Урок мировой художественной культуры "Человек и искусство в эпоху Просвещения"

Разделы: МХК и ИЗО


II. Приветствие.

Доброе утро, дорогие гости! Я рада нашей встрече. Да и урок наш сегодняшний – своеобразная встреча.

– Подскажите, ребята, в каком веке мы живем? (Век информации, информатики и ВТ.)

– Хорошо. А век XX как бы мы именовали? (Атомный век.)

– Хорошо. А век XIX? (Золотой век русской литературы, музыки, живописи.)

– А век XVIII? (Век просвещения.)

– Как вы думаете, ребята, почему именно под таким названием вошел этот век в мировую культуру?

(Бурная жажда знаний, много открытий, много создано великих произведений искусства.)

– Правильно, какую бы область знаний мы не затронули, всюду мы будем слышать имена просветителей. Не перечесть тех, кто в XIX и XX веках обращался к опыту века Энциклопедии, Великой французской революции, Петра I и Екатерины II, Вольтера и Державина, Ломоносова и Лавуазье, Стерна и Карамзина, комедий Фонвизина, Гольдони и Бомарше. Не увлекались бы изящными работами Ватто и Фрагонара, не удивлялись масштабам архитектурных открытий Баженова. Поэтому слова А.С. Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку особенно подходят к веку XVIII:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель...

– Кто же определял и творил век Просвещения? (Человек.)

– Вот и тема нашего урока – “Человек и искусство в эпоху Просвещения”.

– При разговоре об искусстве XVIII века нам очень понадобится элемент чудесного и сверхъестественного. Да, да ... Я приглашаю вас... Это, впрочем, вам решать, в каком из государств, и в каком дворце, частном доме или даже в парке могла бы наиболее удачно пройти встреча лучших людей искусства Эпохи Просвещения, работавших в разных странах. Они все родом из XVIII столетия. Им есть что сказать и показать друг другу, а заодно и нам с вами. Судьбы этих людей различны так же, как и отпущенные им земные сроки и посмертная слава или просто известность. Перечень имен велик. Культуру созидают и гении, и просто талантливые люди. XVIII век – это эпоха многообразнейших талантов.

– Теперь, ребята, откроем все тетради, запишем тему урока и будем по ходу занятия записывать информацию по такой форме: область знания – имя ученого и их идеи, работы, шедевры.

II. Объяснение нового материала

1. Философия.

– Начнем с самого начала, а именно попробуем ответить на вопрос: Кто объясняет мир, определяет место человека в этом мире? (Философы)

– Философов всегда волновало место человека в обществе, его предназначение. Итак, начнем с философского труда Джона Локка “Опыт о человеческом разуме” (1690 год). В книге автором развита теория

разумного познания мира, источником для которого является чувственный опыт. попробуем включить свое воображение и представить, что перед нами сам Джон Локк, давайте, послушаем его.

Джон Локк: Душа человека, как я утверждал в своем труде “Опыт о человеческом разуме”, подобна белому листу (tabula rasa), на котором опыт пишет свои письмена. Естественное состояние — есть состояние свободы, но не своеволия, оно управляется законом природы, которым всякий обязан подчиняться: разум, открывающий эти законы, учит всех людей, что никто не имеет права вредить жизни, свободе, имуществу другого. Но я ведь был не одинок в поисках истины. Что же нас объединяло, нас, просветителей, несмотря на различие наших творческих установок? Я адресую этот вопрос моим единомышленникам – Гете и Шиллеру.

Гете: Идея человека нового времени, гражданина мира.

Шиллер: Нам мечталось новое общество, новый мир.

Гете: Нас объединяла вера в общечеловеческое единство Разума и Природы.

2. Философия и литература.

Шиллер: Гете, друг, сколько же ты работал над своей трагедией? Ведь все лучшее, значительное, грандиозное, что было в немецком Просвещении, воплотилось в бессмертном творении твоем!

Гете: Более 60 лет я работал над образом этого чернокнижника, который сумел разгадать тайны природы и подчинить ее себе.

– А вы, ребята, догадываетесь, о каком произведении идет речь? (Трагедия “Фауст”.)

