Урок творчества

Разделы: Начальная школа


В сельской местности, где нет детских центров, музыкальных школ, учитель общеобразовательной школы ищет пути развития и активизации творческого потенциала учащихся. Каждый человек уникален и неповторим. Раскрыть уникальные возможности каждого ребенка помогают уроки творчества. При проведении таких уроков преследуются цели:

  • Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, речи, расширение кругозора.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала детей.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Привлечение родителей в процесс обучения и воспитания .

На уроках творчества дети решают занимательные задания по математике и по русскому языку; учатся сочинять сказки , стихи, рассказы; также переделываем на свой лад слова песен, готовим инсценировки к сказам, песням, придумываем танцы; По итогам уроков творчества ученики выступают в других классах, в СДК на концертах, в саду и перед родителями.

В познавательном и эмоциональном плане очень много дают детям, родителям и учителю проведенные мною серии уроков творчества по теме “Детские зарубежные писатели”. Дети познакомились с творчеством Г.Х.Андерсена, Ш Перро, братьев Гримм, Р.Киплинга. К каждому уроку отводится на подготовку 1-2 недели. Ученики класса поделены на четыре группы по четыре ученика. Группы Знатоков, Затейников. Добряков и Чистюль. Главными героями урока становится одна группа и каждый член группы готовит стенд и сообщение по темам : Биография писателя, его творчество, о Родине автора, его известные соотечественники. После консультации учителя родитель со своим ребенком ходят в библиотеку , подбирают литературу, ищут фотографии, картины, вырезки и затем дети выступают со своими сообщениями и защитой стенда перед классом.

У детей остальных трех групп тоже много работы. Им для домашнего чтения дается одна из произведений автора с тем чтоб на уроке они смогли отгадать кроссворд по этому произведению и ответить на “ вопросы на засыпку”. Также каждая группа по прочитанному готовится к конкурсу, а к каждому уроку конкурсы разные: конкурс рисунков по Г.Х Андерсену; конкурс книжек самоделок по Ш Перро; конкурс инсценировок по братьям Гримм; на уроке, посвященном Р. Киплингу, группа уже сама решала, как будет защищать свой отрывок из произведения “ Маугли”.

Урок походит как соревнование между группами. Каждая проделанная работа оценивается в баллах - есть победители и побежденные, есть радость и слезы. А результаты выводят наши гости : родители, учителя и начальных и старших классов, и ученики с других классов. Учителю приятно видеть, как командиры со всей ответственностью оставляют своих детей группы после уроков; как они , требуя выполнения задания, ходят по пятам друзей; на волнение учащихся перед выступлениями; на радостные и гордые глаза матерей за своих детей.

Уроки творчества очень нравятся детям. Они с нетерпением ждут, когда же настанет их очередь стать знатоками. А родители, поддерживая своих детей, уже заранее подходят к учителю, узнают темы, получают задание.

На таких уроках

  • дети учатся вместе жить и вместе решать свои проблемы, пробуют себя и свои силы, повышается ответственность, уровень самостоятельности, закаляется характер.
  • в ходе подготовки к уроку дети, родители и учитель находятся в творческом контакте.

Общие цели сближают всех, а параллельно раскрываются и таланты матерей и отцов.

Урок творчества, посвященный 200-летию Г Х. Андерсена

Цель:

1. Расширение кругозора, исследовательских умений.

2. Воспитание чувств дружбы, коллективизма, единения, ответственности.

3. Единение учеников, родителей и учителя, сплоченных одной целью.

Подготовительная работа.

1. Встреча родителей с учителем, выяснение целей и задач выступления ребенка,

2. Организационная беседа учителя с учениками, постановка цели и задач перед всем классом, каждым учеником, группой и командирами групп.

3. Подбор необходимой литературы об Андерсене в сельской, школьной и личных библиотеках.

4. Подбор сказок для домашнего чтения по группам и конкурса рисунков:

1 группа - Сказка об оловянном солдатике.
2 группа - Снежная королева.
3 группа - Гадкий утенок
4 группа - Соловей.

