Минимальный уровень технологической подготовки учащихся задаётся обязательным минимумом содержания в образовательной области “Технология”. Технологически образовать ученика - значит сформировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения. Поэтому при организации образовательного процесса и составления авторской программы раздела: “Рукоделие” для леворуких учениц 5 - 6 класса” я использовала структуру учебного материала по традиционному направлению “Обслуживающий труд”. За время 12-летней работы в школе я перелистала много публикаций, но методик по вышиванию для леворуких учениц так и не встретила. Это натолкнуло меня на мысль переработать существующие методики по вышиванию под учениц с перцептивной деятельностью, связанной с функциональной асимметрией мозга. В связи с проблемой индивидуализации обучения таких учениц я использую рекомендации В.Г.Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга.
Человечество нашей планеты представлено двумя неравнозначными по численности группами леворуких и праворуких людей. В процентном соотношении леворукие люди среди 18 - 25-летних составляют всего 5%. Праворуким трудно себе представить, с какими проблемами сталкиваются “левши” в повседневной жизни - это все бытовые предметы, приборы, приспособления. В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, которое выполняет схематическое распознавание отдельных объектов. Оно осуществляет абстрагирование аналитического, рационально-логического понятия, суждения, придаёт информации смысл и значение, оперирует условными направлениями на отражение искусственных форм символов, знаков.
Каждый левша имеет свою функциональную организацию мозга. Они давно известны, как предпочитающие в мануальных действиях использовать левую руку, её движения более индивидуализированы и отражают эмоциональные особенности человека. Асимметрия рук относится к моторным асимметриям. Существует несколько вариантов определения ведущей руки - наиболее объективным представляется участие рук в процессе выполнения различных действий.
Учёные доказали, что нет смысла переучивать “левшу”, леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определённой межполушарной асимметрии. Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Необходима дифференциация обучения учениц с учётом их приверженности определённому способу познания в течение всех лет, проведенных в школе.
Сложность положения усугубляется тем, что нет методик обучения. В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании таких детей, но нет конкретных разработок практических методик по трудовому обучению. Возникает необходимость индивидуального подхода к обучению леворуких учениц рукоделию на уроках труда, поэтому представляю целесообразным модификацию методик вышивания существующих для “правшей” в переработке специальной системы обучения “левшей”, предусматривая их различия между собой.
Приходя в 5 класс, девочки уже владеют некоторыми навыками владения иглой, инструментами, приспособлениями, т.е. они умеют ими пользоваться, и, естественно, в переучивании нет смысла, потому что привычки уже укоренились: они так же пишут и рисуют левой рукой. За границей уже давно обратили внимание на эту проблему и там существуют бытовые предметы, швейные машины, ножницы, инструменты, приспособления для леворуких людей. У нас с этим сложно, хотя проблема существует реально. Из моих наблюдений в классе леворуких учениц бывает до 3 - 4 человек, по крайней мере одна ученица есть всегда. Первое время меня это вводило в заблуждение, так как в учебнике нет методических указаний для таких учениц.
Появилась необходимость выявления моторики леворуких учениц при выполнении ручных работ в рукоделии, сохраняя индивидуальные способности, развивая навыки пользования левой руки для наилучшей адаптации к окружающему миру, условий быта и труда взрослых членов общества, высоким социальным достижениям. Выяснив взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков, я сама стала пробовать вышивать левой рукой, но так как я “правша”, мне очень трудно было переучиваться, т.е. практически пришлось учиться заново. Но после нескольких упорных занятий мне удалось понять систему выполнения стежков при вышивании “крестиком” и “гладью в прикреп” левой рукой. На основе этого, мною были разработаны технологические инструкционные карты методов вышивания “крестом” и технологические инструкционные карты методов вышивания “гладью в прикреп”, для леворуких детей - учениц 5 - 6 классов, а также технологические инструкционные карты для ручных работ при пошиве поясных изделий (фартука, юбки) в 5 - 6 классах для леворуких учениц.