Гете: Мой доктор Фауст счастлив, он переживает самую светлую минуту своей жизни тогда, когда нашел свою истину, которую так долго искал, страдая и заблуждаясь. Цель жизни – в сознательном труде на благо человечества, она в борьбе за лучшие идеалы человечества.

(Звучит тихо музыка Моцарта, 40 симфония, соль минор.)

...Жизни годы

Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной;
Лишь тот достоин жизни и свободы
Кто каждый день идет за них на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно, ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой.

Моцарт: Какая прекрасная музыка стиха! Вот миг и опять встретились, друг мой.

Гете: Да, я помню, Моцарт, мне было 14, а тебе 7 лет.

Моцарт: Это был концерт во Франкфурте-на-Майне.

Гете: Я тогда сказал, как замечательно ты играешь! Мне так никогда не научиться.

Моцарт: Отчего же? Ты ведь совсем большой! – сказал я. – Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.

Гете: Отчего же, совсем легко. Ты попробуй.

Моцарт: Да, мы творили и служили своей музе, а вам потомки, мы благодарны, что творчество наше вами воспринято и понято.

(Музыка звучит громче.)

3. Музыка.

– Ребята, запишите в тетрадях: Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 40, соль минор.

Моцарт: Но я хочу представить вам своего коллегу, творчество которого имело колоссальное значение для немецкой и европейской культуры. Он был новатором во всех музыкальных жанрах, оказав мощное воздействие на последующее развитие инструментальной музыки. Достаточно назвать всеми любимые его произведения: “К Элизе”, “Лунная соната”, “Патетическая соната”.

– О ком идет речь, ребята?

(Людвиг ван Бетховен – новатор во всех музыкальных жанрах. Этот любознательный и пытливый человек был героем своего времени.)

– Классика и современность. Венская классическая школа. Это Гайдн, Моцарт, Бетховен.

(Допишите под именами Бетховен и Моцарт еще одно – Йозеф Гайдн и объедините их скобочкой, подписав, что они принадлежали к Венской классической школе.)

– Они выработали поистине универсальный язык, понятный во всем мире, сохранив определяющую роль немецкого и австрийского национального колорита. Основной и наиболее характерной для Венской классической школы формой стало сонатное allegro. Ее будущий принцип – контраст и последующее его слияние, приводящее к единству. Прослушаем 5 симфонию Бетховена, чтобы вы на слух уловили контраст и единство.

(Музыка.)

(На фоне музыки.)

4. XVIII век в России.

– Так же, как и эта музыка, стремительна и быстра, так и в России Просвещение было обозначено быстротой перемен, идущих сверху, от престола. Цивилизация и рабство вступают в жизнь в России: школы и рекрутчина, академия и подушная подать; календари, грамматики, учебники, переводы и право помещика ссылать крестьян в Сибирь. За всеми преобразованиями, реформами стоял император Петр I.

Петровская эпоха была отмечена духом вольного поиска, это великий сдвиг: мир перевернулся, стереотипы разрушены, вся жизнь лишь устанавливается. Традиции, заложенные Петром I, найдут свое отражение в дальнейшем царствовании Екатерины Великой. Ее называют просвещенной монархиней. Она переписывалась с Вольтером и Дидро, приглашала в академию наук иностранных ученых, например, Лейбница. Она покровительствовала культуре, потому что именно в ее царствование театры наиболее активное получили развитие; пробует себя в роли писательницы, начинает издавать свой сатирический журнал, который назывался “Всякая всячина”, направленный на искоренение общечеловеческих пороков.

5. Скульптуры Растрелли.

Ломоносов: По указу его Царского Величества отправлен из Франции господин Растрелли; упомянутый господин обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником, и работать в службе Царского Величества 3 года, во всех художествах и ремеслах, в которых сам умеет.

Растрелли: Разрешите представиться, Барталамео Карл Растрелли. Да, я ехал в чужую и дикую страну на 3 года, а остался там до конца своих дней. Мистическая Россия очаровала меня. Монументальные мои фигуры дышали живостью, были пышны и имели большое сходство, что и полюбилось у моих современников.

(Демонстрационный материал.)

Ломоносов:

Хочу поспорить, друзья мои:
Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.

