Урок — Улей

Разделы: Математика


Урок, который я хочу описать, проводится при закреплении и отработке навыков. Он представляет собой особым образом организованную самостоятельную работу учащихся. Для этого урока учитель должен заранее подготовить чистые листочки форматом в четверть тетрадного листа (примерно 10 штук на каждого ученика). Пользоваться тетрадью или черновиком на этом уроке запрещается, учащиеся должны иметь при себе только ручки трех цветов (зеленого, синего, красного). Непосредственно перед уроком, на перемене учитель записывает на доске три варианта работы, причем каждый вариант он пишет особым цветным мелом. Степень трудности вариантов различна. Оценка “3” примерно соответствует тексту, написанному зеленым цветом, оценка “4” - синему, оценка “5” - красному. Для того,  чтобы работа проходила быстро и организованно, учителю нужно помнить наизусть ответы всех заданий, тогда его проверка будет мгновенной. Кроме того, необходимо подготовить специальный лист для учета каждого выполненного задания и ручки трех цветов. На листе слева помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа колонки соответствующие количеству заданий в работе (Приложение 1). Какой бы вариант ни выбрал ученик, соответствующую клеточку закрашивают выбранным цветом.

В начале урока варианты “3” (зеленый) и “5” (красный) скрыты от учащихся, а вариант “4” записан на основной фронтальной доске и виден всем. На этой доске учитель показывает решение тех заданий варианта, которые вызвали вопросы у ребят. Показав и разъяснив решение, учитель тут же стирает его, оставляя условие.

После объяснений учителя открываются тексты других вариантов, и учащимся дается 1-3 минуты для свободного выбора варианта, по которому они хотят работать. Пока учащиеся заняты анализом трудности вариантов, учитель раздает по одному листочку для выполнения первого задания. Остальные листочки сложены отдельно так, чтобы учащиеся могли их свободно взять, сдав первый листочек учителю. Нет необходимости писать на листочках фамилию, так как выполнение каждого задания фиксируется на листке учета.

После описанной подготовки класса учитель объявляет о начале самостоятельной работы. Ученики на своих листочках выполняют первый пример выбранного варианта. Как только пример решен, ученик с листочком подходит к учителю, который мгновенно видит, правильное решение или нет. Если ответ ученика неправильный, то учитель не берет у него листочек, а отправляет искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. Если ответ правильный, то учитель забирает листочек и закрашивает соответствующую клеточку.

Работа прекращается за пять минут до звонка. За это время учитель дает оценку подготовке всего класса и каждого отдельного ученика, ориентируясь на закрашенные клеточки.

Приложение 1

Текст самостоятельной работы по теме: “Умножение обыкновенных дробей”