5. Задания знатокам для подготовки сообщений:

1 знаток - Биография Г.Х.Андерсена.
2 знаток - Творчество сказочника.
3 знаток - Дания - Родина Г.Х. Андерсена
4 знаток - Сказка Ребячья болтовня

6. Перед уроком оформление группой выставки рисунков.

Ход урока

I. Оргмомент. Введение.

Правильно ли сказал учитель 170 лет тому назад про своего ученика Г.Х.Андерсена и почему? “Вы глупый юноша, из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто и никогда не будет читать Ваши сочинения.”

II. Прослушивание сообщений знатоков по заданной теме.

Каждому из выступающих отводится 3 минуты. После прослушивания они должны ответить на вопросы друзей.

III. Конкурс рисунков.

Командиры групп кратко знакомят с произведением, комментируя рисунки. Жюри обращает при оценивании внимание на содержание и качество рисунков, на активность членов группы.

IY. Конкурс “Бюро находок”.

В бюро находок Андерсена принесли утерянные вещи, чьи они?

Горошинка? - Принцесса;

Зонтик? -

Роза? - Кай;

Яйцо? - Гадкий утенок;

Чашка? -

Шелковая ленточка? - Танцовщица;

Муфта? - Герда;

Ружье? - Оловянный солдатик;

Y. Конкурс “Наш герой”

- О герое из какой сказки эти отрывки?

* Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце. И плавает он не хуже. (Гадкий утенок);

* Шел солдат по дороге: ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой.(Огниво)

* Она была так прелестна, так нежна. Глаза ее сверкали как звезды. Но в них не было ни теплоты, ни красоты.(Снежная Королева.)

* Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдат! (Оловянный солдатик)

* Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и с платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток. (Принцесса на горошине.)

* Никак не думал, что этот знаменитый так невзрачен с виду. Наверно, он посерел от страха и стал таким маленьким, увидев так много знатных особ. (Соловей)

YI. Конкурс отгадывания кроссвордов.

Наступило время кроссвордов. Какая группа отгадает быстрее, но главное, правильно.

Сказка “Соловей”

  1. Страна, где происходила действие.
  2. Страна, откуда привезли искусственного соловья.
  3. Какое звание присвоили девочке за то, что она нашла соловья?
  4. Как называется сказка?
  5. Где жил соловей?
  6. Кто вылечил искусственного соловья?
  7. Кто помог министрам найти соловья?
  8. Откуда узнал император о поющем соловье?

Сказка "Гадкий утенок"

  1. Кто жил в избушке?
  2. Как звали курицу?
  3. Где увидел себя гадкий утенок в первый раз?
  4. Гадкий кто?
  5. Как назвала мама-утка своего утенка увидев в первый раз?
  6. Что было на лапке у знатной утки?
  7. В кого превратилась утенок?
  8. Как звала старуха кота?

Сказка “Снежная королева”

  1. К чему Кай прицепил санки?
  2. Страна оленя и Снежной королевы?
  3. Куда попала слеза Герды?
  4. Что росла-росла и превратилась в Снежную королеву?
  5. Дворец Снежной королевы?
  6. У принцессы жила подруга Ворона. Кто она, Ворона?
  7. На чем написала письмо старуха-лапландка?
  8. Какое слово должен был составить Кай?

Сказка “Оловянный солдатик”

  1. Мать оловянных солдатиков.
  2. Девушка, которая понравилась оловянному солдатику?
  3. На чем поплыл солдат?
  4. Лучшая игрушка мальчика, у которого оказался солдатик?
  5. Кто жил в табакерке?
  6. Кто требовал паспорт у оловянного солдатика?
  7. Кто проснулся, когда игрушки расшумелись?
  8. Куда пустили мальчики лодку с солдатиком?

YII. Итог урока

Надеюсь, что вы много интересного узнали об известном сказочнике. И будете читать его сказки.