Программные задачи:
- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
- экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать у детей представления о самоценности природы;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
- вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Предварительная работа:
Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, книг, наборов открыток, марок. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).
Художественная литература:
А.И. Никитов “Полезные ископаемые”, “Охрана недр земли”, “Заповедник камней”, “Памятники неживой природы”. Просмотр видеофильмов “Саяны”, “Водопады”, “Байкал”, сказок П. Бажова, В. Волкова “Волшебник изумрудного города”. Экскурсии в этнографический музей, музей Природы, в лес, на стройку, на речку.
Материал: плакаты, иллюстрации, картинки, “ящик ощущений”, коллекция камней, карта-план комнаты, глобус, физические карты полушарий, луны, емкости с водой, молоток, краски, кисточки, салфетки.
Обогащение словаря: искусственный, шероховатый, гладкий, галька, облицовка, гранит.
Ход занятия
Беседа-рассказ “Камень”.
У Земли есть каменная одежда. Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы.
Вопросы: Кто из вас был в горах? Какими они бывают?
Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, фотографий горных ландшафтов.
Многие камни из нашей коллекции - это как бы кусочки гор.
Задание: Найти и показать горы на глобусе, на физической карте полушарий.
Каким цветом показаны горы? Сложно ли найти камни?
В природе камней много, есть природные: гранит, гравий, мрамор, щебень и другие; и искусственные: керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты.
Вопрос: Где используется камень? Высказывания детей.
Камень используется в строительстве набережных, мостов, для облицовки домов, фонтанов. Замечательную облицовку из мрамора мы видим на многих станциях в метро, вокзалах, во дворцах культуры, в музеях. Скульптор из камня высекает различные фигуры - скульптуры. Если каменная глыба большая, то каменщики из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой - получается стена, колона моста. Это похоже на то, как мы складываем домик из кубиков. Из мелких разноцветных камней художники создают прекрасные изображения - мозаики.
Делают украшения для женщин, вазы, панно и многое другое. Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели - из них строят дома, здания, кладут печи. Рабочие, которые работают с камнем на стройке, называются каменщики.
Задание: Сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие).
Работа с “ящиком ощущений”.
Определить камни на ощупь и объяснить, по каким признакам вы это сделали (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.)
Задание: Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги).
Попробуем их на ощупь в воде и достанем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?
Версии детей.
Игра “Мы геологи”.
Найти по карте-плану комнаты спрятанные камни. Условное обозначение места камешков: символ - гора. Рассказать, что нашли (искусственный, природный камень), описать свою находку: форма, цвет, размер, есть ли трещины, узоры, кристаллики (используя луну).
Самостоятельная работа с камешками “сувенир”. Роспись камней красками. По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем детям, что когда высохнут рисунки на камнях, мы их покроем лаком в свободное от занятий время.
Итог занятия.