В ходе занятий рукоделием - учитывая индивидуальные особенности леворуких учениц, а именно их способность восприятия знаков, символов, - я помогаю проявлять творческие способности, умение находить различные пути решения поставленных задач, умение пользоваться инструментами и материалами, эффективно использовать необходимую информацию. Потому что даже леворукие дети очень разные между собой и пользуются своими методами владения собственной левой рукой. Чтобы девочки-"левши" могли проявить свои индивидуальные способности, мною были разработаны технологические карты методов вышивания “крест” и “гладью в “прикреп”, а также технологические карты выполнения ручных работ при пошиве фартуков и юбок в 5-6 классе. Фото работы, выполненной ученицей-"левшой" прилагается (рис.1).
Технологическая карта 1. Способ вышивания методом “крест” раздела “Рукоделие” для леворуких учениц 5 - 6 класса.
Первый способ - выполняется стежками по горизонтали, начиная с низа от левого угла по рисунку на канве:
ряд первый - а). Закрепляем рабочую нить с лицевой стороны в левом верхнем углу выбранного ряда, по рисунку, стежками под первый крестик. Стежки прокладывают от(*)А\, слева на право и сверху вниз по диагонали по схеме 1, т.е. заполняем нижний слой шва “крест” нужного ряда по расцветке, затем возвращаемся в обратном направлении и выполняем верхний слой шва “крест”, т.е. справа налево сверху вниз к (*)Б по схеме 2,
ряд второй - б). От (*)Б\ делаем прокол через два промежутка к (*)В. Стежки начинают от (*)В\, слева на право и сверху вниз по диагонали по схеме 3, т.е. заполняем нижний слой шва “крест” следующего ряда этой же цветовой гаммы, верхний слой этого же ряда выполняется справа налево по диагонали и сверху вниз по схеме 4, и так далее до полного заполнения всех рядов этой цветовой гаммы, а затем и полного рисунка.
Примечание: с обратной стороны получаются двойные вертикальные чёрточки.(Обозначение в тексте значок (*) - означает слово точка).
Технологическая карта 2. Способ вышивания методом “крест” раздела “Рукоделия” для леворуких учениц 5 - 6 классов.
Второй способ - выполняется стежками по вертикали, начиная с правого угла выбранного ряда от нижнего края по расцветке рисунка:
ряд первый - а). Закрепляем нить с лицевой стороны в правом нижнем углу выбранного ряда от нижнего края рисунка. Стежки начинают от (*)А\, справа на лево и снизу вверх по диагонали по схеме 1, т.е. заполняем нижний слой шва “крест” выбранного ряда по расцветке, затем возвращаемся в обратном направлении и выполняем верхний слой шва “крест”, т.е. справа на лево сверху вниз к (*)Б/ по схеме2,
ряд второй - б). Переход с ряда на ряд через два промежутка канвы, т.е. из (*)Б в (*)В. Стежки начинают от (*) В\, справа на лево и снизу вверх по диагонали заполняем нижний слой шва “крест”, затем верхний слой шва “крест” справа на лево сверху вниз по схеме 3 и так до полного заполнения всех рядов этой цветовой гаммы, а затем и полного рисунка.
Примечание: с изнаночной стороны вышивки - получаются двойные горизонтальные стежки.
(Обозначение в тексте (*) - означает слово точка).
Технологическая карта 3. Способ вышивания методом “крест” раздела “Рукоделия”, для леворуких учениц 5 - 6 классов
Третий способ - выполняется стежками по диагонали, начиная с левого угла низа рисунка, снизу вверх и слева на право по канве:
ряд первый - а). Закрепляем рабочую нить с лицевой стороны в левом углу выбранного ряда, по рисунку, стежками под первый крестик. Первый диагональный ряд шва “крест” выполняется полностью, т.е. нижний слой, затем верхний и так переходя постепенно с каждым крестиком, поднимаясь на один ряд вверх и направо, по схеме 1,
ряд второй - б). Выполняется сверху вниз. Закончив 1-ый диагональный ряд, делаем по горизонтали прокол иглой через промежуток, возвращаемся сверху вниз по диагонали по схеме 2, затем заполняем весь рисунок по схеме 3.
Примечание: этим способом пользуются при вышивании больших объёмов вышивки (картины, панно и так далее).