себе простой пирожок. Девчонки удивлялись - неужели Аня не любит сладкого? Или денег жалко? “Какая она скупая”, - шептались за ее спиной одноклассницы.
Пролетели осень, зима, и на улицах появились первые весенние цветы, а у Аниной мамы наступил день рождения. Рано утром мама открыла глаза и увидела на столике букетик подснежников и томик стихов своей любимой поэтессы Анны Ахматовой. Лицо женщины осветилось счастливой улыбкой.
Ребята после отрывка легко определяют качество человека.
У ребят находятся и свои примеры из жизни.
Итогом урока является то, что дети сами могут привести понятие и определение в соответствие и трудноразличимые нюансы в понятиях различают без труда.
В старших классах игровые технологии использую на уроках по теме “Нравственные ценности демократии”.
Цель этих уроков - помочь учащимся осознать важность нравственных норм для демократии: терпимости, уважения к чужому мнению, желания прийти к согласию, сотрудничеству.
Задача уроков: подвести учащихся к пониманию того, что без конфликтов не обходится ни одно общество, значит нужно научиться находить компромисс, решать их мирным путем, проявляя уважение и терпимость.
На примере актуальных проблем я стремлюсь сформировать у учащихся навыки грамотного ведения дискуссии и выхода из конфликтной ситуации.
Такими актуальными проблемами являются - проблема озера Байкал (Байкальский ЦБК), строительство высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург и другие. По последней проблеме мы пытаемся сформировать свое мнение. И мнения разные. Класс делится на группы, и каждая защищает интересы определенной категории людей.
1 группа - бизнесмены, для которых дорога была бы удобна.
2 группа - фермеры, которые лишаются своих земель при строительстве.
3 группа - жители областей, по которым пройдет магистральэ
4 группа - представители фирм, которые готовы поставлять материал для строительства.
5 группа - рабочие, служащие, которые получили бы работу в случае строительства магистрали.
6 группа - члены общества “Гринпис”.
Группы высказываются по очереди. Мы пытаемся разрешить назревающий конфликт, и находим общее решение путем голосования.
Во многом урок зависит от подготовленности класса и активности ребят.
К сожалению, при низком уровне общественной нравственности, усиливающемся цинизме в школьной среде не избежать некоторых утверждений наших школьников, которые признаются ими бесспорными.
Например: Что дороже - друг или деньги?
Под влиянием современной жизни произошла деформация многих нравственных ценностей. И школа не имеет права ничего не делать в этой ситуации.
Уроки граждановедения очень важны. На них мы воспитываем, готовим к взрослой жизни, где постоянно придется выбирать, и от этого выбора зачастую зависит судьба, успех, карьера, а порой и жизнь.
“Если вы заглядываете на год вперед, сажайте
рис,
Если вы заглядываете на десять лет вперед,
сажайте деревья,
Если вы заглядываете на всю жизнь, обучите
человека.”
Китайская пословица.