– Такие слова скажет нам великий ученый, физик, естествоиспытатель, реформатор русского языка – первый российский университет – Михайло Васильевич Ломоносов – создатель первого Московского университета.

6. Живопись русских художников.

Ломоносов: Я хочу представить вам своих современников, художников – Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Лукич Боровиковский.

– Ребята, давайте заглянем в условную нашу картинную галерею, в один из залов, где размещены картины художников XVIII века. Ребята, записывайте имена художников и названия их картин.

(Рассказ ученицы.)

Дмитрий Левицкий.

Левицкий, начертав Российско-божество,
Которым седъм морей покоятся в отраде
Своею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.

Портрет Нелидовой принадлежит серии картин воспитанниц Смольного института. Портрет Дьяковой-Львовой написан уже в творчески зрелом возрасте, когда творчество характеризуется переходом к камерному портрету. Портрет Урсулы Мнишек, польской аристократки. Миловидная, с неправильными чертами лица, она красива, но духовный мир не отражен в портрете: для высшего света это была привычная маска.

Федор Рокотов: наибольшую славу художнику принесли маленькие интимные портреты, в которых он с великолепным мастерством и проникновенностью передавал внутреннюю жизнь человека, тончайшие движения ее души. Искусство Рокотова было созвучно идеям русского Просвещения.

Владимир Лукич Боровиковский — один из представителей сентиментального искусства. Он пытался с верою и благоговением показать в своих работах жизнь души и портреты для публики. Наиболее известный портрет его – портрет Лопухиной.

Она давно прошла и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви и мысли – тень печали.

Дочь генерала, сестра знаменитого Федора Толстого — американца, помните дуэль с Пушкиным – “вышла замуж: за генерала-егелъмействера Лопухина, счастлива не была и умерла от чахотки, но красоту ее Боровиковский спас, как часть души ее от нас не улетела.

Ломоносов: Российский парадокс: Просвещение и рабство.

– С одной стороны, ассамблеи и театр, с другой – стрелецкая казнь.

Ломоносов: Российский парадокс: Власть и Свобода.

– С одной стороны, это идеальная царица, прогрессивно мыслящая, заботящаяся о Просвещении, с другой – она же, царица и ее жесточайшая расправа с предводителем народного восстания Емельяном Пугачевым.

Ломоносов:

Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро.

Так впоследствии скажет о веке Просвещения наш русский просветитель Радищев.

III. Закрепление материала

– Для подведения итогов сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд.

(Заранее готовится сетка кроссворда на большом ватмане.)

Кроссворд

1. Законодатель всего европейского в России, реформатор, ввел ассамблеи, “Прорубил окно в Европу”.

2. Будучи 5-летним мальчиком, он уже поражал своей виртуозной игрой на клавесине.

3.Первый русский университет.

4. Француз по происхождению, но славу приобрел в России. Один из шедевров его творчества стал памятник Петру I.

5. В его портретах – жизнь души. Один из сентиментальных портретов – портрет Лопухиной.

6. Он любил многообразие окружающих его вещей. Александр Бенуа скажет о нем – “это истинный XVIII век, во всем его жеманстве и кокетливой простоте”. (Портрет Дьяковой).

7. О нем Екатерина II скажет: “Бунтовщик – хуже Пугачева”. Это была ее реакция на его бессмертное произведение “Путешествие из Петербурга в Москву”.

8. Немецкий просветитель, входивший в движение “Бури и натиска”, который подвел итог в своем великом творении “Фауст”.

9. Она была Великой. Будучи немкой по происхождению, переписываясь с Дидро и Вольтером, была законодательницей в России и просвещенной монархиней.

10. Создатель Французской энциклопедии. Просветитель во Франции.

11. Он принадлежал к Венской классической школе, был новатором многих направлений в музыке, создал такие шедевры: “Лунная соната”, “К Элизе”. 

Итак, не только XVIII век, но и все последующие века делает Человек. Его стараниями и добрыми помыслами люди когда-нибудь достигнут совершенства. Так давайте же будем трудиться с таким же вдохновением, как это делали люди в великую эпоху – эпоху Просвещения.