Обобщающий урок алгебры в 9-м классе по теме: "Определение и свойства арифметической прогрессии"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Повторение и обобщение изученного материала, включающий определение, свойства, формулу n-го члена арифметической прогрессии, выявить, насколько учащиеся владеют изученным материалом, умеют применять теорию при решении различных задач, умеют обосновывать своё решение; подвести учащихся к мысли, что полученных ранее знаний недостаточно при решении определённого типа задач и подвести их к необходимости научиться вычислять сумму n первых членов арифметической прогрессии.
  2. Воспитание культуры устной и письменной математической речи учащихся.
  3. Развитие логического мышления, познавательного интереса к математике.

Ход урока

1. Организационный момент

Постановка цели урока.

Дорогие гости, мы с ребятами 9 “Б” класса приглашаем вас на презентацию арифметической прогрессии, т.к. имеем большую честь

быть представленными Её величеству “Арифметической прогрессии”. Это очень знатная вельможа, ведущая свой знаменитый род ещё с III в до н. э., её прародителями были Архимед и Евклид (краткие исторические сведения об арифметической прогрессии, сообщение ученика).

Статна, имеет много титулов и званий, любит уважительное к себе отношение, характерна, прямолинейна, но в тоже время достаточно проста в определении. О многих её достоинствах нам и предстоит вспомнить и рассказать на уроке.

2. Повторение, закрепление материала, проверка домашнего задания (в классе для учащихся организуется фронтальная форма работы, в это же время 3 ученика готовятся по карточкам отвечать у доски).

3. Обобщение изученного

Арифметическая прогрессия предпочитает жить в королевстве Алгебры, но очень дружна со всеми своими соседями, особенно с Геометрией и Физикой (один из учеников класса заранее дома подготовил решение задачи из курса физики с помощью физических формул и формулы n-го члена арифметической прогрессии).

А вот, оказывается, любимая игра её величества Арифметической прогрессии - игра в прятки. Она постоянно прячет то одного подданного, то другого, а наша с вами задача - с достоинством принять участие в игре и найти затаившиеся значения.

Я думаю, что после удачного прохождения испытаний, предложенных её Величеством Арифметической прогрессией, она должна остаться в добром расположении духа. Арифметическая прогрессия еще и весёлая затейница; она предлагает вам в минутку отдыха с ней поиграть.

I. Я загадала некоторую арифметическую прогрессию. Задайте всего только два вопроса, чтобы после ответов на них вы быстро бы смогли назвать 7 - й член этой прогрессии.

а6? и d ? а6= 2 d= -5 а7= -3

а8 ? и d? а8= 8 d= -3 а7= 11

а1? И d ? а1= 2 d= -3 а7= -16

II. Задайте вы арифметическую прогрессию всего с помощью двух чисел, причем нельзя использовать а1 и d (а2 и а3; а5 и а9; и.т.д. аm и аn )

III. Дана последовательность

2/13; 15/13; 28/13; 41/13; 54/13 67/13…

Является ли она арифметической прогрессией? Если да, то найдите а10 (d = 1; а10 = а1+9 d = 119/13)

IV. Найдите не более, чем за 1 минуту сумму чисел 1+2+3+..+100 (решение 1+100=2+99=3+98=..50+57=101, таких пар 50 101*50=5050).

Эта задача связана с детскими годами немецкого математика Карла Гаусса (1777 - 1855 г). Когда ему было 9 лет, учитель задал эту задачу всему классу, чтобы дети не мешали ему проверять письменные работы учеников другого класса. Через 1 минуту Карл произнес “я уже решил”, чем ввел в изумление учителя, и сдал работу. К концу урока сумму вычислили и остальные.

Вот какие сюрпризы приготовила для вас её величество Арифметическая прогрессия.

4. Итог урока

Чем являются числа 1,2…100? Членами арифметической прогрессии (d = 1). Находим сумму 100 первых её членов. Но во всех ли случаях так легко можно её отыскать?

Пример задач:

1) Найти количество шаров в 15, n рядах.

2) Найти количество мест в амфитеатре в первых 15, 20 рядах.

Всё ли мы узнали об арифметической прогрессии?

Нет. Ещё не знаем формулу вычисления суммы n первых её членов, а значит, расставаться с ней нам ещё рано. Но следующая встреча произойдет уже на следующем нашем уроке алгебры.

5. Домашнее задание

Кроме заданий по учебнику, распечатать каждому ученику задачу:

Между числами -13,5 и -3,7 вставлено семь чисел так, что они вместе с данными составляют арифметическую прогрессию. Принадлежит ли разность этой прогрессии множеству значений функции y=4+x-x*x ?