В сельской местности, где нет детских центров, музыкальных школ, учитель общеобразовательной школы ищет пути развития и активизации творческого потенциала учащихся. Каждый человек уникален и неповторим. Раскрыть уникальные возможности каждого ребенка помогают уроки творчества. При проведении таких уроков преследуются цели:
- Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, речи, расширение кругозора.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала детей.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Привлечение родителей в процесс обучения и воспитания .
На уроках творчества дети решают занимательные задания по математике и по русскому языку; учатся сочинять сказки , стихи, рассказы; также переделываем на свой лад слова песен, готовим инсценировки к сказам, песням, придумываем танцы; По итогам уроков творчества ученики выступают в других классах, в СДК на концертах, в саду и перед родителями.
В познавательном и эмоциональном плане очень много дают детям, родителям и учителю проведенные мною серии уроков творчества по теме “Детские зарубежные писатели”. Дети познакомились с творчеством Г.Х.Андерсена, Ш Перро, братьев Гримм, Р.Киплинга. К каждому уроку отводится на подготовку 1-2 недели. Ученики класса поделены на четыре группы по четыре ученика. Группы Знатоков, Затейников. Добряков и Чистюль. Главными героями урока становится одна группа и каждый член группы готовит стенд и сообщение по темам : Биография писателя, его творчество, о Родине автора, его известные соотечественники. После консультации учителя родитель со своим ребенком ходят в библиотеку , подбирают литературу, ищут фотографии, картины, вырезки и затем дети выступают со своими сообщениями и защитой стенда перед классом.
У детей остальных трех групп тоже много работы. Им для домашнего чтения дается одна из произведений автора с тем чтоб на уроке они смогли отгадать кроссворд по этому произведению и ответить на “ вопросы на засыпку”. Также каждая группа по прочитанному готовится к конкурсу, а к каждому уроку конкурсы разные: конкурс рисунков по Г.Х Андерсену; конкурс книжек самоделок по Ш Перро; конкурс инсценировок по братьям Гримм; на уроке, посвященном Р. Киплингу, группа уже сама решала, как будет защищать свой отрывок из произведения “ Маугли”.
Урок походит как соревнование между группами. Каждая проделанная работа оценивается в баллах - есть победители и побежденные, есть радость и слезы. А результаты выводят наши гости : родители, учителя и начальных и старших классов, и ученики с других классов. Учителю приятно видеть, как командиры со всей ответственностью оставляют своих детей группы после уроков; как они , требуя выполнения задания, ходят по пятам друзей; на волнение учащихся перед выступлениями; на радостные и гордые глаза матерей за своих детей.
Уроки творчества очень нравятся детям. Они с нетерпением ждут, когда же настанет их очередь стать знатоками. А родители, поддерживая своих детей, уже заранее подходят к учителю, узнают темы, получают задание.
На таких уроках
- дети учатся вместе жить и вместе решать свои проблемы, пробуют себя и свои силы, повышается ответственность, уровень самостоятельности, закаляется характер.
- в ходе подготовки к уроку дети, родители и учитель находятся в творческом контакте.
Общие цели сближают всех, а параллельно раскрываются и таланты матерей и отцов.
Урок творчества, посвященный 200-летию Г Х. Андерсена
Цель:
1. Расширение кругозора, исследовательских умений.
2. Воспитание чувств дружбы, коллективизма, единения, ответственности.
3. Единение учеников, родителей и учителя, сплоченных одной целью.
Подготовительная работа.
1. Встреча родителей с учителем, выяснение целей и задач выступления ребенка,
2. Организационная беседа учителя с учениками, постановка цели и задач перед всем классом, каждым учеником, группой и командирами групп.
3. Подбор необходимой литературы об Андерсене в сельской, школьной и личных библиотеках.
4. Подбор сказок для домашнего чтения по группам и конкурса рисунков:
1 группа - Сказка об оловянном солдатике.
2 группа - Снежная королева.
3 группа - Гадкий утенок
4 группа - Соловей.
5. Задания знатокам для подготовки сообщений:
1 знаток - Биография Г.Х.Андерсена.
2 знаток - Творчество сказочника.
3 знаток - Дания - Родина Г.Х. Андерсена
4 знаток - Сказка Ребячья болтовня
6. Перед уроком оформление группой выставки рисунков.
Ход урока
I. Оргмомент. Введение.
Правильно ли сказал учитель 170 лет тому назад про своего ученика Г.Х.Андерсена и почему? “Вы глупый юноша, из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто и никогда не будет читать Ваши сочинения.”
II. Прослушивание сообщений знатоков по заданной теме.
Каждому из выступающих отводится 3 минуты. После прослушивания они должны ответить на вопросы друзей.
III. Конкурс рисунков.
Командиры групп кратко знакомят с произведением, комментируя рисунки. Жюри обращает при оценивании внимание на содержание и качество рисунков, на активность членов группы.
IY. Конкурс “Бюро находок”.
В бюро находок Андерсена принесли утерянные вещи, чьи они?
Горошинка? - Принцесса;
Зонтик? -
Роза? - Кай;
Яйцо? - Гадкий утенок;
Чашка? -
Шелковая ленточка? - Танцовщица;
Муфта? - Герда;
Ружье? - Оловянный солдатик;
Y. Конкурс “Наш герой”
- О герое из какой сказки эти отрывки?
* Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце. И плавает он не хуже. (Гадкий утенок);
* Шел солдат по дороге: ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой.(Огниво)
* Она была так прелестна, так нежна. Глаза ее сверкали как звезды. Но в них не было ни теплоты, ни красоты.(Снежная Королева.)
* Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдат! (Оловянный солдатик)
* Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и с платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток. (Принцесса на горошине.)
* Никак не думал, что этот знаменитый так невзрачен с виду. Наверно, он посерел от страха и стал таким маленьким, увидев так много знатных особ. (Соловей)
YI. Конкурс отгадывания кроссвордов.
Наступило время кроссвордов. Какая группа отгадает быстрее, но главное, правильно.
Сказка “Соловей”
- Страна, где происходила действие.
- Страна, откуда привезли искусственного соловья.
- Какое звание присвоили девочке за то, что она нашла соловья?
- Как называется сказка?
- Где жил соловей?
- Кто вылечил искусственного соловья?
- Кто помог министрам найти соловья?
- Откуда узнал император о поющем соловье?
Сказка "Гадкий утенок"
- Кто жил в избушке?
- Как звали курицу?
- Где увидел себя гадкий утенок в первый раз?
- Гадкий кто?
- Как назвала мама-утка своего утенка увидев в первый раз?
- Что было на лапке у знатной утки?
- В кого превратилась утенок?
- Как звала старуха кота?
Сказка “Снежная королева”
- К чему Кай прицепил санки?
- Страна оленя и Снежной королевы?
- Куда попала слеза Герды?
- Что росла-росла и превратилась в Снежную королеву?
- Дворец Снежной королевы?
- У принцессы жила подруга Ворона. Кто она, Ворона?
- На чем написала письмо старуха-лапландка?
- Какое слово должен был составить Кай?
Сказка “Оловянный солдатик”
- Мать оловянных солдатиков.
- Девушка, которая понравилась оловянному солдатику?
- На чем поплыл солдат?
- Лучшая игрушка мальчика, у которого оказался солдатик?
- Кто жил в табакерке?
- Кто требовал паспорт у оловянного солдатика?
- Кто проснулся, когда игрушки расшумелись?
- Куда пустили мальчики лодку с солдатиком?
YII. Итог урока
Надеюсь, что вы много интересного узнали об известном сказочнике. И будете читать его сказки.